Понятие педагогического теста, его достоинства и недостатки
Тест – от англ. test – проба, испытание, исследование. Тесты рассматриваются как стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить ЗУН, уровень развития, личностные характеристики ученика.
Педагогический тест–это инструментальное средство контроля знаний, возможность с заданной точностью определить надежность проводимых измерений.
Преимущества тестирования: незначительные затраты времени для сбора информации; простая технология обработки результатов; возможность сравнения результатов усвоения знаний.
Недостатки тестирования: ограниченный выбор смыслов; позволяет иметь поверхностное представление о предмете, явлении; не позволяет выявить умения рассуждать, не способствует развитию красноречия.
Требования к составлению тестов: 1) вопросы и задания в тесте должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы; 2) простота и точность формулировок; 3) разумное соотношение открытых и закрытых тестовых вопросов; 4) достаточное количество вопросов; 5) логика расположения вопросов в тесте.
2. Структура теста. Тесты имеют определенную структуру, состоят из:
- Инструкции. Они должна содержать указания на то, что испытуемый должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи, описывать то, что нужно сделать и т.д.
- Текста задания (вопроса). Представляет собой содержательное наполнение задания. Представлен в виде текста, рисунка, таблицы и т.д.
- Правильного ответа или оценочной схемы.
Виды и типы тестовых заданий
Существует два вида заданий, которые объединяют шесть типов (рисунок).
Рисунок – Классификация тестовых заданий
Преимущества заданий закрытого типа:отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками; неважно, умеют ли испытуемые хорошо формулировать ответы; задания легко обрабатываются, тестирование быстро проводится; эти задания позволяют охватить большие области знания; возможна машинная обработка ответов; низкая вероятность угадывания.
Преимущества заданий открытого типа: краткость и однозначность ответов; необходимость воспроизведения ответа по памяти; отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа; простота формулировки вопросов; невозможность угадать ответ.
Оценочные схемы тестовых заданий
Один из основных подходов к оценке результатов тестирования говорит о том, что каждое задание должно быть оценено одним баллом в случае правильного выполнения и нулем баллов в случае его неправильного выполнения. Этот подход рационален, наиболее объективен, обработка результатов проста.
Методика повторения на уроках, основные положения методики
1. Повторение дает положительные результаты, если опирается на хорошее первичное изучение материала.
2. Повторение должно развивать понятия рассмотрением их в новых связях, подтверждением другими фактами и систематизировать знания.
3. Важно повторить не только пройденное на предыдущих уроках, но и то, что пройдено ранее в других темах, даже в предыдущих классах.
4. Задания по повторению материала прошлых лет, особенно в старших классах, дают заранее, на более длительный срок.
5. Не стоит постоянно выделять на повторение определенные часы.
6. При повторении целесообразно проводить сравнение вновь изучаемых организмов или систем органов с прежде изученными, фиксируя результаты в виде таблиц, схем, чертежей и т.д.
7. Повторение обязательно должно содержать элемент новизны; он может заключаться в новой форме задания, упражнения и т.п.
8. Если материал позволяет, к уроку задают повторить какой-либо вопрос из пройденного – это текущее повторение.
9. Выделяют специальные уроки повторения – заключительные уроки. Они носят характер обзора основных вопросов темы, обобщения понятий.
10. Повторение проводится различными видами методов, но, как правило, с преобладанием словесных и наглядных.
11. Повторение может выйти за пределы класса. Так, по ботанике полезно провести весной повторительную экскурсию в природу. То же по зоологии. Для повторения могут быть использованы и формы массовой внеклассной работы: 1) организация школьной выставки, 2) выпуск ученического журнала, газеты, 3) школьный вечер, 4) кинофильмы, лекции.