Методика выполнения работы. 1. Энергетическая ценность пищи и энергетический обмен
1. Энергетическая ценность пищи и энергетический обмен
Общие энерготраты складываются из пяти составляющих:
· величины основного обмена;
· затрат на физическую активность;
· пищевого термогенеза;
· холодового термогенеза;
· затрат на рост и образование тканей (у детей, подростков, беременных женщин и кормящих грудью матерей).
Важнейшей и преобладающей частью затрат энергии является так называемая величина основного обмена (ВОО), на нее приходится 60-70% всей энергии. Это минимальная энергия, необходимая для осуществления дыхания, кровообращения, работы желез внутренней секреции, выделительных функций, сохранения тонуса мускулатуры, деятельности нервной системы и других жизненно важных процессов.
Уравнение Харриса-Бенедикта включает зависимость BOO от роста, массы тела и возраста человека. Оно может быть использовано для расчета BOO у мужчин с 10-летнего возраста и женщин любого возраста:
ВОО= 66,5 + 13,5хмасса(кг) + 5,0хрост(см) - 6,75хвозраст(лет).
· Повышают BOO Увеличение мускулатуры; Повышение температуры тела; Усиление функции щитовидной железы; Повышение адреналина. | · Снижают BOO Увеличение возраста; Накопление жира; При уменьшении мускулатуры; Ослабление функции щитовидной железы; Недоедание и истощение организма. |
Важной составной частью общих затрат энергии человека являются физическая работа, выполняемая скелетными мышцами, а также затраты энергии на усиление работы сердца и учащение дыхания, связанные с физической активностью. Для гармоничного развития организма человека, поддержания здоровья и хорошего самочувствия необходимо, чтобы на физическую активность в любых ее проявлениях затрачивалось не менее 1/3 всей энергии.
Пищевой термогенез. Часть энергии организма затрачивается на переваривание, всасывание, перенос, метаболизм и отложение в виде запасов питательных компонентов самой пищи. Это так называемый пищевой термогенез. В результате пищевого термогенеза энерготраты в течение 1-4 ч после приема пищи возрастают примерно на 10%.
Общая суточная потребность в энергии здорового человека складывается из трех компонентов:
Суточные энерготраты = BOO + энерготраты на физическую активность + пищевой термогенез.
Как известно, источниками энергии в пище являются белки, жиры, углеводы.
В усредненном рационе россиян 11-14% энергии дают белки, 30% и более - жиры, 55% - углеводы (крахмал и сахара). Напомним также, что в организме животных и человека энергия выделяется при окислении глюкозы и жирных кислот, образующихся из углеводов, жиров и аминокислот при участии катализаторов - минеральных веществ, витаминов и ферментов.
Энергетическая ценность, или калорийность, пищи выражается в килокалориях (ккал) и килоджоулях (кДж). 1 ккал — количество теплоты, необходимое для нагревания 1 л воды с 15°С до 16°С; 1 ккал =4,18 кДж.
2. Химический состав блюд
По раздаточному материалу из приложения к лабораторной работе №11.
3. Оформление результатов
· Составьте суточный рацион, для какого - либо взрослого человека.
4. Домашнее задание
Подготовиться к защите лабораторной работы №11.
Вопросы для контроля
1.Величина основного обмена (ВОО).
2.Уравнение Харриса-Бенедикта.
3.Физическая работа.
4.Пищевой термогенез.
5.Общая суточная потребность в энергии.
Лабораторно-практическая работа №12
Составление набора продуктов суточного рациона в соответствии с указанной диетой
Цель работы:научиться составлять суточный рацион для указанной диеты.
Объекты исследования: рацион.
Оборудование: таблицы, калькулятор, раздаточный материал.
Техника безопасности: во время работы уделять особое внимание работе с электронной техникой.
Методика выполнения работы
1. Диеты.
Диеты, рассмотренные в лекционном курсе.
2. Химический состав блюд.
Из приложения к лабораторной работе №11.
3. Оформление результатов
· Составьте суточный рацион, для какого - либо взрослого человека, придерживающегося диеты (укажите ее номер).
4. Домашнее задание
Подготовиться к защите лабораторной работы №12
Вопросы для контроля
1. Рекомендуемые продукты для диеты №1;
2. Рекомендуемые продукты для диеты №2;
3. Рекомендуемые продукты для диеты №5;
4. Рекомендуемые продукты для диеты №7;
5. Рекомендуемые продукты для диеты №8;
6. Рекомендуемые продукты для диеты №9;
7. Рекомендуемые продукты для диеты №10.
Перечень литературы и средств обучения.
Литература
· Основная
1.Общая и санитарная микробиология с техникой микробиологических исследований. Под ред. А.С. Лабинской. Медицина, 2004.
2. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, санитария и гигиена. Академия, 2003.
3. Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности, ИРПО, 2000.
4. Рубина Е.А. Санитария и гигиена питания, 2005.
5. Мартинчик А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена.
Академия, 2002.
· Дополнительная
1.Федеральные законы:
1.1.“О защите прав потребителей” /с изменениями/ 25 января 1996г.
1.2.“О сертификации продукции и услуг” /10.06.93/.
1.3.“О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,12.01.91г.
1.4.“Об охране окружающей среды”, 1992г.
2.Правила производства и реализации продукции /услуг/ общественного питания. Утв. Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 13.04.93 №332.
3.Сборник технологических нормативов. -М.: ТОО “Пчелка”, 1994, 1996.
4.Сборник рецептур блюд диетического питания. -Киев: Техника, 1988.
5.Сборник рецептур мучных кондитерских и булочных изделий для предприятия общественного питания. -М.: Экономика,1986.
6.СанПиН 42-123-5777-91 Санитарные правила для предприятий общественного питания, включая кондитерские цехи и предприятия, вырабатывающие мягкое мороженое.
7.СанПиН 42-123-4116-86 Санитарные правила. Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов.
8.ГОСТ 50763-95 Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия.
9.ГОСТ 28-1-95 Общественное питание. Требования к производственному персоналу.
10.ГОСТ Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу, 1995г.
11.Малыгина В.Ф., Рубина В.А. Основы физиологии питания, гигиена и санитария. -М.: Экономика, 1988.
12.Азаров В.Н. Основы микробиологии и санитарии. -М.: Экономика, 1986.
Средства обучения.
Книги, таблицы, лабораторное оборудование.
Содержание
1. Пояснительная записка 4
2. Тематический план лабораторно-практических работ 5
3. Лабораторная работа №1 6-13
4. Лабораторная работа №2 13-18
5. Лабораторная работа №3 18-19
6. Лабораторная работа №4 19-20
7. Лабораторная работа №5 21-23
8. Лабораторная работа №6 23-27
9. Лабораторная работа №7 27-30
10. Лабораторная работа №8 30-32
11. Лабораторная работа №9 32-34
12. Лабораторная работа №10 34-36
13. Лабораторная работа №11 36-38
14. Лабораторная работа №12 38-39
15. Перечень литературы и средств обучения 40