Биологические предпосылки биополитики
Сравнительно краткая история биополитики в ХХ веке была связана с многовековой историей науки о живом, то есть биологией.
1.1.1. Кратко о периодах в истории биологии. В самой биологии можно выделить несколько периодов ее развития:
- Мифологический период. Этот период изучения и понимания живого начался еще тогда, когда первобытные люди подражали поведению животных во время ритуальных поединков и танцев, пытались предсказывать будущее по их повадкам, рисовали образы животных или растений на стенах своих пещер. Биоморфные (основанные на животных/растительных образах) мифы были весьма характерны для древних культур Египта, Индии и Крита. Много биоморфных мифологических персонажей, обожествляемых в микенскую эпоху (XVI - XII века до н.э.), были в дальнейшем включены в состав пантеона Античной Греции (например, козлоногий Пан). Биоморфные мифы, переплетаясь с эмпирическими многовековыми наблюдениями, были в античную эпоху подвергнуты рационализации и систематизации, что привело к возникновению первых научных теорий.
- Натурфилософский период.Натурфилософия представляла собой исторически первую научную парадигму(систему теоретических представлений и подходов к получению научных знаний) —господствовавшую в науке о живом примерно начиная с V - IV века до н. э. (Гиппократ, Эмпедокл, Аристотель) вплоть до начала Нового Времени (XVI -XVII века н. э.). При всем различии вариантов натурфилософских концепций Греции, Рима, средневековой Европы, Индии, Китая, вся натурфилософия была пронизана едиными в своей сущности идеями о том, что живые существа одушевлены, одухотворены, внутренне близки человеку. В представлении натурфилософов, весь Космос был построен по единым принципам, из единых элементов/стихий, которые наполняют собой как исследуемое живое существо, так и исследователя, поэтому "объект" (познаваемое живое) весьма тесно связан с "субъектом" (познающим человеком). Так, Гиппократ ввел представление, что четыре первоэлемента Космоса (огонь, вода, воздух и земля), проникающие любое одушевленное и неодушевленное тело, в то же время соответствуют четырем выделениям животного организма (слизь/флегма, кровь, желчь и черная желчь) и четырем темпераментам человеческой психики (флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики). Натурфилософские тексты были полны метафор, сравнений, аналогий и художественных образов. Они обращались не только к логическому мышлению читателя, но и к его образному видению предмета. Предмет научного изыскания формулировался в столь широких терминах, что текст фактически имел дело со всем Космосом.
- Механистический (физико-химический) период.Новая физико-химическая (механистическая) парадигма в биологии формируется под влиянием философии Бэкона, Декарта, Гоббса, Локка. Начало этого периода ознаменовалось работами Сильвиуса, который сводил биологические явления к химическим процессам (ятрохимия) и Борелли, пытавшегося объяснить поведение животных на основе простейших законов механической статики (ятромеханика). Несмотря на многообразие вариантов, представители физико-химической парадигмы были едины в том, что живые организмы принципиально отличаются от познающего их человека и напоминают по организации физико-химические машины. Поэтому предполагалось, что физико-химические методы достаточны для того, чтобы проникнуть во все тайны живого. Этот подход доказал свою плодотворность на протяжении последних 300 лет. Была тщательно исследована макро- и микроскопическая структура животных, растений, изучены протекающие в живых организмах процессы жизнедеятельности. Несмотря на все эти достижения, применение физико-химической парадигмы в биологии было ограниченным исключительно сложной организацией биологических систем. Натурфилософский подход к биологическим системам не был полностью преодолен физико-химической парадигмой. На протяжении последних 300 лет интерес к натурфилософии неоднократно усиливался как протест против доминирования более механистических подходов. В ответ на развитие картезианского механицизма в конце XVII века, возникают виталистические идеи Лейбница ("монады", или "живые атомы") и Шталя («чувствующая душа» — как регуляторный принцип животного организма). Механистические и материалистические идеи французских мыслителей второй половины XVIII века породили ответную волну увлечения натурфилософией, принявшей форму "немецкого романтизма".
- Современный период гуманитаризации биологии. Современная эпоха, несмотря на головокружительный прогресс физико-химической биологии, в то же время характеризуется возвратом интереса к натурфилософскому подходу. Живые организмы все чаще рассматриваются в антропоморфных (уподобляющих человеку) и социоморфных (уподобляющих человеческому обществу) категориях. Таким образом, пропасть между исследователем и объектом исследования, которая возникла в результате прогресса физико-химической биологии, начинает преодолеваться в наши дни. Так, экология ХХ века широко использовала концепции, взятые из экономики, социологии и других общественных наук, с целью разработки моделей роста популяций и экосистем. Сравнительно недавно высказанная Лавлоком гипотеза Геи исходит из целостного характера планетарного биоса как глобального фактора, способного целенаправленно менять параметры планеты Земля. Современные достижения ученых в стыковых областях между биологическими и социальными науками, включая социальную этологию, социобиологию, способствуют новому пониманию живых организмов как существ, находящихся в близком родстве с видом Homo sapiens. Достаточно сказать, что даже в стане микробиологов – термины типа «поведение бактерий», «социальность у бактерий» и даже «бактериальный альтруизм» уже не шокируют научное сообщество. Тем более понятно, что на другом крыле биологических наук – в приматологии многие видные учёные склоняются к убеждению, что имеется плавный переход между поведением человека и других приматов, более того, что некоторые элементы морали есть и у других животных. Растущая социогуманитарная компонентасовременной биологии всё более меняет наш взгляд на человека, человеческое общество. Хотя уникальность человека не отрицается, оказывается, тем не менее, что некоторые из наиболее «тонких» сторон способностей человека, включая способность познавать мир, чувствовать прекрасное, иметь морально-этические нормы, имеют определенные эволюционно-биологические предпосылки. По соответствующим параметрам возможно сравнение человека и других живых существ. Например, когнитивные (познавательные) способности активно исследуются в наши дни у животных. Ныне существует целый букет биолого-социальных и биолого-гуманитарных наук, включая биоэтику, биоэстетику, биосемиотику, а также основной предмет нашего изучения – биополитику.
1.1.2. Достижения биологических наук ХХ века: влияние на развитие биополитики. Общее влияние гуманитаризующейся биологии второй половины ХХ в. было дополнено конкретным стимулирующим действием на биополитические изыскания конкретных биологических направлений, таких, как этология, эволюционные исследования, социобиология, экология, нейрофизиология, генетика. Очень кратко по каждому направлению:
- Этология - наука о поведении живых существ. Первоначально этология посвящала себя поведению животных в естественных условиях, с упором на врожденные (инстинктивные) формы поведения, подробно исследованные Лоренцом, Тинбергеном, Фришем. В дальнейшем, под влиянием таких исследовательских направлений, как бихевиоризм, зоопсихология, предмет этологии был расширен в сторону изучения не только врожденных, но и приобретенных в ходе обучения и накопления индивидуального опыта форм поведения. Было установлено, что различие между этими двумя видами поведения является относительным, так как практически каждая поведенческая реакция включает врожденные (генетически запрограммированные) и приобретенные (зависимые от жизненного опыта) компоненты. Целый ряд исследований был посвящен ритуальному поведению (брачное, территориальное и игровое поведение). Данные о поведении животных были применены, иногда недостаточно обоснованно, к человеческому поведению, тем самым изменив наш взгляд на самих себя. Примерами может служить книга Лоренца "Агрессия", вызвавшая значительный резонанс, а также сенсационные бестселлеры 60-70-х годов ХХ века типа книг «Голая обезьяна» и «Человеческий зоопарк» Р.Ардрея., «Общественное животное» Аронсона. В 1990-х годах вышли работы отечественных этологов, в том числе Е.С. Панова, М.В. Бутовской, В.Р. Дольника, утверждающие приложимость этологического подхода к поведению человека, включая его политическую деятельность.
- Исследования по эволюционным проблемам. В ХХ веке разработан современный вариант дарвиновской теории эволюции (неодарвинизм, синтетическая теория эволюции), согласно которой эволюция основана на избирательном сохранении в ряду поколений наиболее приспособленных генотипов (естественный отбор генов). Естественный отбор предполагает конкуренцию за выживание и размножение различных генетических вариантов, возникающих в результате случайных мутаций, рекомбинаций генов и других процессов. Если Дарвин постулировал постепенное возникновение нового в эволюции в результате накопления малых изменений (градуализм), то ныне часть эволюционистов (например, Гулд) признает и «большие скачки», сразу дающие новые виды живых существ (концепция «прерывистого равновесия»). Ставится также вопрос, идёт ли естественный отбор лишь на индивидуальном уровне (как борьба особей за существование) или имеет место также групповой отбор- конкуренция между целыми сообществами живых существ (например, концепция «телеономического отбора» Корнинга). В последнем случае внутри группы преобладает кооперация и взаимопомощь, а конкуренция направлена вовне – против соседних групп. Для биополитики важны исследования, касающиеся происхождения человека и в особенности эволюции социальной организации по линии человекообразных обезьян.
- Социобиология — это изучение биологического базиса социального поведения у животных и человека. Каждая форма жизни может быть рассмотрена как эволюционный эксперимент, продукт миллионов лет взаимодействия между генами и окружающей средой. Социобиология в целом исходит из неодарвинизма. Однако, в применении к эволюции биосоциальных систем, она объясняет и такие процессы, которые на первый взгляд противоречат концепции естественного отбора. Например, объясняются явления самопожертвования особей (альтруизма) в интересах других особей или целого сообщества. Причем, для такого объяснения социобиологи вводят новые понятия: родственный альтруизм, взаимный (реципрокный) альтруизм, совокупная приспособленность особей, эволюционно стабильная стратегия и др.. С этим инструментарием социобиология подходит к проблемам доминирования и подчинения, отношений между родителями и потомками, организации сложных сообществ (насекомых, приматов и др.).
- Экология — наука о взаимодействии биоса с окружающей его средой и о взаимоотношениях между различными живыми организмами в рамках локальных целостных сообществ (экосистем) и планетарного сообщества (биосферы). Экология как биологическая наука оказалась настолько тесно связана с разработками по охране живого покрова планеты, многообразия населяющих её видов, а также здоровья человека и человечества перед лицом техногенных опасностей, что в русском языке все эти разработки тоже обозначаются не иначе как «экология» (за рубежом преобладают другие названия – environmental science, Umweltwissenschaft и др., переводимые как «наука о среде обитания»). В последние десятилетия люди начали проявлять все большую тревогу в отношении проблем окружающей среды. Это усилило общий интерес как к экологическим организациям (МСОП, Римский Клуб, ЮНЕП и многие другие), так и к самой биополитике, которая также включает важную природоохранную грань;
- Нейрофизиология— комплекс исследований, посвященный функционированию мозга как сложной параллельно организованной системы переработки информации, состоящей из относительно самостоятельных функциональных единиц (модулей). Исследуя нейронную организацию мозга, нейрофизиологи обратили особое внимание на роль нейротрансмиттеров, отвечающих за передачу импульсов между нервными клетками. Исследования серотонина, окиси азота, дофамина и других нейротрансмиттеров, а также нейромодуляторов (опиатов) показали их важную социально-поведенческую функцию, в том числе и в человеческом обществе. В 50-х и 60-х годах ХХ века появилась возможность влиять на человеческий разум, эмоции и психику в заданном направлении, используя лекарственные препараты (так называемая «психофармакологическая революция»). Это привлекло внимание научного сообщества к взаимосвязи между физиологическим состоянием человеческого организма и поведением человека, включая политическую деятельность.
- Генетика.Развитие исследований в области генетики дало в руки исследователей методы, позволяющие манипулировать наследственным аппаратом живых организмов, обусловив тем самым развитие генетической и клеточной инженерии. Эти методы составляют часть исследовательского направления, названного биотехнологией и посвященного промышленному использованию биологических процессов и агентов на основе получения высокоэффективных форм микроорганизмов, культур клеток и тканей растений и животных с заданными свойствами. Всё это породило целый комплекс проблем этического, юридического и политического характера. Одной из основных проблем была угроза случайного или, что еще хуже, преднамеренного создания генетических монстров. Эта угроза, звучавшая уже на конференции в Асиломаре (США) в 1975 г., неизмеримо возросла и пополнилась новыми гранями в последние годы в связи с масштабным производством трансгенных растений и животных, генетическим клонированием, генной терапией и т.д. Генетика человека достигла уровня, когда усматривается возможность прямо изучать генные факторы поведенческих отклонений, а также алкоголизма, депрессии, гомосексуализма, шизофрении, что имеет немалое социальное и даже политическое значение. В основном завершен многообещающий и в то же время потенциально опасный проект полной расшифровки генома человека.