Исследование неречевых психических функций

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

С ЗАИКАНИЕМ

Анкетные сведения:

Фамилия, имя_

Домашний адрес_______________________________

Возраст, год рождения__________________________

Школа, класс__

Поступил (а) из ________________________________

Дата и № МПК________________________________

Логопедическое заключение МПК________________

_____________

_____________

Сведения о семье:

мама_________

возраст мамы при рождении ребенка _____________

место работы__

папа__________

возраст папы при рождении ребенка ______________

место работы________

Наследственные заболевания (нервно-психические у родителей, соматические у мамы во время беременности)___________________________

Характеристика речи окружающих (со слов педагога)_______________________________

_____________

Характеристика речи окружающих (со слов родителей)______________________________

_____________

Морально-бытовые условия в семье_______________

_____________

Вывод:_______

_____________

_____________

Общий анамнез:

от______беременности, ее характер_______________

инфекционные заболевания______________________

хронические заболевания________________________

роды ­­­­­__________ по счету; (быстрые, срочные, стремительные, обезвоженные; наложение щипцов, вакуум - экстракторов, химическая или электростимуляция)

крик (сразу, не сразу)__________________________

асфиксия (белая, синяя)________________________

резус - фактор________________________________

рост и вес ребенка при рождении________________

состояние ребенка при рождении________________

характер сна, бодрствования после выписки из роддома______________________________

_____________

Вывод:____________________

__________________________

Особенности раннего развития ребенка:

вскармливание: к груди приложен на _____день; грудь взял (активно, не взял, с помощью); сосал (активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, наблюдалось поперхивание, срыгивание); грудное вскармливание до __________ последующее вскармливание (смешанное, искусственное)

выписан из роддома на__________день, причина дополнительного задержания в роддоме______

Перенесенные заболевания:

до года__

после года_______________________________

инфекции________________________________

соматические заболевания__________________

ушибы, судороги__________________________

Первые зубы с _____________, к одному году__________зубов

Психомоторное развитие.

держит голову с ___________________

сидит с ___________________________

стоит с ___________________________

ходит с ___________________________

С какого времени стал раздеваться____________ одеваться_____________________

шнуровать ботинки____________ застегивать пуговицы_____________________________

Излишне подвижен или заторможен______________

Тип физического развития______________________

Группа здоровья_______________________________

Вывод:____________________

Данные о развитии речи ребенка

Время появления и характер гуления_____________

Характер лепета и время появления______________

Первые слова_

Фраза________

Другие особенности речевого развития___________

_____________

Вывод:_

Общий вывод по анамнезу:______________________

_____________

_____________

_____________

Возникновение заикания:

Время появления заикания______________________

Предполагаемые причины_______________________

Как проявлялось заикание______________________

Течение заикания _____________________________

Менялась ли речь в зависимости от времени суток, сезона___________________________

С чем связаны периодические ухудшения или улучшения речи_________

Бывают ли периоды плавной речи________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено____

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

в семье____

в общении со сверстниками__________________

в детском саду_

в школе на занятии (при ответе)__________________

в незнакомой обстановке________________________

Для школьника:

как шло усвоение школьного материала________

влияет ли заикание на успеваемость в школе____

отношение ребенка к заиканию________________

есть ли страх речи___________________________

отношение к заиканию ребенка в семье_________

и в школе__

Занимался ли с логопедом (где, когда, сколько, результаты)__________________________
_____________

_____________

Психологические особенности:

Особенности эмоционально-волевой сферы_______

_____________

поведения____

_____________

поведения со взрослыми людьми_________________

_____________

Для школьников вопросы для самостоятельного ответа:

Где труднее говорить: в школе, в магазине или дома?________________________________

Какова речь со сверстниками и малознакомыми людьми?______

Есть ли волнение, страх речи при незнакомой обстановке?___

Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?______

Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?_______

Пользуешься ли полученными на занятиях с логопедом приемами?____

Вывод:_

Данные объективного исследования:

Состояние слуховой функции.

Данные о состоянии биологического слуха (из мед. карты)___________________________

Состояние восприятия речи: " Подойди к столу, возьми игрушку и принеси ко мне"_________

Вывод:____________________

Состояние зрительной функции:

Биологическое зрение__________________________

Предметный гнозис____________________________

Зрительное внимание___________________________

Зрительная память_____________________________

Ориентировка в микропространстве_______________

Ориентировка в макропространстве_______________

Вывод:____________________

Состояние зрительно-пространственной функции

Ориентировка в окружающем пространстве:

Что слева от тебя?______________________________

Что справа от тебя?_____________________________

Что перед тобой?_______________________________

Что за тобой?__

Вывод:____________________

Определение ведущей руки и левых - правых частей тела

а) определение ведущей руки

Пробы: переплетение пальцев____________________

на аплодирование_______________________

поза Наполеона_________________________

сравнение ширины ногтей (мизинцев)______

Вывод:_______

б) определение ведущей ноги

Пробы: встать на одно колено____________________

сделать прыжок в длину__________________

Вывод:_______

в) определение ведущего глаза

Пробы: посмотреть в дырочку___________________

калейдоскоп___________________________

Вывод:_______

г) определение ведущего уха

Пробы: прислушаться (часы, ракушка)____________

Вывод:_______

Вывод:____________________

Исследование неречевых психических функций

1.Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек (покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка и др)______________________

б) определение направления звука (звучащей игрушки)______________________

2. Восприятие и воспроизведение ритма:

от 4 до 5 лет (из 4 элементов): --.., -..-, -…, -…, …- __________________________

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --…, …-- ___________________________

3. Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фону:

4-5 лет: белый чёрный красный

жёлтый зелёный синий

5-7 лет: кроме основных цветов, розовый голубой

сиреневый оранжевый коричневый

б) показ основных цветов: _______________

в) - подбор предметных картинок к контуру________________________________

- называние предметов в контурном изображении__________________________

- в пунктирном изображении___________

- в контурном наложенном изображении_

- в пунктирном наложенном изображении________________________________

- в контурном зашумлённом изображении_

- в пунктирном зашумлённом изображении________________________________

4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, ногу_____________________________

5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо__________________

6-7 лет – правой рукой показать левый глаз, левой рукой показать показать правое ухо____________________________

б) показать предметы, которые находятся: справа слева

вверху внизу впереди сзади

в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (4-5 лет), 5-8 частей (5-7 лет) _____

г) складывание фигур из палочек_________

Вывод:____________

Исследование моторики

1. Состояние общей моторики (ходьба, бег, прыжки, бросок и ловля мяча):

-объём______________________________

-точность движений___________________

-координация________________________

-темп движений______________________

-переключаемость движений___________

2. Состояние ручной моторики :

4-5 лет: «Здороваются пальчики правой и левой руки»______________________

«здороваются пальчики только правой руки_______________________________

только левой руки»____________________

соединить 1 и 2 пальцы в кольцо__________

выпрямить 2 и 5 пальцы, остальные согнуты_______________________________

покажи «ушки» выпрямить 2 и 3 пальцы___

5-7 лет: «игра на рояле» ________________

поочерёдное сгибание пальцев правой (левой руки), одновременное сгибание пальцев в кулак и поочерёдное их выпрямление__________________________

кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой)_________________________

чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот______________________________

- точность движений, объём _____________

- темп движений_______________________

- синхронность правой и левой руки______

- переключение от одного движения к другому_____________________________

7. Навыки работы с карандашом__________

______

8. Застёгивание пуговиц_________________

Шнуровка___________________________

Вывод:_________________

Наши рекомендации