Периодизация постнатального онтогенеза
периоды | Время периода | |
Женский организм | Мужской организм | |
ювенильный | до 12 лет | до 13лет |
пубертатный | 12-15 лет | 13-16 лет |
юношеский | 16-20 лет | 17-21 год |
зрелый I зрелый II | 20-35 лет | 21-35 лет |
35-55 лет | 35-60 лет | |
пожилой | 56-75 лет | 61-75 лет |
старческий | 76-90 лет | 76-90 лет |
долгожительство | 90 лет и более | 90 лет и более |
Возрастная периодизация ранних периодов онтогенеза основана на критериях, отражающих границы развития, соответствующие физиологическим нормам организма, степенью морфофункциональной зрелости различных органов и систем, реакцию организма на воздействие факторов внешней среды.
Ювенильный и пубертатный периоды – это периоды раннего онтогенеза.
В периодизации, используемой педагогами и основанной на педагогических и социальных критериях, у человека выделяют:
- младенческий возраст (до 1 года)
- преддошкольный (1 -3 года)
- дошкольный (3-7 лет)
-младший школьный (7 - 11-12 лет)
-средний школьный (11-12 - 15лет)
- старший школьный (15 - 17-18лет)
Ювенильный и пубертатный периоды характеризуются прежде всего интенсивным ростом организма.
По типу роста животных делят на 2 группы:
1. Животные с определенным ростом перестают расти, зависимости от вида (насекомые, птицы, млекопитающие, в т.ч. человек) в определенном возрасте.
2. Неопределенный рост продолжается всю жизнь (моллюски, ракообразные, рыбы, рептилии и др. животные).
Интенсивность роста в разные периоды жизни неодинакова и характеризуется относительно постоянной величиной – константой роста. Так, у человека на первом году жизни она равна 1,3, затем падает до 0,7. В период полового созревания повышается до 1,6, а далее находится на уровне 0,6 до окончания роста.
В ходе раннего онтогенеза рост чередуется с периодом дифференцировки клеток, тканей, органов, которая приводит к снижению интенсивности клеточных делений или полному их прекращению (нервная и поперечнополосатая мускулатура практически утрачивает способность к клеточному делению). В тоже время во многих органах, несмотря на дифференцировку, некоторые клетки сохраняют способность к делению, тем самым обеспечивая физиологическую и репаративную регенерацию этих органов и тканей.
Процесс роста и дифференцировки приводит к зрелости организма. Для животных с определенным ростом наступление зрелости приводит к прекращению роста, а для животных с неопределенным ростом – к замедлению роста.
На процессы роста и развития животных и человека влияют эндогенные и экзогенные факторы. К эндогенным факторам относятся гормон гипофиза – соматотропин, гормон щитовидной железы – тироксин, недостаток которых приводит к задержке роста. К экзогенным факторам – питание, температура, недостаточность кислорода, витамины А, D, В и др.
Пубертатный (подростковый, период полового созревания) длится три года, у девушек начинается на год раньше, чем у юношей. На этом этапе происходит бурная перестройка всех физиологических систем организма, меняются психика и поведение ребенка, повышается обмен веществ, гормонообразование, идет интенсивный рост (6-10см в год).
Происходит перестройка в сердечно-сосудистой системе: рост сердца преобладает над ростом окружности сосудов. Наблюдается неустойчивость регуляторных механизмов вегетативной нервной системы, что приводит к расстройствам кровообращения (головокружения, гипертония и т.д.).
Усиленно развиваются грудная клетка и дыхательные мышцы, увеличивается жизненная емкость легких, чувствительность к кислородному голоданию, дыхание становится реже и глубже, окончательно формируются тип дыхания: у мальчиков – брюшной, у девочек - грудной.
Изменения в опорно-двигательном аппарате характеризуются увеличением окостенения, нарастанием мышечной массы и формированием высокой способности к координации движений.
В этот период значительную перестройку претерпевают железы внутренней секреции. Усиливается функция передней и средней долей гипофиза: возрастает уровень соматотропина, определяющего интенсивность роста тела. Усиление образования меланокортинов (вырабатываются средней долей гипофиза) может привести к потемнению волос, т.к. этот гормон контролирует процесс пигментации.
Усиливается функция щитовидной железы, что приводит к повышению обмена веществ, расходу энергии. В связи с этим наблюдаются повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, некоторая худоба, усиление функций половых желез, повышается интерес к противоположному полу. Продолжают развиваться первичные и вторичные половые признаки: у мальчиков – ломается голос, пробиваются усы и борода и т.д.; у девочек – развиваются молочные железы, начинаются менструации и т.д.
Примерно с конца XIX века во многих странах Европы, а затем и во всем мире, в детских популяциях было выявлено усиление роста, уровня физического развития, более раннего полового созревания. Это явление было названо акселерацией(от латинского – axeleratio - ускорение).
Акселерация коснулась всех слоев населения, городских и сельских жителей, выявилась во всех возрастных группах детей, особенно у подростков.
Акселерация начала проявляться в раннем детстве: дети стали рождаться с большей массой и длинной тела, чем несколько лет назад, наблюдаются ранние прорезывания зубов, смена молочных зубов постоянными, у них наблюдается более раннее половое созревание. Возрос объем знаний у детей. Наряду с этим наблюдается «омоложение» ряда форм патологии детского возраста. Детородный возраст женщин увеличился на 7-8 лет.
Причины акселерации пока неясны, но выдвинут ряд предположений: повышение температуры планеты, изменение магнитного поля Земли, усиление солнечной радиации, электромагнитное загрязнение, улучшение питания населения, значительное потребление витаминов и минеральных солей и др.
Вюношеский периодпроисходит замедление роста на 1-2 см с последующей его остановкой. В этот период завершается морфо-функциональная дифференцировка организма, происходит становление конституционального типа тела: астенический, нормостенический, гиперстенический и атлетический.
Зрелый возраст –характеризуется тем, что организм полностью сформирован в морфологическом и функциональном отношении с определенными индивидуальными особенностями. Организм готов к выполнению репродуктивной функции. Человек приобретает личностные черты, позволяющие реализовать себя в трудовой деятельности.
Выделяют первый зрелый возраст (20-21год – 35 лет), когда организм оптимально функционирует. Этот возраст наиболее оптимален и физиологичен для выполнения репродуктивной функции, становления как личности.
Во втором зрелом периоде (35 – 55-60 лет) наблюдается снижение многих функциональных показателей и проявление в связи с этим заболеваний. К концу второго зрелого периода у женщин наступает менопауза и угасает репродуктивная функция. У мужчин также происходит снижение репродуктивной функции.
Пожилой возрастследует за зрелым периодом и продолжается как у мужчин, так и у женщин до 75 лет. Этот период характеризуется резким старением организма.
Под старением понимают неизбежно возникающий и закономерно развивающийся процесс ограничения адаптивных возможностей организма.
Следует отметить, что признаки старения начинают проявляться задолго до наступления старости. Например: инволюция тимуса, которая начинается в возрасте 13-15 лет, ранняя седина, разрушение зубов, появление морщин, снижение силы скелетных мышц и миокарда, ферментной активности некоторых желез и т.д.
У пожилых людей изменения параметров организма носят неоднозначный характер: одни резко снижаются (функции анализаторов, пищеварительных желез, щитовидной железы, сократительная способность миокарда и т.д.), другие – существенно не изменяются (активность ряда ферментов, состав крови, мембранный потенциал клеток, кислотно-щелочное равновесие и др.).
Многие проявления старения прямо коррелируют с хронологическим возрастом, то есть степенью их развития.
.
51. 55. Морфологическая характеристика процессов старения. Теории старения. Понятие о геронтологии и гериатрии.