Проведение заключительнлго тестового контроля
1. При каком виде деления клеток происходит неравномерное распределение наследственной информации: а) при митозе, б) мейозе, в) амитозе, г) эндомитозе, д) фагоцитозе ?
2.Сколько основных стадий в митотическом цикле:
а) 2, б) 3, в) 5, г) 4, д) 6 ?
3. Какое основное вещество синтезируется в S-период интерфазы:
а) липазы, б) пептиды, в) углеводы, г) хромосомы, д) ДНК?
4. Перечислить структурные основные компоненты клеточного центра:
а) веретено деления, б) центродесмоза, в) центриоли, г) центросфера, д) ядрышко ?
5. Сколько выделяют основных фаз митоза:
а) 2, б) 3, в) 4, г) 5, д) 6 ?
6. Где располагаются хромосомы в клетке в метафазу:
а) в ядре, б) по полюсам клетки, в) по экватору клетки ?
7. Где располагаются хромосомы в клетке в анафазу:
а) в ядре, б) по экватору, в) в центросоме, г) по полюсам клетки ?
8. В какой фазе исчезает ахроматиновое веретено деления: а) в метафазе, б) в профазе, в) в анафазе, г) в телофазе?
9. Что такое цитокинез:
а) деление ядра, б) деление хромосом, в) одна из 2 фаз митоза, г) деление цитоплазмы, д) период интерфазы ?
10. Что образуется при митозе из центросомы:
а) центриоль, б) микротрубочки, в) фибриллы, г) центродесмоэа, д) ахроматиновое веретено деления ?
КРОК 1
1. Исследуется активно функционирующая соединительная ткань человеческого организма, клетки которой относятся к обновляющемуся клеточному комплексу. Клетки этой ткани образуются в результате: А. Бинарного деления; В. Митоза; С. Эндогонии; Д. Мейоза; Е. Амитоза. | 2. На протяжении клеточного цикла хромосомы могут быть как однохроматидными, так и двухроматидными. В делящейся клетке обнаружены однохроматидные хромосомы. Какая фаза клеточного цикла: А. Интерфаза; В. Метафаза; С. Анафаза; Д. Прометафаза; Е. Профаза. |
3. Для анафазы митоза одной из характеристик клетки является - 4n 4c. Это связано с тем, что в этой фазе происходит: А. Объединение сестринских хроматид; В. Образование тетрад; С. Деспирализация хромосом; Д. Расхождение хроматид к полюсам клетки; Е. Обмен участками сестринских хроматид. | 4. Показателем интенсивности мутационного процесса у человека является сестринский хроматидный обмен. Этот процесс происходит на стадии: А. Профазы митоза; В.Метафазы 1-го мейотического деления С. Анафазы 2-го мейотического деления Д. Интерфазы перед мейозом; Е. Метафазы митоза. |
5. В клетке образовался клубок спирализованных хромосом, исчезло ядрышко и ядерная оболочка. Анализируется стадия: А. Интерфаза; В. Профаза; С. Метафаза; Д. Телофаза; Е. Анафаза. | 6. Спирализация хромосом имеет важное биологическое значение, потому, что: А.Ускоряются реакции транскрипции В. Происходит активизация ДНК; С. Облегчается процесс расхождения хроматид; Д. Происходит дезактивация ДНК; Е. Замедляются реакции транскриции |
7. Микроскопируется клетка человека на стадии анафазы митоза. В это время при достаточном увеличении можно увидеть: А. Объединение хроматид; В. Образование тетрад; С. Спирализацию хромосом; Д. Расхождение хроматид; Е. Деспирализацию хромосом. | 8. Микроскопируется клетка человека на стадии телофазы митоза. В это время при достаточном увеличении можно увидеть: А. Объединение хроматид; В. Образование тетрад; С. Спирализацию хромосом; Д. Расхождение хроматид; Е. Деспирализацию хромосом. |
1.4.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, которые необходимо усвоить для достижения целей занятия :
а) виды деления клеток,
б) этапы клеточного цикла,
в) сущность интерфазы,
г) фазы митоза,
д) значение митоза.
1.5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ преподавателем и проверка правильности выполнения работ каждым студентом.
1.6. МЕСТО И ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: учебная комната, 2 академических часа.
1.7. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: микроскопы, микропрепараты, таблицы, схемы.
ЛИТЕРАТУРА: основная (1), дополнительная (2).
1.1. В.П. Пишак Биология медицинская. Винница, 2004
1.2. Королев В.А., Кривошеина Г.Н., Полякова Э.Г. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. - Киев: Вища школа, 1986.
1.3. Королев В.А. Лекции по медицинской биологии. - Киев: Вища школа, 1993.
1.4. Слюсарев А.А., Жукова Н.В. Биология. – Киев: Вища школа, 1987.
1.5. Пехов А.П. Биология с общей генетикой. – М.: Медицина, 1993.
2.1. Королев В.А., Ромашова М.Ф. Биология живой клетки. – Симферополь, 1999.
2.2. Лазарев К. Л. Клетка и биология развития. Симферополь, 2000.
2.3. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.,1991.
Итоговое ЗАНЯТИЕ 9
«Молекулярно-клеточный уровень организации жизни»
Значение темы.
1.2. Цель занятия. Общая: Сформировать знания и умения о Молекулярно-клеточном уровне организации жизни
1.3. Конкретные цели занятия:
1.3.1. Знать морфологию клетки и биологию генетического аппарата эукариотической клетки
1.3.2. Уметь пользоваться микроскопом и находить на микропрепаратах структуры клеток