Гипотезы о происхождении рас

Представления о происхождении рас и первичных очагов расо-образования отражены в нескольких гипотезах. В соответствии с гипотезой полицентризма, или полифилии (Ф. Вайденрайх., 1947), существовало четыре очага расообразования — в Юго-Восточной Азии и на Больших Зондских островах, в Восточной Азии, в Африке южнее Сахары и в Европе или Передней Азии.

В Европе или Передней Азии, сложился очаг расообразования, где на основе европейских и переднеазиатских неандертальцев возникли евро­пеоиды. В Африке на основе африканских неандертальцев появились негроиды, в Восточной Азии на основе синантропов возникли мон­голоиды, а в Юго-Восточной Азии и на Больших Зондских островах развитие на основе питекантропов и яванских неандертальцев при­вело к формированию австралоидов. Следовательно, все четыре большие расы имеют свои собственные очаги расообразования.

Предполагается, что главным в расогенезе были мутации и естественный отбор. Однако эта гипотеза вызывает возражения, поскольку не известны случаи, когда бы идентичные эволюционные результаты (т.е. человек современного типа) воспроизводились несколько раз (эволю­ционные изменения всегда являются новыми). Отсутствуют также научные данные, подтверждающие то, что каждая раса имеет свой собственный очаг расообразования.

В соответствии с гипотезой дицентризма Т. Гексли, Н. Кинса, Р. Биасутти, А. Тома, Г.Ф. Дебена (1960), предлагается два варианта происхождения рас. В соответствии с первым, очаг расообразова­ния европеоидов и африканских негроидов существовал в Передней Азии, тогда как очаг расообразования монголоидов и австралоидов был приурочен к Восточной и Юго-Восточной Азии. Европеоиды передвигались в пределах европейского материка и прилегающих к нему районов Передней Азии. Напротив, негроиды расселялись в основном вдоль тропического пояса. Монголоиды вначале заселя­ли Юго-Восточную Азию, затем часть их перешла на американский континент. В обоснование этого варианта приводят данные о сходстве строения зубов монголоидов и австралоидов.

Согласно второму варианту гипотезы, европеоиды, африканские негроиды и австралоиды составляют один ствол расообразования, тогда как азиатские монголоиды и америнды — другой ствол. Однако эта гипотеза имеет те же возражения, что и гипотеза полицентризма.

В соответствии с гипотезой моноцентризма, или монофилии (Я.Я.Рогинский, 1949), которая основана на признании общности происхождения, социально-психического развития, а также оди­накового уровня физического и умственного развития всех рас, расы возникли от одного предка, в одном месте, но протяженность этой территории была очень большой, измеряемой многи­ми тысячами километров. Предполагается, что формирование рас произошло на территориях Восточного Средиземноморья, Передней и, возможно, Южной Азии.

По этой гипотезе, одна ветвь ранних палеоантропов дала начало монголоидам, которые как раса сфор­мировались в несколько этапов. Ранние палеоантропы, придя в Восточную Азию, встретили там архантропов, которых истребили или поглотили, унаследовав от них совкообразные резцы. Затем в Азию пришли люди современного типа. В результате
метисации сложились протомонголоиды, часть которых 15 тыс. лет назад двинулась из Восточной Азии через Берингию в Северную Америку, дав начало американским индейцам. Сохранив свой основной тип, они, в результате дрейфа генов, приобрели новые особенности.

Из части протомонголоидов, оставшихся на азиатском континенте, несколько позже сформирова­лись настоящие монголоиды.

Другая ветвь ранних палеоантропов дала начало европеоидным и негроидно - австралоидным группам. Предки европеоидов и негроидов занимали территории Восточного Средиземноморья и Южной Европы от Испании до города Воронежа в России. Формирование европеоидов и негроидов произошло в палеолите. Позднее в результате изоляции, миграции и дрейфа генов возникли более мелкие расовые группировки.

3. Этапы расообразования

Выделяют четыре этапа расообразования (В.П. Алексеев, 1985). На первомэтапе происходило выделение первич­ных очагов расообразования (территорий, на которых происходит этот процесс) и формирование основных расовых стволов — запад­ного (европеоиды, негроиды и австралоиды) и восточного (азиатские монголоиды и американоиды). Хронологически этот этап приходится на эпохи низшего или среднего палеолита (около 200 тыс. лет назад), т. е. совпадает с этапом формирования человека современного типа. Следовательно, оформление основных расовых стволов происходило одновремен­но с формированием признаков, присущих современному человеку.

На втором этапе происходило выделение вторичных очагов расообразования и формирование эволюционных ветвей в пределах основных расовых стволов. Хронологически этот этап приходится на верхний палеолит и частично мезолит (около 15 - 20 тыс. лет назад).

На третьем этапе выделялись третичные очаги расообразования, в пределах которых формировались малые расы. По времени этот этап приходит­ся на канун мезолита и неолита (около 10 - 12 тыс. лет назад).

На четвертом этапе возникали четвертичные очаги расообразова­ния, в которых формировались популяции с углубленной расовой дифференциацией, сходной с современной. Этот этап осуществлялся в эпоху бронзы и раннего железа (IV— III тыс. до н. э.).

Факторы расогенеза

Факторами расогенеза на стадии биологической эволюции являются естественный отбор, дрейф генов, изоляция, миграции и популяционные волны, причем наибольшее значение имел естественный отбор, который выполнял формообразующую роль на ранних стадиях формирования рас.

Действие естественного отбора проявлялось в разных направлени­ях, а его эффективность зависела от селективного значения признака.

Например, за цвет кожи ответственны кожные клетки, содержащие меланин, синтез которого детерминируется генетически. Наличие пигмента определяется присутствием гена, контролирующего тиро­зиназу, обеспечивающую конверсию тирозина в меланин. Однако только этого гена еще недостаточно для объяснения природы цвета кожи.

На пигментацию кожи оказывает влияние еще один ген, который детерминирует другой фермент, содержащийся в клетках людей с белойкожей и влияющий на количество меланина. Когда этот фермент синтезируется, то меланин образуется в малых количе­ствах и цвет кожи становится белым. Напротив, когда он отсутствует (не синтезируется), то меланин образуется в больших количествах и цвет кожи становится черным.

В определении цвета кожи принимает участие также и мела-нинстимулирующий гормон. Таким образом, в контроле цвета кожи принимают участие как минимум три гена.

Действие естественного отбора в случае такого расового признака, как цвет кожи, объясня­ется связью между солнечным освещением и продукцией витамина D, который необходим для поддержания в организме баланса каль­ция. Избыток этого витамина сопровождается отложением кальция в костях и способствует их хрупкости, тогда как недостаток кальция ведет к рахиту. Между тем количество витамина D, синтезируемо­го нормально в организме человека, контролируется количеством солнечного облучения, которое проникает в клетки глубже слоя меланина. Чем больше меланина в коже, тем меньше света, про­никающего в клетки глубже меланина. Поэтому люди зависимы в продукции их витамина D от степени проникновения в толщу кожи солнечного света.

Чтобы витамин D продуцировался в количествах, достаточных для поддержания нор­мального баланса кальция, люди со светлой кожей должны находить­ся подальше от экватора. Напротив, люди с черной кожей должны быть ближе к экватору.

Следовательно, цвет кожи имел селективное значение, являясь фактором контрселекции. Естественный отбор шел на цвет кожи, который возникал в качестве приспособительного признака к условиям географической среды обитания.

Другим расовым признаком, имеющим приспособительное значение, является тип телосложения. Например, эскимосы более низкорос­лы и плотны, чем зулусы. У эскимосов площадь поверхности тела меньше по сравнению с ее массой. Напротив, у зулусов, для которых характерно тонкое тело с длинными руками, площадь поверхности тела превалирует над его массой. В результате этого зулусы обладают преимуществом в выделении избытка тепла из тела, что очень важно в условиях жаркого климата.

Длинные конеч­ности обеспечивали индивидов дополнительной площадью тела, спо­собствующей более быстрой потере тепла. Следовательно, большее значение этого отношения имело преимущество в жарком климате. Напротив, меньшее значение этого отношения имело преимущество в более прохладном климате, поскольку при меньшей площади тела в нем лучше сохраняется тепло. Таким образом, подобно цвету кожи тип телосложения коррелирует с географической широтой, на кото­рой расселена раса, и в прошлом имел селективное значение, т. е. отбор шел на телосложение.

Выступающий узкий нос у европеоидов удлиняет носоглоточный путь, что способствует нагреванию холодного воздуха и защищает от переохлаждения гортань и легкие. Напротив, очень широкий и плоский нос (большее развитие слизистых) у негроидов способству­ет большей теплоотдаче. Их вытянутая высокая голова слабее нагре­вается, а курчавые волосы лучше предохраняют голову от перегрева, так как создают воздухоносную прослойку. Естественный отбор тоже шел по этим признакам, ибо они обеспечивали приспособление к усло­виям географической среды обитания.

Отложение жировой клетчатки на лице у детей монголоидов могло в прошлом иметь приспособительное значение как адаптация против обмерзания в условиях холодных континентальных зим. Узость глазной щели, складка века — эпикантус, характерные для монголоидов, также могут иметь приспособительный характер как особенности, помогающие предохранять глаз от ветра, пыли, отраженного от снегов света солнца.

Вероятно, многие из адаптивных признаков могли возникать в разных популяциях человека параллельно и поэтому не могут быть доказательствами тесного родства таких популяций. Независимо приобрели некоторые внешне сходные черты меланезийцы и негроиды, бушмены и монголоиды, независимо возникал в разных частях Ойкумены признак невысокого роста (карликовость), характерный для многих племен, попавших под полог тропического леса (например, пигмеи Африки и карликовые племена Новой Гвинеи).

Дрейф генов также способен изменять генетическую структуру попу­ляций. Подсчитано, что в результате дрейфа генов облик популя­ций может измениться через 50 поколений, т. е. всего за 1250 лет.

Изоляция проявлялась в различных формах и объемах. В част­ности, географическая изоляция первобытных коллективов в эпоху палеолита сопровождалась изменением их генофонда, прерыванием контактов с другими коллективами.

Изоляция с помощью социально-культурных, религиозных барьеров тоже оказывала влияние на гене­тическую дифференциацию популяций. Например, изоляция в США индейцев от белых, а белого протестантского населения (потомки англосаксов) от евреев вела и ведет к форми­рованию обособленных расовых свойств. В популяциях индейцев племени хопи, проживающих на юго-западе США, всегда изолиро­вали мужчин-альбиносов, оставляя их в жилищах на период поле­вых работ. Однако это предоставляло им большую свободу в связях с женщинами племени, когда другие мужчины работали в поле, что приводило к повышению частоты рождения детей-альбиносов, к изменению генетической конституции племени. Результатом изоляции была селекция генов альбинизма.

Миграции ведут к смешению генофондов, к формированию новых рас. Например, североамериканская цветная раса (негритянское население США) возникла в результате смешения лесной негроидной расы с расами банту, а также с европейской северо-западной, альпийской, средиземноморской и, возможно, дру­гими расами. Южноафриканская цветная раса возникла в резуль­тате смешения банту, бушменов и готтентотов. В настоящее время на Гавайских островах формируется новая расовая группа на основе метисации европеоидов, монголоидов и полинезийцев.

На основании определения числа аллелей, свойственных той или иной группе организмов, возможно определение генетического расстояния между ними. Эта величина для больших рас человека составляет 0,03. Она гораздо ниже цифр, характерных для истинных подвидов (0,17—0,22), и еще более мала по сравнению с межвидовым расстоянием (0,5—0,6 и более). В животном мире генетическое расстояние, равное 0,03, соответствует обычно генетическим отличиям местных популяций друг от друга. Все эти данные свидетельствуют о том, что понятие расы условно и не позволяет подводить под иерархическую классификацию рас глубокую биологическую, а значит, и социальную базу

Расизм и его критика

Как в прошлом, так и в настоящее время основу расизма состав­ляют извращенные представления о природе человека в результате преувеличения роли биологических факторов в его индивидуальном и историческом развитии.

Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, однако основ­ные расистские теории, которые положили начало расизму в совре­менном понимании, были сформулированы в XIX в. В этих теориях обосновывались либо преимущества одних рас над другими в преде­лах европейских рас, либо превосходство белых над черными, либо пропагандировался сионизм. Расисты считают, что расы являются самостоятельными видами, про­исходящими от разных обезьяноподобных предков, либо признают общность происхождения рас, но утверждают, что расы различаются по уровнюразвития. Расисты делят расы на «низшие» и «высшие», полагая, что высокие цивилизации якобы созданы «выс­шими» расами.

В XIX в. в Европе возник культ арийской расы, который берет начало от санскритской легенды о светлых покорителях темнокожих индусов и персов. В качестве «высшей» расы французский социолог Ж. Гобино (1854) назвал нордическую «германскую» расу, выступив одновременно против браков представителей «высших» и «низших» рас.

В последующем расизм оказался связанным с евгеникой и социал-дарвинизмом. Евгеника оказалась привлекательной для расистов в качестве орудия улучшения расовых «достоинств». Что касается социал-дарвинизма, то он оказался выгодным для расистов по той причине, что открывал возможность рассматривать общественные явления на биологической основе.

Практически сразу же после распространения дарвинизма во второй половине XIX в. стали делаться попытки перенести закономерности, вскрытые Ч. Дарвином в живой природе, на жизнь человеческого общества. Некоторые стали допускать, что и в человеческом обществе борьба за существование является движущей силой развития. Первым таким ученым был Г.Спенсер, английский философ середины XIX в. С точки зрения Спенсера, конкуренция в капиталистическом обществе является прямым аналогом конкуренции в мире живого, и существование бедных, эксплуатируемых групп населения неизбежно, именно оно и определяет общий прогресс общества.

Эти взгляды, носящие название социал-дарвинизма или социального дарвинизма, развиваются вплоть до настоящего времени некоторыми английскими, американскими, немецкими и французскими социологами. Исследуя жизнь первобытных обществ, они стараются найти подтверждение биологизаторскому истолкованию социальных закономерностей. При этом социальные конфликты рассматриваются как «естественные», «вечные», возводится в абсолют антагонизм социальных отношений, крайние варианты социал-дарвинизма служат для обоснования господства элиты.

В современном варианте социал-дарвинизм предсказывает, например, вырождение народов развитых стран в силу того, что там сокращена рождаемость по сравнению с малоразвитыми странами. А это, в свою очередь, может служить «оправданием» политики неоколониализма и расового насилия.

В начале XX в. для обоснова­ния расового превосходства начали использовать данные генетики. Расисты стали утверждать о превосходстве в США белых над неграми и о биологической неполноценности негров, о вредности межрасовых браков.

В 20-е гг. XX в. в расизме появилось стремление найти автономные генетические факторы, детерминирующие признаки «высшей» расы, а также связать расизм с необходимостью геноцида. Это стремление привело к объединению расизма с фашизмом. «Расоведение» было возведено в фашистской Германии в ранг преступной государствен­ной политики с геноцидом на оккупированных территориях.

Современные обоснования расизма — это смесь старых расист­ских и евгенических идей и их «доказательств» с современными биологизаторскими концепциями человека. Характерная особен­ность современного расизма заключается в том, что из расистского словаря совершенно исчезли старые доводы в пользу большей чув­ствительности «низших» рас к болезням, но появились дово­ды в пользу превосходящих умственных способностей «высших» рас. Современный расизм — это форма буржуазной идеологии, сущность которой составляет воинствующий шовинизм.

В научном плане расизм не выдерживает критики. Используемое для обоснования существования «низших» рас понятие о «чистых» расах — это расистское понятие, по которому представители «чистых» рас гомозиготны по всем локусам (имеют одинаковые аллели в каж­дом генетическом локусе). Генетической идентичности нет не только в случае рас, но даже в отдельных семьях. Полная идентичность генов существует только в случае однояйцевых близнецов. Нет также ника­ких оснований считать, что чистые расы существовали в прошлом, ибо в пользу этого допущения нет ни одного доказательства. Напротив, вся эволюционная история человечества — это непрерывное смеше­ние рас. Таким образом, утверждение о том, что раса является хорошо дифференцированной генетической группой, неверно.

Расисты утверждают, что «чистые» расы (которых, фактически нет) обладают лишь «хорошими» генами, детерминирующими выдающиеся психические, в том числе интеллектуальные свойства. Наука не располагает данными о связи между признаками, на основе которых идентифицируют расу, и психическими свойствами индиви­дуумов. Ни одна из рас не обладает монопольно «хорошими» генами и не является полностью свободной от «плохих» генов.

Наконец, многие из так называе­мых «превосходящих» и «отсталых» характеристик, иногда связан­ных с определенными расовыми группами, могут быть в основном или полностью результатом воздействия социальных условий и среды. Любой индивидуум после рождения оказы­вается в определенной среде. Поскольку гены проявляются в одной среде и не проявляются в другой, то с учетом нормы реакции это означает, что не все гены, контролирующие свойства чело­века, могут проявляться в условиях конкретной среды.

Любой индивид независимо от расы развивается по генетиче­ской программе в результате взаимодействия с социальной сре­дой. Следовательно, в онтогенезе любой индивид любой расы есть продукт собственной наследственности и социальной среды, тогда как в филогенезе человек является продуктом общественного раз­вития, а расы являются результатом действия генетических меха­низмов лишь на основе полиморфизма человека в основном по морфологическим признакам: цвет кожи, группа крови, строение наружного уха, форма носа, структура волос и т. д. Следовательно, расовые различия касаются в основном физических при­знаков, не имеющих отношения к чисто человеческим (социально-культурным) признакам, т.е. расы не имеют различий по этим признакам. Для каж­дой расы характерно генетическое разнообразие, которое создает потенциал расы. Между расами есть различия лишь в общественно-экономическом развитии, однако эти различия не основываются на биологических закономерностях. Они являются результатом исто­рического и социального развития. Русский ученый Н.Н. Миклухо-Маклай (1848-1888) еще в конце XIX в. доказал, что аборигены разной расовой принадлежности (из Новой Гвинеи, Микронезии и других районов мира) ничем не отличаются по умственным способностям от европеоидов.

Наши рекомендации