Рутинные и творческие потребности
Помимо деления на биологические и социальные, материальные и духовные, индивидуальные и общественные, человеческие потребности могут быть разделены на рутинныеи творческие.Рутинные потребности состоят в потреблении, использовании уже произведенных предметов и услуг, причем давно устоявшимися методами, а творческие — это потребности в создании новых материальных и духовных ценностей или в самостоятельном осмыслении и переработке уже познанного или созданного.
Эта группа потребностей не имеет общепризнанного названия. Так, с точки зрения философии их можно назвать потребностями в функционированиии в развитии,или потребительскимии креативными.А. Маслоу делит потребности на дефицитарные(к ним относятся простейшие, насущные) и бытийные(потребности в творческом развитии личности). Выделенные Э. Фроммом два модуса бытия — «иметь» и «быть» (см.: гл. 3, § 1) тоже выражают аналогичное различие в системе потребностей. Модус обладания ориентирует на потребительство и удовлетворение только рутинных потребностей, модус бытия — на удовлетворение сложных творческих потребностей, связанных не с простым поддержанием физического существования и развлечениями, а с совершенствованием личности и общества в целом, с раскрытием творческих способностей людей.
В любом обществе существуют и удовлетворяются как рутинные, так и творческие потребности. Между ними устанавливается некий баланс. Если необходимость удовлетворения рутинных потребностей очевидна для всех (многие из них — насущные), то удовлетворение творческих потребностей до сих пор не стало общественной нормой и наталкивается на всевозможные трудности и специально установленные барьеры. Описание фрустрации творческих потребностей можно найти в произведениях пи хи всех крупных писателей — на-
пример, когда их герои занимаются неинтересной, скучной работой, живут в окружении людей, которые их не понимают и не ценят и т. п.
Широко распространено мнение, что существуют пределы развития и удовлетворения материальных потребностей, так как все они якобы являются рутинными. Духовные потребности рассматриваются как творческие и поэтому не имеющие пределов. В самом деле, еще К. Маркс отмечал: «Определенные предметы могут быть потреблены и являются предметом потребности лишь до известной степени; например, потребляется лишь определенное количество хлеба и т. д. Поэтому продукт в качестве потребительной стоимости имеет в себе самом некий предел, — а именно, предел существующей потребности в нем...»1. Однако здесь идет речь только о сфере потребления и о базовых, рутинных потребностях. Человек же обладает потребностью в материальной творческой деятельности по преобразованию природы и общества. Вопреки мнению Гегеля, творчество не является прерогативой духа, сферой чисто духовной деятельности. Как уже отмечалось, вся ноосфера, или вторая природа, преобразуется не духовной, а материальной деятельностью человека. Его потребности в материальной, созидательной, творческой деятельности не имеют границ. Неограниченные в споем развитии духоньые потребности могут существовать именно па основе неограниченных материальных потребностей общества в преобразовании мира. Поэтому задачей сервисной деятельности оказывается обслуживание не только рутинных потребностей в использовании уже существующих материальных благ, но и творческих потребностей в их создании. Этим занимается, например, научный, образовательный, туристический и информационный сервис, а также некоторые виды сервиса, связанные с обслуживанием машин и оборудования.
Взаимодействие рутинных и творческих потребностей имеет свои закономерности. Так, удовлетворение рутинных потребностей создает необходимые, хотя и недостаточные условия для развития творческих. В истории цивилизации, по-видимому, происходит медленное повышение роли творческих потребностей. Так, классик теории менеджмента Питер Друкер обращает внимание на то, что в условиях современной экономики повышение производительности работников умственного труда требует максимально творческого подхода к их деятельности. «Ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника. Работники умственного труда долж-
1 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. (Первоначальный вариант «Капитала»). В 2-х ч. Ч. 1. М: Политиздат, 1980. С. 385.
94 Глава 4. Концепция потребностей в философии
ны сами собой управлять (они, так сказать, сами себе менеджеры). Им необходима независимость... Непрерывная инновационная деятельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работника умственного труда; он должен отвечать за внедрение нововведений... Работнику умственного труда надо, с одной стороны, постоянно учиться, а с другой — постоянно учить... Надо, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали этот вариант всем прочим возможностям»1.
Практика современного менеджмента, обобщенная в этих рекомендациях, убедительно показывает: сама экономическая реальность постиндустриального общества делает востребованными творческие способности человека. Предпринимателю выгодно привлекать работников умственного труда с ярко выраженным творческим подходом к работе. Все сформулированные П. Друкером рекомендации в полной мере относятся и к предприятиям службы сервиса. Она, как известно, входит в постиндустриальный сектор экономики. Однако повышение творческой составляющей в деятельности людей имеет и другие, более глубокие последствия для сервисной деятельности. Творческие работники предъявляют специфические требования к сфере услуг, связанные, например, с повышенной потребностью в знаниях и информации, со стремлением освободиться от рутинной работы в сфере быта, интереснее и содержательнее организовывать свой отдых и досуг. Изменения характера труда настолько глубоко изменяют личность, что за ними неизбежно следуют изменения потребностей в сфере быта и услуг.