Блок 6. эволюция живой природы
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Задания |
Эволюция живой природы. Эволюционная теория. Движущие силы эволюции | Мутации – исходный материал для естественного отбора Результат действия популяционных волн – изменение соотношения редких аллелей | |
Вид. Популяция. Результаты эволюции | Определение понятия «вид» по описанию | |
Происхождение жизни и эволюция живой природы | Суждения о возникновении жизни на Земле по А.И. Опарину | |
Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира. Задания с множественным выбором | Биологический прогресс членистоногих Значение дрейфа генов в эволюции Ароморфозы в эволюции пресмыкающихся | |
Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на популяционно-видовом | Ароморфозы земноводных, пресмыкающихся, птиц Сравнение ароморфоза и идиоадаптации | |
Установление последовательности биологических процессов | Последовательность ароморфозов в эволюции позвоночных животных Последовательность географического видообразования | |
Применение биологических знаний в практических ситуациях | Причины сохранения вредных мутаций в популяции и их значение в эволюции | |
Задание на анализ биологической информации | Признаки, по которым породы домашних голубей и их дикий предок относятся к одному виду | |
Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира | Признаки биологического регресса у кистеперых рыб Причины проявления атавизмов у людей Биологический прогресс, достигаемый в результате идиоадаптации и дегенерации Первые организмы, обеспечившие образование кислорода, его влияние на эволюцию жизни на Земле Причины, по которым современная кистеперая рыба латимерия не является предком земноводных Палеонтологические доказательства эволюции (переходные формы и филогенетические ряды), их значение Характеристика ароморфоза как основы биологического прогресса (в общем плане) Идиоадаптации, позволившие цветковым растениям широко распространиться на Земле |
Трудные задания:
ü умения по описанию определять критерии вида,
ü гомологичные и аналогичные органы,
ü ароморфозы в эволюции животных
ü суждение по А.И. Опарину о возникновении жизни на Земле
ü умения сравнивать и сопоставлять эволюционные процессы,
ü ароморфные и идиоадаптивные признаки животных
ü устанавливать правильную последовательность процессов видообразования и формирования приспособленности как результата эволюции
ü объяснить причины сохранения вредных мутаций в популяции и их значение в эволюции,
ü проявления атавизмов у людей,
ü причины, по которым современная кистеперая рыба латимерия не может быть предком земноводных;
ü охарактеризовать палеонтологические доказательства эволюции (переходные формы и филогенетические ряды), их значение,
ü биологический прогресс, достигаемый в результате идиоадаптации и дегенерации,
ü организмы, обеспечившие появление кислорода и его влияние на эволюцию жизни на Земле,
ü признаки биологического регресса у кистеперых рыб.
Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности
№ задания | Проверяемые элементы содержания | Задания |
Экологические факторы. Взаимоотношения организмов в природе | Получение соединений азота росянкой при питании насекомыми | |
Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах. Задания с множественным выбором | Продуктивность биомассы в разных экосистемах | |
Сопоставление биологических объектов, процессов, проявляющихся на экосистемном уровне | Объекты и вещества биосферы (биогенное, биокосное, живое) Взаимоотношения организмов (хищничество и конкуренция) Характеристика экологических групп: сапротрофов и паразитов | |
Применение биологических знаний в практических ситуациях | Экологические проблемы: кислотные дожди и озоновые дыры, их влияние на биосферу |
Трудные задания:
на установление продуктивности биомассы в разных экосистемах;
сопоставление объектов и веществ биосферы (биогенного, биокосного, живого),
взаимоотношений организмов (хищничества и конкуренции),
экологических групп (сапроторофов и паразитов).
Для преодоления минимального балла на экзамене следует обратить внимание на повторение и закрепление обучающимися с минимальной подготовкойучебного материала, составляющего базовое ядро содержания биологического образования.
К числу обязательных знаний относятся:
– методы изучения живой природы;
– биологическая терминология и символика;
– основные признаки биологических объектов; основных царств живой природы;
– строение и функции органоидов клетки;
– значение митоза и мейоза;
– основные особенности строения и жизнедеятельности организма человека;
– меры профилактики травм и инфекционных заболеваний;
– основные критерии вида, приспособленность организмов к среде обитания;
– среды обитания, цепи питания, роль растений и животных в экосистемах;
Обучающиеся должны овладеть следующими умениями:
– различать биологические объекты по их описанию и рисункам;
– называть представителей разных отделов растений, типов и классов животных;
– составлять схемы цепей питания;
Для достижения более высоких результатов на экзамене следует обратить внимание на повторение и закрепление обучающимися с удовлетворительной подготовкойследующего учебного материала:
– формулировки основных положений клеточной теории, законы наследственности и изменчивости;
– химический состав, строение и функции клеток;
– особенности обмена веществ и превращения энергии в клетке и организме;
– деление клетки, характеристика фаз митоза и мейоза;
– процессы гаметогенеза у животных;
– особенности строения, жизнедеятельности и размножения растений и животных;
– строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека;
– движущие силы эволюции, их значение в эволюции;
– определение и критерии вида, приспособленность организмов;
– основные ароморфозы в развитии растений и животных;
– признаки родства человека и животных;
– роль организмов разных царств в круговороте веществ и превращении энергии в биосфере.
Обучающиеся должны владеть следующими умениями:
– выявлять существенные признаки биологических объектов, процессов, явлений;
– сравнивать клетки и организмы разных царств живой природы;
– сравнивать митоз и мейоз;
– определять генотипы и фенотипы родителей и потомства;
– обосновывать необходимость соблюдения гигиенических норм и правил здорового образа жизни;
– устанавливать приспособленность организмов к среде обитания;
– составлять схемы цепей питания в экосистемах;
– решать простейшие биологические задачи по цитологии и генетике;
– определять хромосомный набор соматических и половых клеток.
Для достижения более высоких результатов на экзамене дополнительно к элементам знаний и умений, обозначенных для предыдущих групп обучающихся, школьниками с хорошей биологической подготовкойдолжны быть освоены также следующие знания:
– хромосомная теория наследственности, теория антропогенеза, эволюционная теория, закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова;
– обмен веществ и превращение энергии в клетке и организме человека; матричные реакции (биосинтез белка, ДНК, РНК);
– вирусы как неклеточная форма жизни;
– характеристика фаз митоза и мейоза, биологическое значение митоза и мейоза;
– закономерности индивидуального развития организмов, онтогенез растений и животных, циклы развития основных отделов растений;
– мутаций и их значение в эволюции;
– методы селекции и биотехнологии, основные направления биотехнологии, их значение;
– строение анализаторов, нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности организма человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
– движущие силы эволюции, их взаимосвязь, результаты эволюции: видообразование и формирование приспособленности организмов к среде обитания;
– пути и направления эволюционного процесса, роль биологических и социальных факторов в эволюции человека;
– функциональные группы организмов в экосистемах, их роль в круговороте веществ.
Обучающиеся должны владеть следующими умениями:
– сравнивать процессы обмена веществ организмов разных царств живой природы, типы деления клеток, формы размножения организмов;
– определять набор хромосом и ДНК в разных фазах деления клетки;
– узнавать по рисункам биологические объекты и описывать их;
– различать безусловные и условные рефлексы;
– устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями химических веществ, органоидов клетки, приспособленностью организмов и средой их обитания, положением функциональной группы в экосистеме и ее ролью;
– составлять схемы скрещивания и решать задачи по генетике и цитологии разного типа.
Дополнительно к элементам знаний и умений, рекомендованных выпускникам предыдущим группам обучающихся, ученики с отличной подготовкой должны уметь:
– обосновывать значение методов биологической науки в познании живой природы, значение гена, генетического кода и матричных реакций в реализации наследственной информации организма, эволюционной теории в развитии селекции, биотехнологии;
– анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения;
– объяснять сущность и значение биологических законов, теорий, закономерностей, использовать их для объяснения процессов и явлений в живой природе;
– формулировать выводы, делать обобщения при решении биологических задач;
– объяснять этапы видообразования и формирования приспособленности организмов с позиции синтетической теории эволюции;
– устанавливать причины, обеспечивающие устойчивость и смену экосистем, ее саморегуляцию;
– сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы;
– обосновывать сущность учения В.И. Вернадского о функциях живого вещества в биосфере, последствия глобальных изменений и меры сохранения равновесия в природе;
– применять знания по цитологии и генетике в новой ситуации при решении задач для обоснования полученных результатов.
также на задания со свободным развернутым ответом, требующих от учащихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.
Помощь учителю при подготовке обучающихся к ЕГЭ окажут статьи в журнале «Биология в школе» (№1 2009-2010 г.г., №10 2011-2015 г.г.).
Модель ЕГЭ по биологии, используемая в последние годы, зарекомендовала себя как эффективная, способная адекватно оценить образовательные достижения выпускников, дифференцировать участников с разным уровнем подготовки, выявить тех, кто в дальнейшем продолжит обучение в вузах биологического профиля.
Анализ результатов показал, что большинство выпускников овладели базовым ядром содержания биологического образования. Результаты выполнения экзаменационной работы в значительной степени определяются типом заданий. Больше всего верных ответов дали выпускники на задания 1–25. Участники показали высокие результаты при выполнении заданий части 1 с выбором одного верного ответа по темам: клетка, строение и функции; генетика; строение и жизнедеятельность растений; характеристика позвоночных животных; гигиена человека; экология.
Разноплановые задания 26–33 с кратким ответом (с выбором нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов, объектов, явлений) выявляют умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи, анализировать представленные в задании элементы содержания в самых различных взаимосвязях, сравнивать и находить существенные признаки биологических объектов и процессов, определять их последовательность. Из трех типов заданий с кратким ответом 26–33 наибольшие затруднения вызвали задания на установление соответствия и последовательности объектов, процессов, явлений (выполнение – 25–35%). На задания этого типа следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по биологии.
Задания с развернутым ответом (34–40) как обязательный компонент экзаменационной работы позволяют не только оценить знания участников, но и выявить умения самостоятельно излагать и обосновывать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, приводить доказательства, делать выводы, анализировать биологическую информацию, находить в тексте ошибки и исправлять их, применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях. Однако, как показывают результаты выполнения заданий 34–40, эти задания выполняют и получают максимальный балл только экзаменуемые с отличной подготовкой. В остальных группах результаты существенно ниже заявленного уровня освоения. В то же время с задачами по генетике (линия 40), которые несколько лет назад вызывали затруднения, справились и получили максимальные баллы 22–35% участников, по сравнению с запланированным выполнением в интервале 7–25%. Это свидетельствует об овладении учащимися умениями применять знания по генетике при решении задач. Вероятно, в этом большую роль сыграло постоянное использование в экзаменационной работе генетических задач разного типа и рекомендации, данные по решению и оформлению задач в пособиях по подготовке к ЕГЭ.
Проведенный анализ результатов экзаменационной работы, выявленные проблемы в освоении выпускниками знаний и умений, составляющих основу их биологической подготовки, позволяют высказать некоторые общие рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ 2016 г. На уроках биологии необходимо обеспечить освоение обучающимися основного содержания курса биологии и оперирования ими разнообразными видами учебной деятельности, представленными в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников.
В наиболее тщательной проработке на уроках биологии нуждается материал, который традиционно вызывает затруднение у многих выпускников:
1) обмен веществ на клеточном и организменном уровнях;
2) методы селекции и биотехнологии;
3) хромосомный набор клеток, деление клеток, митоз и мейоз;
4) циклы развития растений, гаметофит и спорофит;
5) движущие силы эволюции; результаты, пути и направления эволюции растений и животных;
6) нервная система и нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека.
Эти темы явно недостаточно проработаны, поэтому низкие результаты показали участники во всех группах.
При изучении этих тем в 10–11 классах необходимо повторить учебный материал, изученный в основной школе, и на его базе формировать новые понятия. На уроках биологии необходимо уделять внимание развитию у обучающихся умений анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения, работать с изображением биологических объектов, сравнивать определять и характеризовать их, приводя необходимые аргументы.
При проведении различных форм контроля в школе более широко нужно использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ЕГЭ. Особое внимание следует уделять заданиям на сопоставление и установление соответствия биологических объектов, процессов, явлений, а также на задания со свободным развернутым ответом, требующие от учащихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.
Для достижения положительных результатов на экзамене следует в учебном процессе увеличить долю самостоятельной деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнение творческих, исследовательских заданий.