Лекция 3.2 Пурпурные, зеленые бактерии и гелиобактерии. Особенности фотосинтеза, пигментной системы. Распространение фототрофных эубактерий в природе.
План лекции:
26. Пурпурные бактерии
2. Зеленые эубактерии.
3. Гелиобактерии.
4. Распространение фототрофных эубактерий в природе.
Пурпурные бактерии
Группа пурпурных бактерий, насчитывающая более 50 видов, представлена одноклеточными организмами разной морфологии (рисунок 1). Длина их колеблется от 1 до 20 мкм, ширина — от 0,3 до 6 мкм. Некоторые виды образуют выросты. Среди пурпурных бактерий есть неподвижные и подвижные формы. Движение осуществляется с помощью одного или пучка жгутиков, расположенных обычно полярно. Большинство пурпурных бактерий размножаются бинарным делением, некоторые виды — почкованием. Клетки неподвижных форм, размножающихся поперечным делением в разных плоскостях, имеют тенденцию формировать агрегаты правильной геометрической формы.
Все пурпурные бактерии окрашиваются отрицательно по Граму. Для клеток характерна хорошо развитая система внутрицитоплазматических фотосинтетических мембран, являющихся производными ЦПМ. Мембраны имеют вид отдельных пузырьков, трубок или пластинок (ламелл), располагающихся по периферии клетки, и представляют вместе с ЦПМ единую систему. Некоторые виды пурпурных бактерий содержат газовые вакуоли. В качестве запасных веществ обнаружены углевод типа гликогена и поли-3-оксимасляная кислота. Группа пурпурных бактерий довольно гетерогенна в отношении нуклеотидного состава ДНК. Молярное содержание ГЦ-оснований колеблется от 45 до 73 %, хотя у большинства представителей оно находится в пределах 61—73 %.
Все пурпурные бактерии характеризуются сходным строением и функционированием фотосинтетического аппарата. Они могут расти на свету в анаэробных условиях, осуществляя фотосинтез бескислородного типа. На основании ряда физиологических признаков группу подразделяют на пурпурные серные и несерные бактерии.
Рисунок 1. Основные морфологические типы пурпурных бактерий: А — несерные пурпурные бактерии: 1 — Rhodospirillum; 2 — Rhodomicrobium; 3 — Rhodobacter sphaeroides; 4 — Rhodocyclus; 5 — Rhodopseudomonas palustris; Б — пурпурные серобактерии: 6— Ectothiorhodospira; 7— Thiospirillum; 8— Chromati-um; 9 — Thiocystis; 10 — Thiodlctyon; 11 — Thiocapsa (по Горленко, Дубининой,
Кузнецову, 1977)
Для пурпурных серобактерий основной способ существования- фотолитоавтотрофия. Все представители этой группы могут расти при освещении в анаэробных условиях на среде с СО2 в качестве единственного источника углерода, используя как донор электронов сульфид (H2S). Многие виды могут использовать для этой цели молекулярную серу, сульфит, тиосульфат, молекулярный водород. Сульфид окисляется последовательно до молекулярной серы или сульфата. Ферменты, катализирующие окисление восстановленных соединений серы, локализованы в периплазматическом пространстве и на наружной поверхности ЦПМ.
Пурпурные серобактерии обнаруживают весьма ограниченную способность использовать органические соединения. В большинстве случаев последние служат дополнительными источниками углерода и редко — донорами электронов. Все виды могут фотометаболизировать ацетат и пируват, только некоторые способны существовать полностью фотоорганогетеротрофно.
Спектр отношения к молекулярному кислороду в этой группе достаточно широк. В большинстве пурпурные серобактерии высоко чувствительны к О2, однако и среди них есть виды, растущие в темноте в аэробных условиях на минеральной среде или с использованием органических соединений. Хемолитоавтотрофный рост при низком содержании О2 обнаружен у ряда пурпурных серобактерий, ассимилирующих СО2 в восстановительном пентозофосфатном цикле, а энергию получающих в процессе дыхания в результате окисления сульфида, тиосульфата, молекулярной серы или Н2. Для некоторых представителей показан аэробный хемоорганогетеротрофный рост. Органические вещества в этом случае используются как источники углерода и энергии. Последняя запасается в процессе дыхания. Некоторые пурпурные серобактерии оказались также способными расти в темноте в анаэробных условиях (в атмосфере аргона или молекулярного водорода), сбраживая некоторые сахара или органические кислоты.
Пурпурные несерные бактерии имеют склонность к фотоор-ганогетеротрофному образу жизни, предпочитая в качестве доноров электронов и источников углерода в процессе фотосинтеза простые органические соединения: жирные кислоты, спирты, сахара, аминокислоты. Многие виды способны расти фотолитоавтотрофно, используя молекулярный водород в качестве донора электронов для восстановления СО2.
Некоторые типичные несерные пурпурные бактерии растут при освещении на минеральной среде, используя в качестве донора электронов H2S, тиосульфат или молекулярную серу. В большинстве случаев сульфид окисляется только до молекулярной серы, никогда не откладывающейся в клетке.
В группе несерных бактерий обнаружено большое разнообразие метаболических путей, связанных с получением энергии. Многие представители этой группы способны расти в темноте в микроаэробных или аэробных условиях, получая энергию в процессе дыхания.
Представители рода Rhodobacter способны к хемоавтотрофии. Они растут на минеральной среде в темноте при пониженной концентрации О2, используя энергию, получаемую при окислении молекулярного водорода, для ассимиляции СО2.
У несерных пурпурных бактерий развиты контакты с молекулярным кислородом. У них имеются ферментные системы защиты от О2. Все несерные пурпурные бактерии способны расти хемотрофно в микроаэробных условиях, хотя не все из них могут переносить атмосферное содержание О2. При концентрации О2 от 0,5 до 5 % фотосинтез и окислительный метаболизм могут функционировать одновременно. Молекулярный кислород у несерных пурпурных бактерий (как и у всех эубактерий, осуществляющих бескислородный фотосинтез) выступает как мощный фактор, регулирующий их метаболизм. Уже в достаточно низких концентрациях О2 ингибирует синтез бактериохлорофиллов, внутрицитоплазматических мембран и рибулозодифосфаткарбоксилазы. В то же время в присутствии О2 наблюдается увеличение активности ферментов ЦТК.
Среди представителей рода Rhodobacter обнаруженаспособность расти в анаэробных условиях за счет окисления органических соединений, сопряженного с транспортом электронов на нитраты (анаэробное дыхание). Наконец, в последние годы для ряда несерных пурпурных бактерий показана способность расти анаэробно в темноте, осуществляя сбраживание органических субстратов, таких как сахара, пируват.
Таким образом, в этой группе обнаружены разные биосинтетические способности, сочетающиеся с разнообразными способами получения энергии. Источниками углерода могут быть СО2 или органические соединения, а источниками энергии — фотосинтез, аэробное и анаэробное дыхание, брожение.
Основные физиолого-биохимические различия между серными и несерными пурпурными бактериями представлены в таблице 1.
Недавно обнаружены эубактерий, выделенные в новый род Erythrobacter, образующие подобно многим пурпурным бактериям бактериохлорофилл а, но растущие только в аэробных условиях.
Таблица 1. Основные физиолого-биохимические различия между серными и несерными пурпурными бактериями
Признак | Пурпурные бактерии | |
несерные | серные | |
Доноры электронов при фотосинтезе: H2S S° Н2 Органические соединения | ±* ± + ++ | ++ + + ± |
Источники углерода: СО2 Органические соединения | + ++ | ++ ++** |
Рост в темноте на органических средах за счет: аэробного дыхания анаэробного дыхания брожения | + ± ± | ± - ± |
Способность к хемоавтотрофии | ± | + |
Отношение к О2 воздуха | Факультативные анаэробы | В большинстве — строгие анаэробы; отдельные виды — факультативные анаэробы |
Способность к азотфиксации | ± | + |
* Признак обнаружен у всех (++), большинства (+), некоторых (±) представителей группы; (-) признак отсутствует.
** Количество фотоассимилируемых органических соединений и степень их использования невелики.
В отличие от пурпурных бактерий представители рода Erythrobacter — облигатно аэробные хемоорганогетеротрофы: не могут расти анаэробно ни на свету, ни в темноте; не растут на свету в аэробных условиях за счет неорганических субстратов, но хорошо растут в тех же условиях в присутствии разнообразных органических соединений (сахаров, органических кислот, некоторых одноуглеродных соединений). Многие штаммы нуждаются в витаминах.
В то же время получены экспериментальные доказательства использования эритробактерами энергии света: установлено обратимое фотоокисление бактериохлорофилла а реакционного центра, показано светозависимое включение СО2 и повышение уровня АТФ в клетке; установлена способность мембранных препаратов к фотофосфорилированию. Однако фотосинтетическая активность у эритробактера может иметь значение только для поддержания жизнеспособности клеток в отсутствие в среде субстратов, обеспечивающих рост.
Бактерии рода Erythrobacter интересны тем, что необходимую для роста энергию получают в результате аэробного дыхания, но не утратили при этом бактериохлорофилла а и других компонентов фотосинтетического аппарата.
Зеленые эубактерии
Представляет группу эубактерий, осуществляющих фотосинтез бескислородного типа, разделена на две подгруппы. Зеленые серобактерии — строгие анаэробы и облигатные фототрофы, способные расти на среде с H2S или молекулярной серой в качестве единственного донора электронов; при окислении сульфида до молекулярной серы последняя всегда откладывается вне клетки.
В другую подгруппу выделены нитчатые, передвигающиеся скольжением формы, факультативные анаэробы, предпочитающие использовать органические соединения при фототрофном метаболизме.
Рисунок 2. Основные морфологические формы зеленых бактерий: Л — зеленые серобактерии: 1 — Chlorobium limicola; 2 — Chlorobuim vibrioforme; 3 — Prosthecochloris aestuarii; 4 — Pelodictyon luteolum; 5 — Pelodictyon clathratifome; 6 — Clathrochloris suifurica; 7 — Ancalochloris perftlievii; Б — зеленые скользящие бактерии: 8— Chloroflexus aurantiacus; 9— Chloronema giganteum; 10— Oscillochloris chrysea (по Горленко, Дубининой, Кузнецову, 1977)
Почти все зеленые серобактерии — грамотрицательные одноклеточные неподвижные формы (рисунок 2, А). Клетки палочковидные, яйцеобразные или слегка изогнутые. При выращивании в чистой культуре часто образуют цепочки, клубки или сетчатые структуры. Размножаются бинарным делением. В качестве запасного вещества накапливают гликогеноподобный полисахарид. Группа достаточно однородна по нуклеотидному составу ДНК: молярное содержание ГЦ-оснований колеблется от 48 до 58 %.
Зеленые нитчатые бактерии состоят из множества палочковидных клеток (рисунок 2, Б), размеры которых зависят от вида (0,5 — 5,5) х (2—6) мкм. Длина трихомов достигает 100—300 мкм. У некоторых видов трихомы окружены слизистым чехлом. Все описанные представители этой подгруппы имеют типичную грамотрицательную клеточную стенку, но не ригидную, а гибкую, обеспечивающую скользящее движение. Клетки внутри трихома размножаются поперечным бинарным делением. Кроме того, как и все нитчатые формы, зеленые скользящие бактерии размножаются путем отделения небольшой части трихома. Первая зеленая нитчатая бактерия Chloroflexus aurantiacus была выделена из термального серного источника. Позднее были выделены мезофильные варианты этого вида.
Все зеленые серобактерии — облигатные фотолитоавтотрофы и строгие анаэробы (гораздо более строгие, чем пурпурные серобактерии). В присутствии О2 они не растут. Основной источник углерода — углекислота. Как доноры электронов могут использовать только неорганические соединения: H2S, S°, Na2S2O3, H2. Окисление сульфида, происходящее в периплазматическом пространстве, на первом этапе приводит к образованию молекулярной серы, откладывающейся вне клетки. После исчерпания H2S из среды S° поглощается клетками и в периплазматическом пространстве происходит ее последующее окисление до сульфата.
Способность использования зелеными серобактериями органических соединений ограничена несколькими сахарами, аминокислотами и органическими кислотами. Добавление этих соединений в среду приводит к некоторому стимулированию роста культуры и сводится к тому, что они в ограниченной степени используются как дополнительные источники углерода. Их использование возможно только при наличии в среде H2S и СО2. Включение органических соединений в метаболизм зеленых серобактерий происходит по путям, сходным для большинства эубактерий. Определенная роль отводится обнаруженному в этой группе организмов «разорванному» ЦТК, функционирующему в системе конструктивного метаболизма. Для большинства зеленых серобактерий показана способность к фиксации N2.
Физиолого-биохимическая характеристика зеленых нитчатых бактерий основана главным образом на данных, полученных для разных штаммов Chloroflexus aurantiacus, обнаруживших значительное метаболическое разнообразие. С. aurantiacus может быть охарактеризован как факультативный анаэроб и фототроф. На свету он растет в аэробных и анаэробных условиях в присутствии разнообразных органических соединений: Сахаров, спиртов, органических кислот и аминокислот. Некоторые штаммы этого вида способны к анаэробному фотоавтотрофному росту, используя Н2 или H2S в качестве донора электронов. Окисление H2S приводит к образованию молекулярной серы и отложению ее в среде в виде аморфной массы. Молекулярная сера в очень незначительной степени затем окисляется до сульфата.
Несмотря на то, что в клетках С. aurantiacus обнаружены ферменты гликолитического пути, ЦТК и глиоксилатного шунта. В то же время у С. aurantiacus не найдено ни восстановительного ЦТК, ни восстановительного пентозофосфатного цикла и механизм, по которому осуществляется автотрофная фиксация СО2, пока не ясен.
Хотя Chloroflexus растет в присутствии молекулярного кислорода, последний репрессирует синтез бактериохлорофиллов и образование хлоросом. В природных условиях популяции этих бактерий часто имеют оранжевый цвет из-за высокого содержания каротиноидов и низкого содержания бактериохлорофиллов в клетке. Поэтому первоначально Chloroflexus принимали за гетеротрофный организм. Только в фотолитоавтотрофных условиях при высоком содержании сульфида в среде и низких интенсивностях света популяции Chloroflexus имеют зеленый цвет, обусловленный высоким содержанием бактериохлорофилла с. Данные, сравнивающие по некоторым признакам обе подгруппы зеленых бактерий, суммированы в таблице 2.
Таблица 2. Основные физиолого-биохимические различия между зелеными нитчатыми и серными бактериями
Признак | Зеленые бактерии | |
серные | нитчатые* | |
Организация | одноклеточная | многоклеточная |
Подвижность | неподвижные, за исключением представителей рода Chloroherpeton | подвижные (скольжение) |
Газовые вакуоли | +** | + |
Запасное вещество | гликогеноподобный полисахарид | поли-β-оксимасляная кислота |
Молярное содержание ГЦ-оснований в ДНК, % | 48-58 | 53-55 |
Отношение к температуре | мезофилы | мезофилы и термофилы |
Доноры электронов при фотосинтезе | H2S, S°, Na2S203, H2 | H2S, H2, органические соединения |
Механизм ассимиляции СО2 при фотосинтезе | восстановительный ЦТК | не известен |
Источники углерода | СО2, органические соединения | органические соединения, СО2 |
Рост в темноте на органических средах за счет: аэробного дыхания анаэробного дыхания брожения | - - - | ++ ± ? |
Цикл трикарбоновых кислот | «разорван» | «замкнут» |
Способность к хемоавтотрофии | — | — |
Отношение к О2 | облигатные анаэробы | факультативные анаэробы |
Способность к азотфиксации | + | ? |
* Физиолого-биохимические свойства изучены в основном у разных штаммов Chloroflexus aurantiacus.
** — данных нет; остальные обозначения см. в таблице 1.
Гелиобактерии
Недавно обнаружены строго анаэробные фототрофные бактерии, содержащие единственный бактериохлорофилл g, отсутствующий в других группах фотосинтезирующих эубактерий с бескислородным типом фотосинтеза. Описаны два вида, различающиеся морфологически: Heliobacterium chlorum — одиночные длинные палочки (1x7—10 мкм), способные передвигаться скольжением, и Heliobacillus mobilis — короткие палочковидные формы с перитрихиально расположенными жгутиками. Клеточная стенка грамотрицательного типа, но по нуклеотидной последовательности 16S рРНК и составу пептидогликана данные гелиобактерии близки к грамположительным эубактериям Bacillus subtilis.
В клетках помимо необычного бактериохлорофилла g обнаружено небольшое количество каротиноидов. Пигменты локализованы в ЦПМ, развитой системы внутрицитоплазматических мембран и хлоросом нет. Способ существования — облигатная фототрофия. Рост возможен только на свету в анаэробных условиях. Источниками углерода могут служить некоторые органические кислоты: уксусная, молочная, пировиноградная, масляная. Показана также возможность функционирования путей автотрофной фиксации СО2 (модифицированный и неполный восстановительный ЦТК). Дыхательный метаболизм отсутствует. Обнаруженные виды — активные азотфиксаторы.
Большой интерес к гелиобактериям связан с предположением, что они являются наиболее древними из существующих в настоящее время фотосинтезирующих эубактерий. Кроме того, на основании сходства между бактериохлорофиллом g и хлорофиллом с высказывается предположение о том, что гелиобактерии— предки пластид, содержащих хлорофилл с, имеющихся в группах бурых, диатомовых, золотистых и других водорослей.