Участие головного мозга в научении и памяти.
Виды памяти. Память - способность хранить и вновь извлекать информацию, что обеспечивает приобретению опыта живыми системами. Энграмма - комплекс структурно-функциональных изменений в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенно влияют на характер протекания будущих рефлекторных реакций (К.Лешли). Формирование и воспроизведение энграмм возможно на основе хронотипа - внутреннего пространственно-временного образа внешнего мира. Память человека разделяют на кратковременную и долговременную. Консолидация следов памяти - фиксация энграммы, в результате которой вероятность забывания той или иной информации становится все меньше (переход информации из кратковременно памяти в долговременную). Сенсорная память предшествует по времени кратковременной, в течение нескольких первых десятых долей секунды (до 500 мс) чувствительные сигналы сохраняются в виде следовых процессов. В это время происходит их анализ оценка и дальнейшее забывание, либо дальнейшая обработка. Процесс забывания начинается сразу после поступления информации. Хранящаяся информация может быть активно «стерта» или заменена на другую, поступившую через короткое время. Первичная память отвечает за временное хранение информации, закодированной словесно, ее емкость меньше, чем сенсорной, информация хранится в порядке поступления, забывание происходит в результате вытеснения новыми сигналами, примерно соответствует кратковременной памяти. Информация, незакодированная в виде слов, не задерживается в первичной памяти, а переходит из сенсорной во вторичную. Переход информации из первичной памяти во вторичную облегчается практикой, вероятность зависит от частоты повторений. Вторичная память характеризуется значительной емкостью и длительностью, только информация, прошедшая во вторичную память, может быть извлечена через большой промежуток времени. Во вторичной памяти информация накапливается в соответствии с ее значимостью. Третичная память отвечает за энграммы, которые закрепляются в многолетней практики и в норме никогда не изглаживаются (собственное имя, способность к чтению или письму и др. повседневные навыки) и характеризуются чрезвычайно малым временем извлечения. Вторичная и третичная память, вместе взятые, соответствуют долговременной памяти, которую также разделяют на:
n образную: сохранение и репродукция жизненно важного объекта
n эмоциональную: воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражителей, обусловивших первичное переживание этого состояния
n условно-рефлекторную: проявляется в виде воспроизведения условных двигательных и секреторных реакций или заученных движений, спустя длительное время после их образования.
n словесно-логическую: память на словесные сигналы, обозначающие как внешние объекты и события, так и внутренние переживания, и собственные действия.
Нейронные механизмы памяти. Гипотеза реверберирующего возбуждения базируется на том, что первоначально информация может сохраняться в виде реверберации одинаковых пространственно-временных комплексов (динамическая энграмма), что сопровождается структурными изменениями в соответствующих синапсах (структурная энграмма). Изменения эффективности синапсов могут происходить как вследствие синтеза специальных белков, так и за счет изменения геометрии аксошипиковых контактов (что обеспечивается наличием в ножке дендритного шипика нейрона контрактильного аппарата). Наиболее вероятным местом хранения следов памяти у позвоночных является гиппокамп (аммонов рог), однако эта роль не является уникальной и всеохватывающей, а, вероятно, определяется его многочисленными связями с другими центрами (особенно височной доли и поясной извилины).
Химические механизмы памяти. У животных в ходе научения обнаруживают изменения синтеза РНК в мозге, что, по-видимому, отражает изменения в синтезе нейроспецифических белков, участвующих в формировании устойчивости созданной энграммы. В процессах научения и памяти принимают участие многие медиаторные системы мозга (холинергическая, серотонинэргическая, глутаматэргическая и др.), а также нейропептиды, которые, вероятно, оказывают влияние на память посредством взаимодействия с медиаторами и через них оказывают влияние на метаболизм макромолекул.