Изучение следов жизнедеятельности

Подвижность птиц, с одной стороны, делает их более заметными, с другой, препятствует длительному наблюдению за ними. Поэтому изучение следов жизнедеятельности помогает изучению биологии птиц.

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru Следы – отпечатки ног, крыльев птиц на влажной почве, снегу (рис. 41).

Рис.41. Следы ночевки тетерева в снегу

Относительно легко отличаются следы куриных, уток, цапель, врановых птиц, определение других требует определенного навыка.

К следам деятельности птиц относятся: «кузница» дятла, расклеванные плоды, семена, покопки, порхалища куриных птиц, норы и т.д. Они могут быть обнаружены как во время экскурсий, так и при специальном поиске.

Гнезда птиц. Подавляющее большинство птиц строят гнезда, которые отличаются друг от друга по форме, размерам, высоте расположения и другим признакам (рис. 42). При обнаружении гнезда отмечаются условия размещения гнезда, характер почвы, расстояние до водоема, характер растительности и другие особенности гнездовой стации. Изучается строительный материал гнезда, в частности, видовой состав использованных растений (Болотников, Калинин, 1977). У обнаруженных готовых гнезд производятся измерения диаметра лотка гнезда в двух взаимно перпендикулярных направлениях, его глубины, толщины стенок и дна гнезда. Снимается профиль лотка наложением гибкого шаблона, или зарисовывается в дневнике.

Отметить, в каком состоянии гнездо – пустое старое, строящееся, с кладкой, птенцами, количество яиц в кладке или птенцов. Чаще всего в период практики в поле зрения попадаются гнезда воробьиных птиц. Если в гнезде птенцы, то, рассматривая их внешний облик, можно определить возраст птенцов (табл. 5). Гнездо полезно сфотографировать. Если нет возможности сразу определить видовую принадлежность гнезда, потом это можно будет сделать по записям в дневнике по определителям.

Изучение питания птиц осуществляется при непосредственном наблюдении за ними в естественных условиях, при исследовании содержимого зобов, желудков. Во время наблюдений отмечается время суток, объект питания (насекомое в щелях коры, семена трав, кустарников, деревьев, почки, сережки и т.д.). Возможно прижизненное изучение питания птенцов птиц методом так называемых лигатур. Шея птенца осторожно перетягивается прочной, но не тонкой ниткой, после кормления взрослой птицей птенца порция корма осторожно извлекается пинцетом и фиксируется в 70˚ спирте, перевязка (лигатура) снимается. В лабораторных условиях состав кормов определяется.

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru

Рис. 42. Гнезда птиц: А - кладка на земле без гнезда у козодоя и Б - кулика зуйка; В - гнездо на земле рябчика и Г - обыкновенной чайки; Д - яйцо кайры на голой скале; Е - гнездо моевки на скалистом уступе; Ж - императорский пингвин с яйцом на лапах; 3 - слепленное из грязи гнездо деревенской ласточки; И - вырытая береговыми ласточками гнездовая нора; гнезда на воде: К - большой поганки и Л - черной крачки; гнезда на деревьях; М - горлицы; Н - зяблика; О - славки-портнихи; П - совместное гнездо африканских воробьев; Р - большой пестрый дятел у выдолбленного гнездового дупла

Таблица 5

Определение возраста птенцов мелких воробьиных птиц, гнездящихся открыто

Возраст, сутки Внешний облик и характер поведения птенцов
1-2 Птенцы либо голые (славки, камышевки, сорокопуты, пересмешка), либо местами покрыты пухом (вьюрки, овсянки, коньки, трясогузки, мухоловки, пеночки, дрозды, чеканы, соловьи, горихвостки и др.). Ушные отверстия закрыты, веки сомкнуты, пеньки маховых и рулевых не обозначены (могут быть мелкие зубчики). В ответ на прикосновение к гнезду птенцы, опираясь на конечности, тянут шею вверх и открывают рот.
3-6 Тело местами покрыто пеньками контурных перьев или их зачатками. Ушные отверстия открыты. Глаза в виде узких щелей. Трубочки маховых и рулевых на концах ещё не раскрылись. На внешний раздражитель птенцы приподнимаются, опираясь на цевку, вытягивают шею, открывают рот, выпрашивают корм.
7-8 Тело наполовину покрыто раскрывшимися пеньками контурных перьев. Трубочки маховых с кисточками. Глаза полностью ещё не округлились. При осмотре гнезда птенцы принимают оборонительную позу, иногда выскакивают из гнезда.
9-10 Птенцы оперены не полностью. Брюхо ещё голое. Маховые развернулись меньше чем на половину. Опахала кроющих достигают опахал маховых. Летать ещё не могут.
11-12 Птенцы оперены почти полностью. Маховые развернулись наполовину или больше. При осмотре гнезда птенцы часто выпрыгивают из него. Летать не могут, но хорошо прыгают по земле или перепархивают. Птенцы овсянок, коньков, соловьев живут уже вне гнезда на земле.
13-16 Маховые развернулись полностью, лишь их основания в трубочках. Опахала кроющих налегают на опахала маховых. Хвост сильно укорочен. Могут летать. Посадка ещё не уверенная. Эмбриональный пух сохраняется на голове и спине. Птенцы большинства видов живут вне гнезда, на земле – в кустах или подросте. Часто издают призывные крики, подзывая родителей.
17-25 Хвост лишь немного укорочен. Летают довольно хорошо. Посадка уверенная. Эмбриональный пух исчез. Выкармливание продолжается, но теперь птенцы сами гоняются за родителями, выпрашивая у них корм.

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru Изучение питания также возможно при осмотре следовой деятельности: экскрементов (рис. 43), погадок (сов, хищных птиц – рисунок 46), кладовых (у соек, кедровок), расклеванных семян и плодов и др. Не забывайте все наблюдения сразу записывать в дневник.

Рис.43. Помет некоторых птиц:

А-Г - зимний помет: А - рябчика, Б - тетерева, В - глухаря, кормившегося сосновой хвоей, Г - рябчика, вытаявший из снежной норы; Д - весенний помет тетерева с места тока; Е - дрозда-рябинника с костянками узколистого лоха; Ж-З - зимний помет: Ж - алтайского улара (горной индейки), З - серой куропатки; И - немого перепела; К - павлина (ориг.: А, И - Приморский край, К - Индия; Б-З - по Формозову, 1989)

Наблюдения за поведением птиц. Птицы издавна являются модельными объектами изучения поведения животных. Поведение в период размножения, линьки, миграции, зимовки имеет свои особенности. В период учебной практики, которая проходит весной, изучаются токовое поведение (куриных, водоплавающих и других птиц), суточная активность 1-2 видов птиц (по выбору).

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru

Рис. 46. Погадки разных птиц: А - орлана-белохвоста (из перьев селезня кряквы); Б - степного орла (из шерсти и костей малых сусликов); В - канюка-курганника (из шерсти малого суслика и роговых чешуи змей); Г - черного коршуна (из иголок и шерсти обыкновенного ежа), Д-Е - болотной совы: Д - из шерсти и косточек мелких грызунов, Е - с целым черепом слепушонки; Ж - серебристой чайки (из раковин и частей панциря крабов); З - серой вороны (из косточек черемухи); И - зеленой щурки (из хитиновых частей насекомых); К - сойки (из семян бузины); Л - серой вороны (из косточек степной вишни); М - среднего поморника (из ягод вороники) (по Формозову, 1989)

В течение суток необходимо отметить: время пробуждения птиц, начало и продолжительность пения, его интенсивность, отдых, кормление и его периодичность, изменение поведения в течение суток, взаимоотношения с партнерами и т.д. В один из дней практики провести, по возможности, наблюдения за одним из найденных гнезд в течение 2-3 утренних или вечерних часов. Описать поведение взрослых птиц у гнезда. Если гнездо с птенцами, то отметить периодичность кормления в утренние, дневные и вечерние часы. Обратить внимание на то, что поведение птенцов в гнезде различно в зависимости от их возраста. Следует соблюдать определенную осторожность поблизости от обнаруженного гнезда. Нельзя подходить к гнезду, если поблизости есть вороны, сороки, хищные птицы и млекопитающие, они могут вас выследить и в последующем разорить гнездо.

Полевые экскурсии

Сбор материалов по биологии птиц проводится на маршрутах, на токах, стационарных площадках, при наблюдении за гнездами. Кроме того, используются специальные методы при изучении миграций. Основным методом в период проведения экскурсий являются визуальные наблюдения.

Определение птиц в природе. Определение птиц на расстоянии проводится по целому ряду признаков, среди которых окраска иногда занимает даже не первое место, ибо некоторые виды по одной окраске на расстоянии даже не различимы (Промптов, 1957). В определении, почти во всех случаях, имеют значение размеры, повадки, общий облик птицы, голос, сезон и место наблюдения. В использовании признаков при определении нужно всегда учитывать необходимость их комбинирования.

Сначала обращают внимание на повадки и манеры движения.

Полет птицы. Отметить форму полета – машущий, парение или комбинированный. Шум крыльев на лету – прерывистый шум при волнообразном полете, свистящий или шипящий (утки, гуси), сильное хлопанье крыльев при взлете и глухой шум на лету (куриные); полет совершенно бесшумный (совы, козодои), свистящий с хлопаньем (голуби).

Форма стаи птиц (особенно во время миграций) (рис. 45):

ü углом (клином), иногда с неравными концами, наиболее характерна для журавлей (см. длинные ноги), иногда – гуси, бакланы;

ü прямым фронтом (шеренгой или же гуськом – гуси, утки);

ü скученной беспорядочной стаей - кулики, мелкие воробьиные, врановые;

ü Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru скученной стаей, в которой у отдельных птиц замечается большая согласованность движений – мелкие кулики, скворцы, свиристели.

Рис. 45. Формы стай: 1 - углом; 2 - беспорядочная; 3 - в ряд; 4 - в линию

При определении крупных птиц на лету большое значение имеют их силуэты (рис. 46-48). Вытянутая, длинная шея характерна для журавлей, аиста, а изогнутая - для цапли или выпи (у них при полете шея иногда бывает даже втянутая).

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru Рис. 46. Силуэты хищных птиц: 1 - сип; 2 - скопа; 3 - осоед; 4 – красный коршун; 5 - канюк; 6 - черный коршун; 7 - ястреб-перепелятник; 8 - ястреб-тетеревятник; 9 - чеглок; 10 - сапсан; 11 - пустельга

Рис. 47. Силуэты ястребов в полете Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru

Рис.48. Силуэты уток в полете

Силуэты уток короткохвостые и с вытянутой головой. В силуэтах различных хищников помимо размеров, важным признаком является контур хвоста: так, вырезанный хвост (рис. 46, 49) характерен для коршуна и других птиц. Многим птицам характерны токовой полет, токовое поведение, по которым также можно быстро определить вид птицы.

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru

Рис. 49. Формы хвостов птиц: 1 - прямой; 2 - округлый; 3 - выемчатый; 4 - с удлиненными средними рулевыми; 5 - клиновидный; 6 - ступенчатый; 7 - вильчатый

Весной птицы привязаны к своим гнездовьям, и у многих из них весенние места обитания очень характерны.Также обращается внимание на общие повадки птицы, способ передвижения по земле, движения хвоста. Помогают определению наличие резких особенностей оперения или пропорций тела: хохол, сильно вильчатый хвост и т.д. Следует обращать внимание на форму клюва, строение ног, силуэт птицы (рис. 50, 51, 52).

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru Рис. 52. Различные формы клюва у птиц: 1 - фламинго; 2 - колпицы; 8 - овсянки; 4 - дрозда; 5 - сокола; 6 - крохаля; 7 - пеликана; 8 - шилоклювки; 9 – ложе клюва; 10 - голубя; 11 - челноклюва; 12 - разини; 13 - тукана; 12 - исполинского аиста; 13 - каравайки; 16 – стрижа

Рис. 53. Различные формы птичьих ног: 1 - стрижа; 2 - дрозда; 3 - дятла; 4 - фазана; 5 - сокола (кречета); 6 - африканского страуса; 7 - крохаля; 8 - шилоклювки; 9 - исполинского аиста; 10 - фаэтона; 11 - лысухи; 12 - поганки; 13 - зимородка

Методы учета птиц по их результатам делятся на относительные и абсолютные (Щеголев, 1977). Абсолютные проводятся при длительных стационарных исследованиях. Лучшим остается учет птиц на пробных площадках (Наумов, 1963). Работа ведется в полосе шириной 25 м. Площадь площадки – от 1 до 200 га.

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru Рис. 52 Силуэты некоторых видов куликов на земле

Наиболее простой способ относительной оценки численности и распределения птиц по биотопам – глазомерная оценка распределения и обилия птиц: много, мало, редко, случайно.

Метод маршрутных учетов или линейных транссектов получил наиболее широкое распространение. В его разработке принимали участие многие исследователи. Протяженность маршрута должна быть не менее 3 км, удобной является протяженность в 5-10 км. Маршрут должен проходить по разным биотопам, необходима его привязка к местности. В дневнике дать описание маршрута и отметить его на карте-схеме. Птиц учитывают на учетной полосе шириной 50 м: 25+25 по ходу учетчика. Отметить все виды, количество птиц, характер встречи: на пролете, пение, пролет через линию маршрута и т.п. Учет проводить утром (с 6 до 9 часов) и вечером (с 17 до 20 часов). По одному маршруту проходят 2-3 раза в течение практики, с тем, чтобы сравнить изменение видового состава во время весеннего пролета птиц.

Метод учета птиц на площадках. Также используется для оценки относительной численности и видового состава. Площадки закладываются в лесном и луговом биотопах, на них учитываются все встреченные птицы. На площадках учеты провести не менее 2 раз. Сравнить полученные данные и объяснить их различия.

Изучение видового состава и численности птицв местах их скоплений (на стоянках, присадах, в колониях, на свалках и т.п.). Провести учет водоплавающих или куриных птиц в районе прохождения практики. Обратить внимание на поведение птиц. Отметить характер пребывания птиц на водоеме. Записать в дневник. Результаты наблюдений занести на карточку.

КАРТОЧКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СКОПЛЕНИЕМ ПТИЦ

№ скопления________________________________________________________

Местонахождение_____________________________________________________Название водоема_____________________________________________________

Вид(виды) птиц_______________________________________________________

Дата «____»______________г. Часы: от _____________до_________

Погода______________________________________________________________

Изучение миграций птиц, в том числе во время весеннего пролета. Во время миграций у птиц изучают миграционное поведение, фенологию пролета, у добытых птиц оценивается состояние подкожных жировых отложений. С целью изучения видового состава и количества мигрирующих водоплавающих птиц проводят учеты водоплавающих по методике Кумари (1966). Наблюдения ведут на стационарной точке, расположенной поблизости от какого-либо водоема. Студенты проводят наблюдения в течение двух дней с целью освоения методики в утренние часы - с рассвета до 8 часов и вечером – с 18 часов до темноты. Гусей регистрировать в течение всего времени суток. Данные наблюдений заносить в «Ведомость пролета водоплавающих» (смотри Приложение 2).

Изучение биологии водоплавающих.

Определение видов. При обследовании водоемов большую роль играет правильность определения видов. Поэтому перед практикой нужно вспомнить основные виды водоплавающих птиц и их отличительные признаки (рис. 48, 53-55). При определении имеет значение не только внешность птицы, но и ее местонахождение, поведение и другие признаки.

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru

Рис.53. Силуэты уток

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru

Рис. 54. Сходные виды куликов в полете

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru

Рис. 55 Сходные виды гусей в полете

Помогут в определении посадка на воде, характер движений при плавании, наличие или отсутствие длинного разбега при взлете с воды. Возможно предварительное определение по силуэту. Это сразу поможет выделить нужную группу видов (речные утки, нырковые утки, поганки, чайки и др.). Незнакомых птиц описать в дневнике и отметить их под условными обозначениями.

Определение уток по крылу. У добытых во время охоты уток можно определить возраст по крылу (Методические указания…, 1971, Линьков, 2002). Для этого нужно хорошо знать названия основных участков оперения крыла (рис.35). Можно собрать коллекцию крыльев. Крыло отрезается у самого основания и высушивается, собранные крылья положить в коробки. Сборы крыльев полезны при изучении половозрастного состава уток как весной, так и осенью.

Размножение. При изучении размножения проводят наблюдения за гнездами, выводками. У птенцов уток возможно определение возраста по размерам, массе тела, по отрастающему оперению (таблицы 6, 7).

Таблица 6

Возрастные классы утят

Классы Полевые признаки классов Подклассы Признаки подклассов
I– пуховики Перьев не заметно А – яркие пуховые шарики Окраска пуха яркая, рисунок отчетливый (кроме нырковых уток); туловище округлое, шея и хвост не выдаются
Б – блеклые пуховые шарики Окраска пуха блеклая, рисунок неясный, туловище округлое, шея и хвост не выдаются
В – неуклюжие пуховики Окраска пуха блеклая, рисунок неясный, туловище удлиненное, овальное, шея и хвост выдаются
II – частично-оперенные Перья заметны при взгляде сбоку Г – первые перья Бока туловища оперены не более чем наполовину
Д – в основном оперенные Бока туловища оперены более чем наполовину; первостепенные маховые появляются из чехликов
Е – последний пух Пух заметен только на спине, пояснице и задней стороне шеи; на первостепенных маховых остатки чехликов
III – полностью оперенные, нелетные При взгляде сбоку оперены полностью   Пуха не заметно; вспугнутые птенцы, хлопая крыльями, быстро перемещаются по воде, не взлетая (хлопунцы)

Сбор данных по птице года 200_. Союз охраны птиц России (СОПР) каждый год, начиная с 1993 года, объявляет годом какой-либо птицы, стремясь привлечь к ней внимание. Так, 2009 год был объявлен годом ЛЕБЕДЯ. В период практики студенты «попутно» собирают информацию о птице года, все данные записывают в дневник.

Таблица 7

Определение возраста утят

Вид Пуховики Частично оперенные Полностью оперенные летные (время подъема на крыло соответствует последней цифре)
Подклассы
А В Б Г Д Е
Кряква 1-6 7-12 13-18 19-25 26-35 36-45 46-55
Серая утка 1-6 7-14 15-18 19-27 28-38 39-44 45-50
Шилохвость 1-5 6-12 13-18 19-23 24-33 34-43 44-51
Широконоска 1-6 7-13 14-17 18-27 28-35 36-44 45-50
Красноголовый нырок 1-6 7-18 19-24 25-32 33-45 46-54 55-60

Сборы коллекций птиц

В настоящее время среди птиц есть редкие и исчезающие виды. Большинство птиц приносит огромную пользу, истребляя насекомых-вредителей, поэтому добыча их может производиться только по специальным разрешениям. Охотничьих птиц можно добывать лишь в определенные сроки.

Обычно птиц добывают отстрелом из дробовых ружей; крупных птиц добывают также стрельбой из малокалиберных винтовок. Чтобы не повредить добываемых птиц, рекомендуется мелкие виды (величиной до скворца) стрелять дробью № 9, птиц средней величины — дробью № 6-8. При стрельбе на близком расстоянии следует пользоваться патронами, содержащими 2/3 нормального количества пороха и ½ дозы дроби.

Для добычи птиц можно применять также различные самоловы и сети, имея специальное разрешение.

У убитых птиц все ранки присыпают крахмалом, либо растертым торфом или золой. В клюв и большие раны вводят тампоны ваты. Затем птицу заворачивают в газетную бумагу и опускают головой вниз в конический фунтик из плотной бумаги. Пакетики с птицами укладывают в коробки, которые помещают в рюкзак.

На каждую птицу заполняют этикетку (аналогично показанному на рис. 26 для млекопитающих), на которой вписывают основные промеры (рис.36), дату и место добычи.

При научном сборе коллекции птиц из них изготовляют так называемые тушки стандартной формы (рис. 56).

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru Рис. 56. Правильно набитая тушка птицы

Такие тушки легко и быстро изготовить, их удобно хранить, на них хорошо видны все систематические признаки птицы.

Для того, чтобы изготовить тушку птицы, прежде всего надо снять ее шкурку с перьевым покровом. Для этого птицу кладут на стол брюшком вверх (рис.57). Раздвигают на брюшке перья и тонкими ножницами или острым скальпелем делают разрез кожи брюшка от заднего конца киля грудины до клоаки. Затем, взяв пальцами край разреза кожи, оттягивают ее от туловища сначала с одной, а затем с другой стороны брюшка. После этого подгибают одну ногу так, чтобы коленный сустав был виден между снятой частью шкурки и тушкой; это позволяет перерезать его ножницами, не повреждая кожи. Ту же операцию делают и с другой ногой; отрезанные части ног оттягивают назад.

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru Рис. 57. Начало съемки шкурки с птицы

Далее приступают к отделению хвоста: для этого его слегка отгибают вниз, стягивают шкурку с крестца птицы и перерезают позвоночник таким образом, чтобы несколько последних позвонков и копчиковая кость остались при шкурке. Одновременно перерезают клоаку.

Отделив от тушки хвост, начинают осторожно стягивать шкурку со спины птицы. Для этого одной рукой поднимают птицу за обнаженный задний конец тушки, а другой отделяют шкурку на пояснице животного. С передней части туловища птицы шкурку стягивают чулком до основания крыльев. Последние отделяют в области плечевых суставов. Затем снимают шкурку чулком с шеи. У большинства птиц таким же образом снимают шкурку и с головы, но у дятлов, уток и чомг голова настолько велика, что не может быть вытянута через шкурку шеи; у этих птиц делают небольшой разрез на горле, отделяют голову от шеи и выворачивают голову, через разрез наружу. Кожу, выстилающую слуховые проходы, вытягивают пинцетом наружу, осторожно подрезают изнутри веки глаз и стягивают шкурку вплоть до основания клюва. Голову отделяют от шеи (рис. 58).

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru

Рис. 58. Снятая шкурка и тушка птицы: 1 - линия отделения черепа от тушки

Закончив на этом съемку шкурки, приступают к ее очистке. Прежде всего удаляют из глазниц глаза, вырезают язык с нижней стенкой ротовой полости, срезают с черепа все головные мышцы; вырезав ножницами основание черепной коробки, тампонами ваты удаляют мозг. Шкурку с плечевого отдела крыльев снимают чулком, после чего срезают с плечевой кости все мускулы, но кость оставляют при шкурке. Для удаления мускулов предплечья у крупных птиц крыло расправляют на столе нижней стороной вверх и делают продольный разрез кожи, через который и извлекают мышцы. С ног шкурку снимают чулком до сочленения голени с цевкой. Наконец удаляют со шкурки остатки мяса и жира и зашивают все повреждения кожи.

Снятую шкурку необходимо тщательно кисточкой или тампоном ваты промазать консервирующим раствором для предохранения ее от повреждения гусеницами моли и кожеедами.

Затем приступают к набиванию шкурки и изготовлению тушки. При набивке тушек птиц мелкого размера прежде всего в глазницы черепа и в мозговую коробку помещают тампоны ваты должной величины, чтобы заполнить эти углубления. Затем весь череп обертывают тонким слоем ваты и натягивают на него шкурку головы. Плечевые и бедренные кости обматывают ватой или (при препарировании крупных птиц) паклей так, чтобы слой их постепенно утолщался к основанию этих костей.

После того как голова, крылья и ноги шкурки будут набиты ватой или паклей, в затылочную часть черепа втыкают острый конец палочки или проволоки, длина которых должна немного превосходить длину тушки птицы. Переднюю часть этой палочки или проволоки обматывают ватой или паклей, имитируя шею птицы. Затем из ваты или пакли делают вытянутый конусовидный тампон с острым и тонким передним концом и распушенный в задней части. Этот тампон вводят пинцетом внутрь шкурки и продвигают его вперед в шею, пока острый кончик его не выйдет в ротовую полость. Задний конец тампона распушают, чтобы вата или пакля его приподняли шкурку на горле и зобе. После этого между палочкой и спинной частью шкурки кладут слой рыхлой ваты. Приподнимая края разреза шкурки на брюшке, вводят пинцетом тампоны набивочного материала в левую и правую части груди и брюшка. Когда они будут заполнены ватой, края разреза шкурки брюшка сближают и под шкурку вводят дополнительные тампоны ваты в те места, где на тушке имеются неестественные впадины.

Крылья укладывают вдоль тела (рис.56) так, чтобы их основные части были прикрыты плечевыми перьями. Ноги вытягивают вдоль хвоста. Голову сближают с туловищем так, чтобы перья зашейка легли на переднюю часть спины. Разрез шкурки на брюшке или зашивают через край, или оставляют края его сближенными друг с другом. Все перья тушки тщательно укладывают и приглаживают.

Тушки птиц среднего размера обычно набивают несколько иначе. Описанным выше способом набивают голову, крылья и ноги. Затем берут палочку иди отрезок мягкой проволоки, длина которых должна быть немного меньше, чем полная длина птицы от кончика клюва до клоаки. Передний конец палочки или проволоки заостряют. Затем переднюю часть палочки или куска проволоки обматывают ватой или паклей: толщина слоя ваты должна быть такой, чтобы диаметр обмотанной части палочки был примерно равен поперечнику шейной части тушки птицы.

Среднюю и заднюю части палочки или проволоки также обматывают ватой или паклей, создавая имитацию туловища тушки птицы. Шейную и туловищную части этой искусственной тушки покрывают тонким слоем ваты и затем обматывают (без сильного стягивания) ниткой. Затем на эту тушку осторожно натягивают шкурку. Под нее во все замеченные неестественные впадины тушки вводят кусочки ваты, придавая набитой птице симметричные обтекаемые формы. Крылья и ноги укладывают так же, как и при набивке мелких птиц. Разрез шкурки на брюшке зашивают через край.

Так как набивка шкурок крупных птиц требует много времени, ее производят обычно уже в препараторских музеев и лабораторий. В полевых же условиях рекомендуется ограничиться засолкой снятой шкурки путем натирки ее внутренней стороны поваренной солью с квасцами. Затем шкурку подсушивают.

Перед тем как приступить к набивке шкурки, ее размачивают, заворачивая в сырую тряпку, погружая в смоченные опилки или нанося на ее внутреннюю поверхность воду тампоном ваты. Набивка шкурок крупных птиц в основном производится так же, как и шкурок птиц среднего размера. Для укрепления крыльев и ног в них вводят через проколы кожи на концах предплечья и у конца цевки отрезки мягкой проволоки, концы которых прикручивают к палочке или проволоке, заменяющим позвоночник животного. Эти куски проволоки привязывают к костям скелета крыльев и ног и обматывают их вместе с костями полосками ваты или пакли.

По завершению практики студенты проводят обработку собранного материала и пишут отчет.

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

Отчет формируется на основе собранного студентом фактического материала, отраженного в полевом дневнике, с включением сведений из специальной литературы. Основным требованием к отчету является отражение в рукописи личного вклада студента при проведении полевых и камеральных работ.

Правила оформления отчета основаны на Методических рекомендациях по выполнению курсовых работ (Киров, ВГСХА, 2010).

Отчет выполняется рукописным, машинописным или компьютерным способом. Объем отчета не должен превышать 15-20 страниц.

Общими требованиями к рукописи являются:

· конкретность и четкость изложения, краткость и точность формулировок, грамотное применение специальной терминологии;

· логическая последовательность изложения материала;

· обоснованность аргументации и доказательность выводов;

· своевременное представление иллюстративного материала и правильное использование литературных источников.

Титульный лист отчета оформляется по Форме 2.

Содержание оформляется с указанием страниц каждого раздела.

Введение (актуальность работы, цели и задачи).

1.Материал и методы проведения работ. Перечисляется объем собранного материала, пройденных маршрутов в км, указывают применяемые методы работ. Приводятся абрисы всех маршрутов и карты-схемы, список коллекционных материалов, собранных студентом.

2. Краткая физико-географическая характеристика района работ (климат, рельеф, гидрография, растительность, прямо или косвенно влияющие на жизнедеятельность диких зверей и птиц).

3. Биологическая характеристика зверей и птиц исследуемого района. На основе личных наблюдений и литературных данных дается краткая биологическая характеристика животных по схеме:

- Систематическое положение вида (подвида).

- Морфологическая характеристика (таблично по данным собственных промеров).

- Распространение и места обитания на исследуемой территории.

- Миграции, кочевки (по данным троплений).

- Убежища, лежки, следовая деятельность.

- Питание.

- Размножение (если имеются материалы).

- Конкуренты, враги, паразиты.

- Относительная численность и ее тенденция. Эффективность биотехнических мероприятий.

Если по какому-либо разделу отсутствуют материалы, то его можно пропустить.

4. Результаты наблюдений

- Выводы и предложения. Этот раздел является одним из важнейших. Выводы должны быть согласованы с цифровыми материалами отчета и логично формироваться из них. Даются рекомендации по улучшению среды обитания, по воспроизводству, сохранению и использованию ресурсов животных, а также предложения по совершенствованию Программы проведения практики.

- Список литературы, использованной при написании отчета, оформляется в соответствии с ГОСТом.

Форма 2

Вятская государственная сельскохозяйственная академия

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра Биологии промысловых зверей и птиц

ОТЧЕТ

об учебной практике по биологии промысловых зверей (птиц)

студента __курса

Место прохождения практики:______________________________

Руководитель практики_____________________Ф.И.О.

Предприятие__________________(подпись, печать, дата____200 г)

Оценка_________________________

Проверил_______________________Ф.И.О.

«______»_____________200___г.

Киров – 200__

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Атлас Кировской области. - Москва, 1997. - 32 с.

Бобринский Н.А., Кузнецов Б.А., Кузякин А.Н. Определитель млекопитающих СССР. - М.: Просвещение, 1965. - 382 с.

Болотников А.М., Калинин С.С. Методика изучения насиживания и инкубации //Методики исследования продуктивности и структуры видов птиц в пределах их ареалов. Ч.1.- Вильнюс: «Мокслас», 1977. - С.23-36.

Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. - М.:Мысль, 1980. - 191 с.

Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. - 256 с.

Герасимов Ю.А. Справочник егеря. - М.:ВО Агропромиздат, 1989. - 272 с.

Динец В.Л.., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедий природы России. - М.: ABF. 1996. - 343 с.

Заславский М.А. Скульптурный метод в таксидермии. - Л., 1971. - 331 с.

Карташев Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных: 3-е изд., испр. И доп.. Москва: Изд-во «Аспект Пресс», 2004.- 384 с.:илл.

Колосов А.М., Лавров Н.П., Наумов С.П. Биология промыслово-охотничьих зверей. - М.: Колос, 1979. - 416 с.

Кременецкий П.Г. Оборудование курса зоологии. (Практическое руководство к организации зоологических лабораторий и кабинетов в педвузаах). – М.: ГУПИ Наркомпроса РСФСР, 1938. – 272 с.

Кузнецов Б.А. Определитель позвоночных животных фауны СССР. Часть 3. Млекопитающие. - М.: Просвещение, 1975. - 208 с.

Линьков А.Б. Охотничьи водоплавающие птицы России. – М.: ГУ «Центрохотконтроль», 2002. – 268 с.

Машкин В.И. Биология промысловых зверей России. - Киров: Альфа-Ком, 2007. - 423 с.

Меньчуков А.Е. В мире ориентиров. М.: Недра, 1974. – 320 с.

Методические указания по учету водоплавающих птиц. – М.: Колос, 1971. – 24 с.

Наумов Р.Л. Опыт абсолютного учета лесных певчих птиц в гнездовой период //Организация и методы учета птиц и вредных грызунов. – М., 1963. - С.137-138.

Новиков Г.А. Жизнь на снегу и под снегом. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1981. - 192 с.

Новиков Г.А. Полевые исследования по экологии наземных позвоночных. - М.: Советская наука, 1953. - 502 с.

Ошмарин П.Г., Пикунов Д.Г. Следы в природе. - М.: Наука, 1990. - 296 с.

Промптов А.Н. Птицы в природе. - Л.: ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1957. – 491 с.

Рябицев В.К. Птицы Урала и Западной Сибири: Справочник-определитель. – 3-е изд., испр. И доп. – Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2008. – 634 с.:илл.

Руковский Н.Н Охотник-следопыт. М.:Физкультура и спорт, - 1984. – 118 с.

Сундаков В. Как разбить лагерь и постоить временное укрытие // Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. - М.:Аванта, 2001. - С.349-354.

Фандеев А.А., Никольская В.П. Охотничье-промысловые звери и трофеи. - М.6 Лесная промышленность, - 1983. - 240 с.

Флинт В.Е., Мосалов А.А., Лебедева Е.А., Букреев С.А., Галушин В.М., Зубакин В.А., Мищенко А.Л., Свиридова Т.В., Томкевич П.С., Харитонов Н.П., Шитиков Д.А. Птицы Европейской России. Полевой определитель. – М.:Союз охраны птиц России; Алгоритм, 2001, - 224 с. с илл.

Формозов А.Н. Снежный покров как фактор среды, его значение в жизни млекопитающих и птиц СССР. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 287 с.

Формозов А.Н. Спутник следопыта. - М.: Детская литература,- 1989. 316 с.

Храбрый В. Атлас-определитель птиц. – СПб: Амфора, 2006. – 231 с.

Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста. - М.: Профиздат, 1982. - 224 с.

Щеголев В.И. Количественный учет птиц в лесной зоне // Методики исследования продуктивности и структуры видов птиц в пределах их ареалов. Ч.1. – Вильнюс: «Мокслас», 1977. – С. 95-102.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru

Рис.1. Следы насекомоядных: 1 – следы ежа обыкновенного; 2 - следы ушастого ежа; 3 - следы водяной куторы; 4 - следы путорака на песке

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru  

Рис.2. Следы землероек: 1 – ходы в снегу обыкновенной бурозубки; 2 – следы малой бурозубки на снегу при разных побежках

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru

Рис. 3.Следы собачьих: 1 - отпечаток передней лапы волка; 2 - отпечатки передней (слева) и задней (справа) лап лисицы; 3 - расположение следов лисицы; 4 - отпечаток передней лапы корсака; 5 - отпечаток лапы енотовидной собаки; 6 - расположение следов енотовидной собаки; • - отпечаток лапы собаки; •• - расположение следов собаки

Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru

Рис. 4. Следы медведей: la - отпечаток лапы бурого медведя; 16 - расположение следов бурого медведя; 2 - отпечаток лапы белого медведя; 3 – отпечаток лапы гималайского медведя


Наши рекомендации

  Изучение следов жизнедеятельности - student2.ru Рис. 5. Следы енота и крупных куньих: 1 - отпечатки лап енота-полоскуна; 2 - расположение следов енота-полоскуна; 3