Становление развития в биологии
Идея развития в биологии и проблемы биологического прогресса
реферат по дисциплине: Философия науки
Выполнил: аспирант
Шигапова Л.Х.
Проверил: доцент, к.б.н.
Гимадутдинов О.А.
Казань, 2014
Содержание реферата
Содержание | ||
Введение | ||
Становление идеи развития в биологии: Телеология. Эволюционная теория | ||
Взгляды Ламарка и Ч. Дарвина на прогресс в живой природе | ||
Пути достижения биологического прогресса по А.Н. Северцову. Биологический регресс - как одна из форм биологического прогресса живой системы. | ||
Развитие биологии в 21 веке | ||
Заключение | ||
Список использованной литературы |
Введение
На протяжении всей истории живой природы, ее развитие осуществляется от более простого к более сложному, от менее совершенного к более совершенному, т.е. эволюция носит прогрессивный характер. Таким образом, общий путь развития живой природы — от простого к сложному, от примитивного к более совершенному. Именно этот путь развития живой природы и обозначают термином «прогресс». Однако всегда закономерно возникает вопрос: почему же в современной фауне и флоре одновременно с высокоорганизованными существуют низкоорганизованные формы? Когда подобная проблема встала перед Ж.Б. Ламарком, он вынужден был прийти к признанию постоянного самозарождения простых организмов из неорганической материи. Ч. Дарвин же считал, что существование высших и низших форм не представляет затруднений для объяснения, так как естественный отбор, или выживание наиболее приспособленных, не предполагает обязательного прогрессивного развития — он только дает преимущество тем изменениям, которые благоприятны для обладающего ими существа в сложных условиях жизни. А если от этого нет никакой пользы, то естественный отбор или не будет вовсе совершенствовать эти формы, или усовершенствует их в очень слабой степени, так что они сохранятся на бесконечные времена на их современной низкой ступени организации.
Становление развития в биологии
Проблема развития является одной из важнейших проблем, как в философии, так и в биологии. Сущность живого не понять вне развития. Но если в биологии формируется частнонаучная теория развития применительно к биологическим процессам, то в философии разрабатывается всеобщая теория развития. Философским учением о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является диалектика.
Следует различать категории «движение» и «развитие». Движение – это единственный способ существования материи, это любое изменение, начиная с простого механического перемещения и заканчивая социальными процессами. Частным случаем движения является развитие. Развитие – это качественные, направленные, необратимые изменения.
Идеи развития раньше всего проникли в общественные науки. В биологии до XIX века признавалось развитие только отдельных организмов. Считалось, что живая природа в целом меняется, но не развивается. Т.е. в науке господствовали метафизические представления о качественной неизменности природы. Метафизика – это противоположный диалектике метод познания, не учитывающий развитие объектов.
До XIX века наука не могла объяснить происхождение видов. Чтобы объяснить огромное разнообразие видов, их приспособленность к среде обитания и общую гармонию в природе учёные использовали религиозные принципы. Телеология – это религиозное учение о целесообразности в природе. С позиции телеологии каждый вид идеально приспособлен к среде обитания потому, что был создан богом именно для данных условий. По мнению телеологов целесообразность и гармония природы не могли сформироваться саморазвитием и поэтому являются доказательством существования разумного творца [9].
Все современное естествознание, не сознавая того, насквозь пропитано телеологией. Основной постулат, с которым естествоиспытатель подходит к пониманию явлений природы — это тот, что в природе вообще есть смысл, что ее можно осмыслить и понять, что между законами мышления и познания, с одной стороны, и строем природы — с другой, есть некая предустановленная гармония. Без этого безмолвного допущения невозможно никакое естествознание [1].
Эволюционная теория развития. Идея эволюции вызревала в науке постепенно. Первой серьёзной попыткой объяснить развитие живой природы стало учение Ж.Б. Ламарка (1809). Но в нём предлагалось ошибочное объяснение механизма эволюции и сохранялись элементы телеологии. Революционным прорывом стало учение Ч. Дарвина и Альфреда Уоллеса, ставшее первым синтезом эволюционных идей в истории биологии. Главная заслуга Дарвина не в том, что он доказал факт эволюции, а в том, что он раскрыл её механизм.
Учение Дарвина является примером естественнонаучного материализма и стихийной диалектики. Впервые появилась возможность, не прибегая к религиозным идеям, на материалистической основе объяснить развитие живой природы, многообразие видов. Была опровергнута телеология. В природе нет целесообразности в человеческом понимании цели как планируемого результата. Приспособленность видов не планировалась богом, а стала результатом естественных процессов, закономерным следствием естественного отбора [4].