По «защите населения и хозяйственных

ОБЪЕКТОВ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

для студентов всех специальностей

Под редакцией РОЛЕВИЧА И.В.

Минск, 2005

УДК 504.06+ 613.6 (076.5)

ББК

Руководство содержит, с учётом новейших достижений в области радиационной безопасности, сведения, необходимые студенту для выполнения лабораторных работ по курсу «Защита населения от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность». В руководстве приведены основные методики по обнаружению и измерению ионизирующих излучений, даётся общее представление о радиации, радионуклидах, последствиях катастрофы на Чернобыльской АЭС. Большое внимание уделено знакомству с основными понятиями о радиоактивности и природе возникновения радиационного излучения. В руководстве представлены методики измерения доз излучения, радиоактивности почвы, строительных материалов, продуктов питания, даров леса, сведения о радиационной разведке и др. для использования их студентами. Представлены описания различных типов дозиметров и радиометров, порядок подготовки их к работе, её выполнения и оформления. Руководство предназначено для студентов, аспирантов, педагогов.

Дорожко С.В. Руководство к лабораторным работам по «Защите населения от чрезвычайных ситуаций. Радиационной безопасности»./Под редакцией Ролевича И.В., 147 с., 46 табл., 36 рис.

Рецензенты: Санько Д.В., Трухан Е.П.

© Дорожко С.В., Ролевич И.В.

«…Отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома.»

ВВЕДЕНИЕ

После аварии на Чернобыльской АЭС в ряде районов Беларуси, России и Украины сложилась крайне неблагополучная радиоэкологическая обстановка, связанная с загрязнением радионуклидами обширных территорий. В связи с этим вопросы радиационной защиты, контроля населением загрязнения окружающей среды, продуктов питания, сельхозпродукции, строительных материалов, оценка и прогнозирование риска воздействия ионизирующего излучения на живые организмы и т.д., приобрели особую актуальность.

Нынешний уровень экологических знаний не позволяет подавляющему большинству населения объективно оценивать существующую ситуацию, вести себя адекватно ей, правильно ориентироваться в информационном потоке, критически относиться к многочисленным, не всегда обоснованным «рекомендациям». Поэтому чем больше люди, тем более выпускники вузов, знают о радиации, о той пользе, которую она приносит, и об опасности, которую она влечёт за собой, тем лучше они будут выполнять свои функции как добропорядочные граждане.

И радиоактивность, и сопутствующие ей ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до зарождения на ней жизни. Они присутствовали в космосе задолго до возникновения самой Земли. С самого начала жизнь во всех ее проявлениях развилась на Земле на фоне постоянно существующей радиации. Значит, есть основания полагать, что живые организмы должны хорошо переносить воздействие ее в том случае, если уровень последней не очень высок.

Радиация на Земле присутствовала всегда. Поэтому важным является осознание того, что радиация - один из многих естественных факторов окружающей среды. И все, чем мы сегодня на нее влияем, заключается в добавлении к существующему фону дополнительной дозы излучения в результате использования человеком созданных устройств и аварии на них, в том числе и на всем печально известной Чернобыльской атомной электростанции.

Хорошее знание свойств радиации и ее воздействия на живые организмы позволяет свести к минимуму связанный с ее использованием риск и по достоинству оценить те огромные блага, которые приносит человеку применение достижений ядерной физики в различных сферах.

Учебный курс «Защита населения и хозяйственных объектов от чрезвычайный ситуаций. Радиационная безопасность», введенный с 1991 года в вузах Беларуси, является эффективным способом повышения радиоэкологических знаний специалистов с высшим образованием. Однако ее преподавание существенно осложняется из-за отсутствия качественной учебно-методической литературы для проведения лабораторных и практических занятий. Данное руководство является попыткой ликвидировать указанный недостаток в отношении лабораторных занятий.

Выражаем сердечную благодарность Батыреву В.А., Бубнову В.П., Буселу А.В., Науменко А.М., Осипенко А.А., Тавгень Т.А. и Широкову Е.И за помощь в подготовке исходных материалов.

ПАМЯТКА

для студентов по подготовке к лабораторной работе, её выполнению и оформлению

Запрещается в лаборатории находиться в верхней одежде, пользоваться сотовым телефоном, курить в здании.

Обязательно ознакомьтесь с правилами безопасности и распишитесь в специальном лабораторном журнале.

Выполняйте лабораторную работу под руководством и наблюдением преподавателя или учебно-вспомогательного персонала.

Студент допускается к выполнению работы с приборами лишь после ознакомления с методическими указаниями по выполнению лабораторной работы и особенностями работы с прибором.

Перед каждым включением прибора необходимо убедиться в его исправности и в том, что пуск прибора безопасен.

Выполняйте только ту лабораторную работу, к которой допускает преподаватель. Аккуратно обращайтесь с исследуемыми пробами, не вскрывайте их упаковку.

Следите за порядком на лабораторном столе.

После окончания работы выключите прибор, приведите в порядок рабочее место, исследованные пробы аккуратно поставьте рядом с прибором, стул придвиньте к столу.

Доложите преподавателю об окончании работы с прибором и замеченных неисправностях.

Оформление работы и все расчёты лучше производить на рабочем месте вдали от радиоактивных проб и прибора.

В конце занятия учащийся должен сдать педагогу выполненную работу, о чём последний делает отметку в своём журнале и подписывает работу.

Лабораторная работа № 1

Наши рекомендации