Банк ситуационных задач для подготовки студентов к промежуточной аттестации
Задача 1.
В приемное отделение инфекционной больницы поступил ребенок 10 лет. Жалуется на слабость, головную боль, боль при глотании, температуру – 38,20С. При осмотре выявлены налеты на миндалинах и за их пределами беловато-серого цвета, плотно прикрепленные к подлежащей ткани, не снимаются тампоном. Увеличены шейные лимфатические узлы. Врач поставил диагноз: “дифтерия зева?”
1. Какой клинический материла необходимо взять у пациента, чтобы поставить диагноз? Продемонстрируйте технику взятия материала на фантоме и посев на питательные среды.
2. Перечислите звенья эпидемиологической цепочки дифтерии, охарактеризуйте их. Составьте комплекс противоэпидемических мероприятий, направленных на разрыв эпидемической цепи.
3. Опишите культуральные свойства колонии. Можно ли по внешнему виду колоний поставить предварительный диагноз и определить характер питательной среды?
Задача 2.
Пациент Иванов поступил в ЦРБ с высокой температурой, влажным кашлем, слабостью, одышкой. У него взяли материал для определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам. Чувствительность к антибиотикам определяли методом дисков .
Антибиотики:
1. Стрептомицин
2. Карбенициллин
3. Линкомицин
4. Гентамицин
5. Эритромицин
1. Оцените результаты исследования, рекомендуйте эффективный антибиотик для лечения пациента.
2. Какой материал необходимо взять у пациента, чтобы выделить возбудителя заболевания? Назовите. что является материалом для микробиологического исследования: правила забора, последовательность действий при заборе и доставки в лабораторию.
3. Какой прибор будет использоваться в палате данного пациента для дезинфекции воздуха? Опишите его: устройство, механизм действия.
Задача 3.
У оперированного больного имело место нагноение хирургической раны. При микроскопии гноя обнаружились типичные кокки, располагающиеся в мазке в виде грозди винограда, Гр+, и Гр+ кокки, расположенные цепочкой. Назначены антибиотики широкого спектра действия.
1. Назовите эти микроорганизмы. С чем связана их способность окрашиваться по Граму в фиолетовый цвет.
2. Охарактеризуйте микроскопический метод исследования.
3. Какой метод стерилизации применяется при микроскопическом методе исследования. Назовите применяемый прибор, принцип работы, продемонстрируйте технику стерилизации бактериологической петли.
Задача 4.
В отделение ЦРБ поступила женщина 44 лет с жалобами на боли в суставах, мышцах, повышенную температуру до 38, 2о С. Работает на ферме дояркой. После проведенного обследования был поставлен предварительный диагноз: бруцеллез. Взята кровь на серологическое исследование.
Анализ № 543
Серологическая реакция с бруцеллезным антигеном
Ф.И.О. ____Петрова К.А.
Возраст 28 лет
Разведение сыворотки результат | 1:50 | 1:100 | 1:200 | 1:400 | 1:800 | 1:1600 |
Реакция Райта | ++ | + | - | - | - | - |
1.Оцените результат исследования и представьте пациенту информацию о сути исследования.
2. Может ли пациентка быть источником инфекции для персонала и других пациентов отделения? Дайте определение источника инфекции и назовите классификацию форм инфекции в зависимости от источника инфекции.
Задача 5.
Предметом изучения микробиологии являются микроорганизмы, невидимые невооруженным глазом. Они встречаются на различных объектах окружающей среды, среди них есть полезные и вредные для организма человека.
1. Назовите задачи медицинской микробиологии и классификацию микроорганизмов.
2. Охарактеризуйте микрофлору воздуха.
3. Как называется механизм передачи инфекции через воздух, опишите его.
Задача 6.
В приемное отделение инфекционной больницы поступил ребенок с симптомами диареи (жидкий стул со слизью и прожилками крови). Поставлен предварительный диагноз: "Дизентерия". Родственникам был назначен дизентерийный бактериофаг.
1. Какой клинический материла необходимо взять у пациента, чтобы поставить диагноз? Какой основной метод микробиологической диагностики дизентерии.
2. Что такое входные ворота инфекции и что послужило входными воротами инфекции в данном случае?
3. С какой целью родственникам был назначен бактериофаг, дайте характеристику бактериофагам.
Задача 7.
Пациентка, 45 лет, поступила с жалобами на общую слабость, снижение работоспособности, постоянные боли в правом подреберье, горечь во рту, аллергическую сыпь. Была неоднократно обследована амбулаторно и в стационаре. Диагностирован хронический холецистит. Позднее, на основании эпиданамнеза был заподозрен описторхоз. Диагноз подтвержден ИФА с описторхозным антигеном и паразитологическим методом – обнаружены яйца описторха в фекалиях.
1. К какой группе заболеваний относится описторхоз? Опишите классификацию гельминтов.
2. Охарактеризуйте особенности биологического развития гельминтов.
3. О патологии какой системы организма свидетельствует аллергическая реакция? Охарактеризуйте аллергию: причины, механизм возникновения, классификацию.
Задача 8.
В инфекционное отделение поступило несколько школьников, учащихся одного класса. У всех при поступлении состояние тяжелое, выраженный менингиальный синдром, температура 40° С. Врач заподозрил вспышку эпидемического менингита.
Задание.
1. Назовите возбудителя и опишите его морфологию.
2. Каковы должны быть требования к микробиологической лаборатории, где проводятся лабораторные исследования.
3. Назовите препараты для специфической профилактики менингококковой инфекции. Дайте характеристику этих групп препаратов: классификацию, назначение.
Задача 9.
Среди работников лесхоза заболело несколько человек. Один из них обнаружил на теле присосавшегося клеща. Потянув за тело и удалив клеща, он увидел, что лапки остались в коже. Заболевание у всех сопровождалось высокой температурой и поражением нервной системы в виде парезов и параличей. Был поставлен диагноз: «Вирусный клещевой энцефалит».
1. Как называется механизм передачи инфекции при клещевом энцефалите, охарактеризуйте его.
2. Оцените действия работника лесхоза по удалению клеща. Опишите правила удаления присосавшегося клеща.
Задача 10.
Больная, 31 года, госпитализирована в гинекологическое отделение с жалобами на боли внизу живота, повышенную температуру. После осмотра был взят мазок на микрофлору из влагалища, уретры и цервикального канала. В мазке обнаружены:
Были назначены синтетические антибиотики.
1. Какие микроорганизмы обнаружены в мазке, назовите их. Какие из выделенных микроорганизмов являются патогенными, назовите заболевания, которые они вызывают.
Задача 11.
Больной с хронической пневмонией длительно лечился антибиотиками широкого спектра действия. У него появились боли в животе, жидкий стул, метеоризм.
1. О чем могут свидетельствовать вышеперечисленные симптомы? Как подтвердить диагноз? Объясните с чем это связано.
2. Какие препараты назначить пациенту при данной форме патологии?
Задача 12.
В лабораторию доставлен биоматериал (кровь) от новорожденного с диагнозом: сепсис?
1. Как называется механизм передачи инфекции от матери плоду? Какие заболевания могут передаваться таким образом?
2. Охарактеризуйте сепсис как форму инфекционного процесса.
Задача 13.
В хирургическом отделении ЦРБ находился больной, у которого после операции нагноилась рана. Проводимое лечение антибиотиками не давало никаких результатов. Было принято решение провести микробиологическое исследование.
1. Что служит исследуемым материалом у данного больного? Чем и как необходимо взять его на бактериологическое исследование?
2. Какой микроорганизм, чаще всего, вызывает гнойно-воспалительные заболевания? Каковы его морфологические и тинкториаьные свойства?
3. Какова цель бактериологического исследования материала у данного больного?
Задача 14.
Пациентка, 45 лет, поступила с жалобами на общую слабость, снижение работоспособности, постоянные боли в правом подреберье, желудке, горечь во рту, насморк. Длительно лечилась антибиотиками. Была неоднократно обследована амбулаторно и в стационаре. Выявлено изменение качественного и количественного состава нормальной микрофлоры кишечника. В полости носа обнаружен белый налет в виде пленки, взят материал на бактериологическое исследование. Диагностирован хронический холецистит. Выявлено изменение иммунологического статуса. Позднее, на основании эпиданамнеза был заподозрен описторхоз. Диагноз подтвержден ИФА с описторхозным антигеном и паразитологическим методом – обнаружены яйца описторха в фекалиях.
1. К каким заболеваниям относится описторхоз? Опишите жизненный цикл паразита. Назовите методы диагностики.
2. О чем свидетельствуют изменения состава микрофлоры кишечника. Охарактеризуйте нормальную микрофлору желудочно-кишечного тракта человека.
3. Какой материал был взят на исследование из носа. Продемонстрируйте методику забора и посева на питательную среду.
Задача 15.
Больная Л, 30 лет обратилась в поликлинику с жалобами на слабость, на длительную температуру 380 С, на потливость по ночам, на потерю массы тела, на кашель, на диарею и на увеличение лимфатических узлов. DS: ВИЧ- инфекция.
1. Назовите пути передачи инфекции при данном заболевании?
2. Опишите стадии репродукции вируса.
3.Охарактеризуйте методику посева, укажите цель.
Задача 16.
В инфекционную больницу поступила женщина 30 лет, жительница Узбекистана с жалобами на приступ озноба, сменяющийся жаром и профузным потоотделением. Предварительный диагноз «Малярия».
1. Как поставить диагноз «Малярия» микроскопическим методом? Что такое микропрепарат «толстая капля»?
2. Назовите возбудителя малярии, к какому классу относится возбудитель? Дайте краткую характеристику простейших.
3. Опишите механизм передачи малярии.
Задача 17.
В микробиологическую лабораторию принесли биологический материал для исследований от больного с подозрением на дизентерию.
1. Какие питательные среды будут использоваться в лаборатории при проведении исследований: классификация по составу, назначению консистенции; требования к питательным средам.
2. Назовите требования к микробиологической лаборатории.
3. Охарактеризуйте механизм передачи инфекции при дизентерии.
Задача 18.
В бактериологическую лабораторию из гинекологического отделения доставлен биологический материал. В нативном мазке определены подвижные микроорганизмы.
1. Какой мазок называется нативным? Как готовятся нативные препараты?
2. Приготовьте рабочее место лаборанта для окраски микропрепарата по Граму.
Задача 19.
Больной Н., 5 лет. Ребенок относится к группе длительно и часто болеющих детей, рецидивы ОРЗ наблюдаются один раз в месяц, очаги хронической инфекции - хронический отит, хронический фарингит, аденоидит. При обследовании в крови выявлены антитела к вирусу гепатита В.
1. О поражении какой системы организма могут свидетельствовать данные проявления? Опишите эту систему.
2. О чем свидетельствует наличие антител в крови ребенка к вирусу гепатита В?
Задача 20.
У беременной женщины со сроком 11-12 недель при обследовании на комплекс ТОРЧ-инфекций были обнаружены специфические М и G- антитела к токсоплазме. Врач поставил предварительный диагноз «Ток- соплазмоз».
1. Какие последствия для плода может вызвать заболевание токсоплазмозом матери во время беременности?
2. Антитела в организме образуются в ответ на введение антигенов. Что явилось антигеном в данной ситуации? Дайте характеристику антигенам.
3. Как называется механизм передачи токсоплазмоза от матери плоду? Какие еще инфекции могут передаваться таким образом?
Задача 21.
При бактериологическом исследовании секционного материала полученных от 4 детей с различной патологией развития была выделена одна и та же культура Serratia marcescens. Все дети после рождения находились на дли- тельном лечении в одном отделении интенсивной терапии, были в очень тя- желом состоянии, находились на ИВЛ.
1. Как вы расцениваете возникшую ситуацию? Какие причины способствовали инфицированию больных детей одним и тем же микроорганизмом?
2. Что явилось источником данной инфекции? Назовите механизм передачи подобной инфекции и источники инфекции.
3. Какой метод исследования применялся для выделения Serratia marcescens.
Задача 22.
У больного в иммуноферментном анализе в сыворотке крови выявлены высокие титры антител класса М, специфичных к tгеропема pallidum.
1. К какой группе микроорганизмов относится выделенный возбудитель? Опишите эту группу.
2. О чем свидетельствует выявление антител класса М в высоком титре? Какие еще классы иммуноглобулинов вы знаете, охарактеризуйте их.
Задача 23.
Больному И. 40 лет, поступившему в клинику, назначено определение гуморального звена иммунитета и исследование на фагоцитоз.
1. Охарактеризуйте гуморальное звено иммунитета, к каким факторам защиты организма оно относится.
2. С какой целью проводится исследование на фагоцитоз? Дайте характеристику фагоцитозу, опишите его стадии.
3. Какая иммунологическая реакция изображена на рисунке? Опишите ее.
Задача 24.
Двое работниц из числа обслуживающего персонала ГИКБ №1 - Евсеева В. и Астафьева Н. заболели инфекционным гепатитом. Было известно, что Евсеева В. (по совместительству) постоянно проводила уборку в санузлах, а Астафьева Н. осуществляла предстерилизационную очистку материала, часто загрязненного биологическими жидкостями от больных, в том числе и кровью.
1. К какому царству относится возбудитель гепатита? Опишите морфологию представителей этого царства.
2. Что могло способствовать заражению работниц? Какие пути заражения для каждого из случаев наиболее вероятны?
Задача 25.
Двое сотрудников отправились на рыбалку. А так как питьевой воды захватили мало, то использовали воду из открытого водоема, причем один из них пил некипяченую воду. Через две недели он заболел, температура тела поднялась до 390 С. Больной был госпитализирован с диагнозом «Брюшной тиф».
1. Каким путем заразился указанный больной и почему?
2. Возбудитель брюшного тифа относится к прокариотам. Опишите строение прокариотической клетки.
3. Брюшной тиф - это кишечная инфекция. Назовите и опишите механизм передачи брюшного тифа.
Задача 26.
Больному 57 лет, поступил в терапевтическое отделение городской больницы с диагнозом: Инфекционный эндокардит? Кровь больного была доставлена в бактериологическую лабораторию. При посеве на 5% кровяной агар выросли круглые, гладкие, белого цвета с темным центром и сероватые колонии диаметром до 2 мм с зоной бетта-гемолиза. Под микроскопом Грам+ кокки располагаются короткими цепочками.
1. Какой возбудитель был выделен при микроскопическом методе? Опишите ферменты микроорганизмов.
Задача 27.
В школе № 458, где количество учащихся - 380 человек, выявлен случай заболевания дифтерией. Врач педиатр провел осмотр контактных с целью выявления больных с ангиной, как группы риска, и список выявленных передал медицинской сестре для взятия у них материала на микробиологическое исследование. Заболевшему ребенку была введена противодифтерийная антитоксическая сыворотка.
1. Какой клинический материал берется на микробиологическое исследование при подозрении на дифтерию?
2. К какой группе препаратов относится противодифтерийная сыворотка. дайте характеристику сывороточных препаратов.
3. Продемонстрируйте технику взятия клинического материала при дифтерии и посева на питательную среду на фантоме.
4. Назовите комплекс мероприятий, направленных на разрыв эпидемической цепи при дифтерии.
Задача 28.
В хирургическом отделении ГКБ № 50 на длительном лечении находилось несколько послеоперационных больных после тяжелых операций. При повторном микробиологическом исследовании содержимого ран у четырех больных была выделена одна и та же культура E. Coli, устойчивые к антибиотикам.
1. Как вы расцениваете возникшую ситуацию? Какие причины способствовали инфицированию больных одним и тем же микробом?
2. Какую цель преследует врач назначая материал от больных на повторное микробиологическое исследование?
3. Каков основной механизм передачи подобной инфекции и роль медицинских работников в ее распространении? Каким путем можно предупредить основной механизм передачи инфекции?
Задача 29.
В клинику инфекционных болезней поступил больной А. с жалобами на боли в области желудка, тошноту, головную боль, птоз век, диплопию (двоение предметов). Как выяснилось из анамнеза, больная А. принимала в пищу собственные консервированные грибы. На основании клинической картины и анамнестических данных был поставлен диагноз «ботулизм».
1. К какому роду относится возбудитель ботулизма? К какой группе микроорганизмов относится по типу дыхания. Опишите группы микроорганизмов по типу дыхания.
2. Местом обитания возбудителя ботулизма является почва. Опишите микрофлору почвы.
3. Охарактеризуйте методы культивирования для возбудителя ботулизма.
Задача 30.
При выполнении лабораторных исследований в клинико-диагностической лаборатории сыворотка крови попала на открытый участок кожи лаборанта.
1. Расскажите, какими инфекционными заболеваниями может заразиться лаборант. Назовите пути передачи ВИЧ-инфекции и какой путь является приоритетным при данной ситуации.
Задача 31.
В ЦРБ на прием к хирургу обратился пациент с открытой колотой раной ноги, полученной в результате травмирования ржавым гвоздем. После осмотра и обработки раны хирург отправил пациента в процедурный кабинет, чтобы ему поставили противостолбнячную сыворотку. В анамнезе склонность к аллергическим реакциям. В процедурном кабинете медицинская сестра ввела в/м пациенту сыворотку и он пошел домой. Через 20 минут после введения (по дороге домой) у него появились боли в животе, посинение кожных покровов, одышка, он потерял сознание и вновь был доставлен в поликлинику, где ему оказали экстренную неотложную помощь и отправили в отделение в крайне тяжелом состоянии, без сознания, с цианозом конечностей, с затрудненным дыханием.
1. Чем было вызвано ухудшение состояния пациента?
2. Какую ошибку допустила медицинская сестра при введении противостолбнячной сыворотки?
Задача 32.
Две студентки МУ проходили УПП в ГИКБ №1. Студентка Сидорова Е., в основном, работала в процедурном кабинете, а студентка - Иванова Р. - в палатах (осуществляла сестринский уход за больным гепатитом). Через две недели после прохождения УПП Иванова Р. почувствовала недомогание, а через 3 дня стала темнеть моча (напоминать цвет пива). Через 4 месяца такие же симптомы заболевания появились у Сидоровой Е., что характерно для больных инфекционным гепатитом.
1. Назовите микроорганизмы, вызывающие инфекционные гепатиты? Опишите морфологию этой группы микроорганизмов.
2. Опишите методы культивирования этой группы микроорганизмов.
3. Назовите механизм передачи инфекции у студенток?
Задача 33.
В пионерском лагере, расположенном на берегу небольшого водоема, зарегистрировано 2 случая заболевания у детей, которые вопреки запрету купались в водоеме. На основании клинических симптомов и собранного анамнеза был поставлен диагноз «Брюшной тиф».
1. Каким методом микробиологической диагностики должен быть подтвержден диагноз? Охарактеризуйте его.
2. Изобразите: грам-положительные тетракокки, грам-отрицательные палочки, грам-положительные стрептококки, грам-отрицательные и грам-положительные диплококки.
Задача 34.
У беременной женщины появились боли в животе, был взят мазок из влагалища на микрофлору. В мазке были обнаружены грамположительные кокки: стрептококки, стафилококки, палочки Дедерлейна (лактобациллы) в равном количестве, единичные лейкоциты, реакция среды слабокислая. Фельдшер ФАПа назначил антибиотики широкого спектра действия.
1. Определите степень чистоты влагалища, дайте характеристику.
2. Зарисуйте выделенные микроорганизмы.
3. Назовите и опишите механизм передачи инфекции от матери плоду.
4. Оцените действия фельдшера, правильное ли лечение было назначено.
Задача 35.
У пациента Васильева 45 лет , поступившего в клинику с диагнозом системная красная волчанка выявлен дефект рецепторов к компонентам системы комплемента.
1. Системная красная волчанка развивается при патологии иммунной системы. К какой группе относится данное заболевание. Опишите эту группу.
2. Каким образом осуществляется диагностика иммунодефицитных состояний.
3. Какие иммунобиологические препараты назначаются при патологии иммунной системы? Охарактеризуйте эту группу препаратов.
Задача 36.
В городе Омске зарегистрирован значительный подъем заболеваний гриппом. Некоторые детские учреждения были закрыты на карантин. Ситуация была расценена как эпидемия гриппа.
1. Дайте определение понятию "эпидемия". Какие еще ступени интенсивности развития эпидемического процесса вы знаете?
2. К какой группе относится возбудитель гриппа? Опишите механизм репродукции возбудителей этой группы.
3. Опишите механизм передачи данной инфекции.
4. Продемонстрируйте технику посева воздуха в кабинете седиментационным методом.
Задача 37.
У больного юноши 15 лет отмечены периодические приступы лихорадки с температурой до 40 градусов. Заболел, будучи с родителями в одной из африканских стран. У больного выражена анемия, увеличена печень и селезенка.
1. Что необходимо сделать для постановки диагноза? Опишите методы диагностики данного заболевания.
2. Опишите возбудителя заболевания и механизм заражения.
3. К какому подцарству и классу относится возбудитель. Дайте краткую характеристику.
Задача 38.
Больная Л, 30 лет обратилась в поликлинику с жалобами на слабость,
на длительную температуру 380С, на потливость по ночам, на потерю массы тела, на кашель, на диарею и на увеличение лимфатических узлов. DS: ВИЧ- инфекция.
1. К какой группе относится данное заболевание. Опишите эту группу.
2. Опишите общие принципы коррекции этой группы заболеваний.
3. Какая иммунологическая реакция изображена на рисунке? Опишите ее.
Задача 39.
Больной К., 26 лет, поступил в терапевтическое отделение городской
больницы с диагнозом “острая пневмония”. Мокрота больного была
направлена в бактериологическую лабораторию. При микроскопическом
исследовании были обнаружены грамположительные диплококки ланцетовидной формы, окруженные капсулой, стрептококки, стафилококки, коринебактерии.
1. Какую роль для микроорганизмов играет капсула? Все ли микроорганизмы ее имеют?
2. Изобразите выделенные микроорганизмы.
Задача 40.
Больная Д., 9 лет, обратилась в детскую поликлинику №2 на третий
день болезни. Жаловалась на боль в горле при глотании, на головную боль,
повышение температуры, на заложенность носа, на рвоту, боли в животе, диарею. При осмотре полости рта, были видны на миндалинах наложения бело-желтого цвета, легко снимающиеся, с отсутствием кровоточивости после снятия наложений. Был взят материал на бактериологическое исследование.
1. Какой материал забирается на исследование при данных симптомах.
2. Опишите технику забора биологического материала.
3. Что нужно сделать для назначения рациональной антибиотикотерапии? Продемонстрируйте методику.