Исследование неречевых психических функций
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА
С ЗАИКАНИЕМ
Анкетные сведения:
Фамилия, имя_
Домашний адрес_______________________________
Возраст, год рождения__________________________
Школа, класс__
Поступил (а) из ________________________________
Дата и № МПК________________________________
Логопедическое заключение МПК________________
_____________
_____________
Сведения о семье:
мама_________
возраст мамы при рождении ребенка _____________
место работы__
папа__________
возраст папы при рождении ребенка ______________
место работы________
Наследственные заболевания (нервно-психические у родителей, соматические у мамы во время беременности)___________________________
Характеристика речи окружающих (со слов педагога)_______________________________
_____________
Характеристика речи окружающих (со слов родителей)______________________________
_____________
Морально-бытовые условия в семье_______________
_____________
Вывод:_______
_____________
_____________
Общий анамнез:
от______беременности, ее характер_______________
инфекционные заболевания______________________
хронические заболевания________________________
роды __________ по счету; (быстрые, срочные, стремительные, обезвоженные; наложение щипцов, вакуум - экстракторов, химическая или электростимуляция)
крик (сразу, не сразу)__________________________
асфиксия (белая, синяя)________________________
резус - фактор________________________________
рост и вес ребенка при рождении________________
состояние ребенка при рождении________________
характер сна, бодрствования после выписки из роддома______________________________
_____________
Вывод:____________________
__________________________
Особенности раннего развития ребенка:
вскармливание: к груди приложен на _____день; грудь взял (активно, не взял, с помощью); сосал (активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, наблюдалось поперхивание, срыгивание); грудное вскармливание до __________ последующее вскармливание (смешанное, искусственное)
выписан из роддома на__________день, причина дополнительного задержания в роддоме______
Перенесенные заболевания:
до года__
после года_______________________________
инфекции________________________________
соматические заболевания__________________
ушибы, судороги__________________________
Первые зубы с _____________, к одному году__________зубов
Психомоторное развитие.
держит голову с ___________________
сидит с ___________________________
стоит с ___________________________
ходит с ___________________________
С какого времени стал раздеваться____________ одеваться_____________________
шнуровать ботинки____________ застегивать пуговицы_____________________________
Излишне подвижен или заторможен______________
Тип физического развития______________________
Группа здоровья_______________________________
Вывод:____________________
Данные о развитии речи ребенка
Время появления и характер гуления_____________
Характер лепета и время появления______________
Первые слова_
Фраза________
Другие особенности речевого развития___________
_____________
Вывод:_
Общий вывод по анамнезу:______________________
_____________
_____________
_____________
Возникновение заикания:
Время появления заикания______________________
Предполагаемые причины_______________________
Как проявлялось заикание______________________
Течение заикания _____________________________
Менялась ли речь в зависимости от времени суток, сезона___________________________
С чем связаны периодические ухудшения или улучшения речи_________
Бывают ли периоды плавной речи________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено____
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
в семье____
в общении со сверстниками__________________
в детском саду_
в школе на занятии (при ответе)__________________
в незнакомой обстановке________________________
Для школьника:
как шло усвоение школьного материала________
влияет ли заикание на успеваемость в школе____
отношение ребенка к заиканию________________
есть ли страх речи___________________________
отношение к заиканию ребенка в семье_________
и в школе__
Занимался ли с логопедом (где, когда, сколько, результаты)__________________________
_____________
_____________
Психологические особенности:
Особенности эмоционально-волевой сферы_______
_____________
поведения____
_____________
поведения со взрослыми людьми_________________
_____________
Для школьников вопросы для самостоятельного ответа:
Где труднее говорить: в школе, в магазине или дома?________________________________
Какова речь со сверстниками и малознакомыми людьми?______
Есть ли волнение, страх речи при незнакомой обстановке?___
Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?______
Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?_______
Пользуешься ли полученными на занятиях с логопедом приемами?____
Вывод:_
Данные объективного исследования:
Состояние слуховой функции.
Данные о состоянии биологического слуха (из мед. карты)___________________________
Состояние восприятия речи: " Подойди к столу, возьми игрушку и принеси ко мне"_________
Вывод:____________________
Состояние зрительной функции:
Биологическое зрение__________________________
Предметный гнозис____________________________
Зрительное внимание___________________________
Зрительная память_____________________________
Ориентировка в микропространстве_______________
Ориентировка в макропространстве_______________
Вывод:____________________
Состояние зрительно-пространственной функции
Ориентировка в окружающем пространстве:
Что слева от тебя?______________________________
Что справа от тебя?_____________________________
Что перед тобой?_______________________________
Что за тобой?__
Вывод:____________________
Определение ведущей руки и левых - правых частей тела
а) определение ведущей руки
Пробы: переплетение пальцев____________________
на аплодирование_______________________
поза Наполеона_________________________
сравнение ширины ногтей (мизинцев)______
Вывод:_______
б) определение ведущей ноги
Пробы: встать на одно колено____________________
сделать прыжок в длину__________________
Вывод:_______
в) определение ведущего глаза
Пробы: посмотреть в дырочку___________________
калейдоскоп___________________________
Вывод:_______
г) определение ведущего уха
Пробы: прислушаться (часы, ракушка)____________
Вывод:_______
Вывод:____________________
Исследование неречевых психических функций
1.Слуховое внимание:
а) дифференциация звучащих игрушек (покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка и др)______________________
б) определение направления звука (звучащей игрушки)______________________
2. Восприятие и воспроизведение ритма:
от 4 до 5 лет (из 4 элементов): --.., -..-, -…, -…, …- __________________________
от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --…, …-- ___________________________
3. Зрительное восприятие:
а) подбор картинок к данному цветовому фону:
4-5 лет: белый чёрный красный
жёлтый зелёный синий
5-7 лет: кроме основных цветов, розовый голубой
сиреневый оранжевый коричневый
б) показ основных цветов: _______________
в) - подбор предметных картинок к контуру________________________________
- называние предметов в контурном изображении__________________________
- в пунктирном изображении___________
- в контурном наложенном изображении_
- в пунктирном наложенном изображении________________________________
- в контурном зашумлённом изображении_
- в пунктирном зашумлённом изображении________________________________
4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:
а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, ногу_____________________________
5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо__________________
6-7 лет – правой рукой показать левый глаз, левой рукой показать показать правое ухо____________________________
б) показать предметы, которые находятся: справа слева
вверху внизу впереди сзади
в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (4-5 лет), 5-8 частей (5-7 лет) _____
г) складывание фигур из палочек_________
Вывод:____________
Исследование моторики
1. Состояние общей моторики (ходьба, бег, прыжки, бросок и ловля мяча):
-объём______________________________
-точность движений___________________
-координация________________________
-темп движений______________________
-переключаемость движений___________
2. Состояние ручной моторики :
4-5 лет: «Здороваются пальчики правой и левой руки»______________________
«здороваются пальчики только правой руки_______________________________
только левой руки»____________________
соединить 1 и 2 пальцы в кольцо__________
выпрямить 2 и 5 пальцы, остальные согнуты_______________________________
покажи «ушки» выпрямить 2 и 3 пальцы___
5-7 лет: «игра на рояле» ________________
поочерёдное сгибание пальцев правой (левой руки), одновременное сгибание пальцев в кулак и поочерёдное их выпрямление__________________________
кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой)_________________________
чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот______________________________
- точность движений, объём _____________
- темп движений_______________________
- синхронность правой и левой руки______
- переключение от одного движения к другому_____________________________
7. Навыки работы с карандашом__________
______
8. Застёгивание пуговиц_________________
Шнуровка___________________________
Вывод:_________________