Практикум «Психологический портрет приемного родителя».
Цель: выявить значимые качества личности родителя и ребенка, которые помогут им достигнуть гармонии в отношениях, обозначить зоны психологического риска.
Ход.
Группа делится на 2 подгруппы, которые получают задания: «Составить психологический портрет родителя», «Составить психологический портрет приемного ребенка».
Обсуждение:
1. Обсудить значимые качества личности, характеризующие приемного родителя, достоинства (сильные стороны, ресурсы) и недостатки (зона риска).
2. Обсудить значимые качества личности ребенка, которые помогут родителям установить с ним гармоничные отношения, а также те, которые могут осложнить отношения.
Вывод. Что нужно ребенку?
Какими качествами должен обладать приемный родитель, чтобы ему легче было преодолеть трудности и достичь взаимопонимания с ребенком? Как и любой родитель, приемный родитель должен любить детей и хотеть, чтобы ребенок появился в его семье. Хорошо, если приемный родитель – человек общительный и ему легко устанавливать контакт с новыми людьми. Прекрасно, если он терпелив, открыт новому опыту, способен учиться, способен просить о помощи и оказывать ее, способен и готов принимать ребенка таким, как есть. Немаловажное качество - готовность сотрудничать со специалистами в процессе создания приемной семьи.
Приемный родитель должен оптимистично смотреть на жизнь, но в то же время стремиться преодолевать возникающие трудности, конструктивно решать конфликты и находить выход из сложных ситуаций. Родителю будет проще понимать ребенка, если он научиться видеть, что реально стоит за поведением ребенка, в чем нуждается ребенок, испытавший уже много неприятностей и разочарований за свою маленькую жизнь.
«Каким родителем Вы хотите стать своему ребенку?» - вопрос, на который специалист должен помочь ответить приемным родителям.
Мозговой штурм «Что нужно учесть при выборе приемного ребенка?»
Участникам предлагается определить наиболее важные аспекты при выборе приемного ребенка. Ответы записываются на доске.
Затем каждый участник обосновывает предложенные варианты.
Инфолист. Как выбрать ребенка?
Дети, которые проживают со своими биологическими родителями и никогда не проходили через процедуру усыновления или удочерения, не являются результатом сознательного выбора, сделанного их папой и мамой. А вот когда речь заходит о приемных детях, перед будущими родителями сразу встает целый ряд важных вопросов, от ответа на которые напрямую зависит благополучие семьи.
Как выбрать ребенка?
Что касается первого вопроса, то, несмотря на свою кажущуюся легкость и примитивность, он часто становится наиболее сложным и животрепещущим для будущих приемных родителей.
Семейные психологи утверждают, что самое сложное – это выбор малыша. Конечно же, вопрос о том, как выбрать приемного ребенка, звучит очень цинично, ведь малыш – это человечек, а не ведро клубники на базаре. Но, тем не менее, пройти этот этап придется всем приемным родителям, как бы тяжело не было. Очень часто родители стараются не думать об этом, полагая, что во время первого визита в детский дом им все «сердце подскажет».
Конечно, если у вас совсем недавно родилась мысль о том, чтобы принять в семью детку, вы наверняка в общих чертах представляете себе, каким он должен быть – вплоть до пола, возраста, цвета глаз и волос. Разумеется, всем приемным родителям хочется видеть своего ребенка здоровым – поэтому физическое и психическое здоровье малыша сразу же становится одним из самых важных критериев выбора.
Но в жизни не все так просто. Во-первых, среди «отказников» и сирот идеально здоровых детей практически не бывает (а если и бывают, то найти их не так просто). Во-вторых, часто приемные родители, которые заранее настроились на поиски, например, двухлетней светловолосой девочки в результате усыновляют пятилетнего темноволосого мальчика – просто потому, что поняли при личном общении, что это «их» ребенок, человек, к которому они способны почувствовать глубокую эмоциональную привязанность.
Поэтому не спешите руководствоваться какими-либо жесткими критериями, жизнь всегда вносит свои коррективы. Поиск ребенка обычно осуществляется двумя способами: через общегосударственный банк данных, в который можно отправить запрос и заявление о желании принять ребенка в семью, либо напрямую – методом личного посещения детских домов, интернатов или домов малютки.
Конечно, многие приемные родители отправляются в первую очередь в Дом малютки – в этом учреждении можно усыновить самых маленьких детей, начиная с младенческого возраста. Считается (и вполне обоснованно), что именно младенцы, которых усыновили в самом раннем возрасте, лучше всего способны адаптироваться в новой семье и полностью ощутить на себе заботу и тепло, которые им дарят их новые родители. Кроме того, такие маленькие дети еще не успели побывать в детском доме – а ведь именно пребывание в детском доме зачастую негативно отражается на психике детей.
Но не стоит сразу же отметать возможность принятия в семью ребенка постарше – например, детки в возрасте 3-4 лет уже обладают зачатками характера, в этом возрасте становятся видны определенные свойства личности, а это значит, что приемным родителям будет проще выбрать именно того ребенка, который подходит для воспитания в их семье.
А вот усыновление ребенка старше 4-5 лет уже требует мудрости и очень осторожного подхода, так как в этом возрасте дети уже понимают многие вещи, и ребенок будет отчетливо понимать, что его семья – приемная. С другой стороны, при наличии взвешенного, мудрого подхода со стороны родителей этот момент всегда можно максимально сгладить.
Поэтому всегда нужно ориентироваться не только на возраст ребенка, но и на его отношение к жизни и к ситуации в целом. Многие дети, раннее детство которых прошло без родителей, очень хотят попасть в приемную семью и воспринимают приемных родителей лучше, чем биологических.