Цель и задачи зоологии позвоночных. Значение материалов курса для решения общебиологических проблем, для практики народного хозяйства.
Цель и задачи зоологии позвоночных. Значение материалов курса для решения общебиологических проблем, для практики народного хозяйства.
3. Основные этапы развития в истории зоологии позвоночных (от Аристотеля до современности). Вклад белорусских белорусских ученых А. В. Федюшина, И. Н. Сержанина, М. С. Долбика, М. М. Пикулика, П. Г. Козло и др.) ученых в развитие зоологической науки.
4. Тип Хордовые – Chordata. Общая характеристика типа. Положение хордовых в системе животного мира. Специфические черты организации.
Классификация типа Хордовые.
6. Бесчерепные – Acrania – самая примитивная группа хордовых животных. Класс Головохордовые – Cephalochordata. Особенности организации на примере ланцетника.
Онтогенез ланцетника. Его значение в понимании раннего филогенеза хордовых.
8. Подтип Личиночнохордовые, или Оболочники – Urochordata (Tunicata). Общая характеристика подтипа. Особенности организации и онтогенеза. Распространение и экология. Система подтипа.
9. Класс Асцидии – Ascidiae. Внешнее и внутреннее строение на примере одиночной асцидии. Особенности размножения и развития. Регрессивный метаморфоз и роль личинки в расселении. Разнообразие асцидий (одиночные, колониальные, сидячие, свободноплавающие).
10. Класс Сальпы – Salpae. Своеобразие строения и поведения как свободноплавающих морских животных. Образ жизни (одиночные и колониальные формы). Особенности размножения и развития. Биологическое значение метагенеза.
11. Класс Аппендикулярии – Appendiculariae. Особенности строения, биологии и поведения аппендикулярий. Их экология и географическое распространение.
12. Раздел Бесчелюстные – Agnatha. Примитивность организации и поведения: движение, питание, скелет, органы чувств.
13. Класс Круглоротые –низшие наиболее примитивные современные рыбообразные позвоночные. Их специализация к паразитическому образу жизни и развитие (на примере речной миноги).
14. Современная систематика класса Круглоротые. Морфологические, физиологические и биологические различия между миногами и миксинами. Явление паразитизма и полупаразитизма как исключение среди позвоночных.
Происхождение и эволюция Круглоротых. Место в системе позвоночных.
16. Позвоночные – Vertebrata – высший подтип хордовых. Подразделение позвоночных на Анамний и Амниот, гомойотермных и пойкилотермных. Современная классификация подтипа: надклассы, классы и подклассы.
17. Позвоночные без зародышевых оболочек – Anamnia. Особенности организации, размножения, развития и дыхания взрослых организмов в связи с первичноводным образом жизни.
18. Морфологические черты позвоночных, обусловившие их выход на сушу. Важнейшие адаптивные изменения в покровах, органах движения, в системах органов дыхания, кровообращения, скелете, выделения и размножения в связи с обитанием в наземно-воздушной среде.
Надкласс Рыбы – Pisces. Прогрессивные особенности морфологии и поведения в связи с условиями существования. Разнообразие жизненных форм (пелагические, донные, литоральные; растительноядные и хищные; оседлые и мигрирующие и т.д.), внутривидовая организация (одиночные, стайные).
Биоценотическое и хозяйственное значение рыб. Значение рыб в пищевых цепях различных групп животных.
Рыбное хозяйство внутренних водоемов. Рыбозаводы, рыбные хозяйства. Искусственное обогащение промысловой ихтиофауны путем акклиматизации ценных видов рыб.
31. Видовой состав, современное состояние круглоротых и рыб Беларуси. Роль русских и белорусских ученых в развитии промысловой ихтиологии.
Филогения рыб. Девонские панцирные рыбы как наиболее возможные предковые группы хрящевых и костных рыб. Значение вымерших кистеперых рыб в происхождении земноводных.
Строение пищеварительной системы костных и хрящевых рыб.
Строение и механизм органов дыхания хрящевых и костистых рыб.
Сравнительная характеристика кровеносной системы хрящевых и костных рыб.
Строение черепа костистых рыб.
Строение черепа хрящевых рыб.
Строение мочеполовой системы хрящевых и костистых рыб.
Особенности размножения рыб. Возраст рыб и плодовитость. Анадромные и катадромные миграции.
Нервная система рыб.
Органы чувств рыб.
Строение головного мозга рыб. Головные нервы.
Цель и задачи зоологии позвоночных. Значение материалов курса для решения общебиологических проблем, для практики народного хозяйства.
3. Основные этапы развития в истории зоологии позвоночных (от Аристотеля до современности). Вклад белорусских белорусских ученых А. В. Федюшина, И. Н. Сержанина, М. С. Долбика, М. М. Пикулика, П. Г. Козло и др.) ученых в развитие зоологической науки.
4. Тип Хордовые – Chordata. Общая характеристика типа. Положение хордовых в системе животного мира. Специфические черты организации.