Работа 4.1. Спорообразование у плесневого гриба мукора
В поле зрения микроскопа должны быть видны ветвящиеся полупрозрачные и тонкие нити – гифы и спорангии, заполненные мелкими спорами округлой формы. Некоторые из спорангиев могут быть разорванными, поэтому вокруг них будут видны споры.
Работа 4.2. Сперматозоиды млекопитающих: морской свинки, крысы и барана
Найдите головку, шейку, среднюю часть и хвостовой отдел. Большую часть головки занимает ядро. Обратите внимание на акросому, наблюдаемую в виде темного полумесяца на переднем конце головки между наружной мембраной и ядром.
Рис. 24. Мукор: 1. мицелий и спорангиеносцы со спорангиями, 2. спорангий, 3. зрелая зигота и ее прорастание | Рис. 25. Сперматозоиды морской свинки:1. ядро; 2. акросома; 3. хвост и крысы (слева направо) |
Работа 4.3. Поперечный срез семенного канальца крысы
Семенник на срезе имеет овально-круглую форму: внутри него видны поперечные разрезы многочисленных семенных канальцев овальной и округлой формы. На микропрепарате найти четыре зоны, соответствующие этапам сперматогенеза: 1. базальная мембрана; 2. клетка Сертоли; 3. сперматогоний; 4. сперматоцит; 5. сперматида; 6. сперматозоид; 7. кровеносный сосуд.
Работа 4.4. Строение яичника млекопитающего (кошки и человека)
На микропрепаратах найти овогонии и фолликулы различной степени зрелости (первичной, созревающей и зрелой). Изучить зрелый фолликул – граафов пузырек.
Рис. 27–28. Яйцеклетка в яичнике млекопитающего: 1 ядро; 2. ядрышко; 3. цитоплазма. Граафов пузырек |
Литература
1. Ярыгин В.Н. Биология. – Т.1. – М.: Медицина, 2003.– С. 147–151, 201–219.
2. Пехов А.П. Биология с основами экологии. – СПб: Лань, 2000. – С.199–213.
3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии: учебное пособие/ Н.В. Чебышев, Ю.К. Богоявлинский, А.М. Демченко и др. – М.: Медицина, 1996. – С.36–49.
4. Кобзарь В.Н. Биология: учебное пособие. Т.1. – Бишкек: КРСУ, 2012.– С. 37–52.
ЭМБРИОГЕНЕЗ
ЗАНЯТИЕ N 5
ТЕМА. Биология развития. Онтогенез. Закономерности эмбриогенеза
ЦЕЛЬ:освоить онтогенез. Изучить сущность осеменения, оплодотворения и образования зародышевых листков.
Задачи:
1. Уметь идентифицировать типы дробления и части бластулы.
2. Знать строение бластулы, гаструлы и нейрулы, их особенности у многоклеточных животных.
3. Знать гисто-, органогенез и дифференцировку зародышевых листков.
Мотивационная характеристика.Эмбриология человека – наиболее важная область биологии для медицинской практики. Эмбриональное развитие человека и различных классов позвоночных эволюционно связаны между собой, имеют общие черты и существенные различия. Изучение закономерностей эмбриогенеза на примере развития зародышей позвоночных помогает пониманию сложных механизмов эмбриогенеза человека. Эти знания служат базой для изучения ряда дисциплин (микробиологии, нормальной и патологической анатомии, патологической физиологии, акушерства, гинекологии, педиатрии и т.д.).
Задание для самоподготовки:
Знать: а) строение половых клеток; б) типы яйцеклеток; в) оплодотворение и его биологическую сущность, осеменение; г) дробление и его типы; д) отличия дробления зародыша от митотического деления соматических клеток; ж) строение и типы бластулы; з) строение гаструлы; е) способы образования гаструлы; и) гисто- и органогенез; и) эмбриональную индукцию; к) производные экто-, энто- и мезодермы; л) физико-химические и генетические механизмы эмбриогенеза.
Теоретические вопросы:
1. Критика теории преформизма эпигенеза.
2. Онтогенез – краткое повторение филогенеза. Периоды, типы, формы онтогенеза.
3. Осеменение, оплодотворение, регуляция гормонами. Акросомная и кортикальная реакции при оплодотворении.
4. Стадии эмбриогенеза: дробление (строение бластулы), гаструляция (строение и типы гаструлы). Гисто-, органогенез.
Контрольные вопросы:
1.Какое строение имеет бластула? За счет чего она образуется?
2. Как организован двухслойный зародыш?
3. Каково происхождение мезодермы?
4. Что образуется из эктодермы, энтодермы и мезодермы?
5. От чего зависит вид дробления?