Тема: Классификация химических средств защиты растений
ХИМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
Учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения
по направлению Агрономия
Составитель:
Т.А. Строт
Е.Л. Семёнова
Ижевск 2014
УДК 632.95 (078)
ББК 44я73
Х46
Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно- издательским советом академии, протокол № ____ от _____________20….. г.
Рецензенты:
Шмакова Н.В.- кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры земледелия
и землеустройства
Соколова Е. В.- кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры плодоводства и овощеводства
Составители:
Строт Т.А. – кандидат сельскохозяйственных работ, профессор
Семенова Е.Л. – кандидат сельскохозяйственных наук, и.о.доцент
Х 46 Химические средства защиты растений: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по направлению Агрономия / сост. Т.А. Строт, Е.Л. Семёнова – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014.- 114 с.
Х46 Учебно-методическое пособие предназначено обучения для студентов очной и заочной формы по направлению подготовки «Агрономия». Рассмотрены и рекомендованы задачи для самостоятельного решения по средствам и методам химической защиты растений. Тестовые задания для контроля освоения материала, термины и определения по дисциплине «Химические средства защиты растений».
УДК 632.95 (078)
ББК 44я73
@ ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014
@ Строт Т.А., Семенова Е.Л. сост., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Курс «Химических средств защиты растений», тест-задания для проверки знаний. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Определение расхода препарата и концентрации и рабочего раствора . . . . . | ||
Приготовление рабочих растворов с использованием «Правила креста» . . . . | ||
Настройка опрыскивателя на норму расхода жидкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Расчёт количества пестицида на бак протравителя при предпосевной обработке семян . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Расчеты компонентов при приготовлении баковых смесей . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Эффективность применения пестицидов и методы их определения . . . . . . . . | ||
7.1 | Определение биологической эффективности применения инсектицидов . . . | |
7.2 | Определение эффективности фумигации складских помещений и камер . . . | |
7.3 | Определение биологической эффективности применения родентицидов . . . | |
7.4 | Определение биологической эффективности применения фунгицидов . . . . | |
7.5 | Определение биологической эффективности гербицидов . . . . . . . . . . . . . . . . | |
7.5.1 | Определение биологической эффективности почвенных гербицидов . . . . . . | |
7.5.2 | Определение биологической эффективности наземных гербицидов . . . . . . .. | |
Определение хозяйственной эффективности мероприятий по защите растений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Определение экономической эффективности мероприятий по защите растений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Задачи для решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
10.1 | Задачи по определению расхода препарата и концентрации и рабочего раствора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
10.1.1 | Задачи для самостоятельного решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
10.1.2 | Задачи по определению эффективности пестицидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
10.1.3 | Задачи по определению хозяйственной эффективности мероприятий по защите растений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
10.1.4 | Расчеты при составление баковых смесей пестицидов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
10.1.5 | Расчёты при настройке опрыскивателя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Ответы на задачи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……… | ||
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Приложение А− Гигиеническая классификация пестицидов. . . . . . . . . . . . . . | ||
Приложение Б – Класс опасности пестицидов для пчёл. . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Приложение В ‒Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | ||
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
ВВЕДЕНИЕ
Для выполнения технологических требований, по применению пестицидов в сельскохозяйственном производстве, повышении экономической и экологической эффективности их применения, специалист агрономической службы должен уметь проводить расчёты по приготовлению рабочих растворов, норм расхода препарата и действующего вещества пестицидов. Настраивать сельскохозяйственную технику, используемую для защиты растений.
Методическое пособие предназначены для студентов очной и заочной форм обучения по направлению «Агрономия».
В данном учебно-методическом пособии более подробно рассматривается раздел расчётов связанных с применением пестицидов, приведены примеры и задачи для самостоятельного решения. Предложены тесты для контроля знаний по изучаемым темам, по курсу «Химических средств защиты растений», а так же имеется глоссарий терминов и определений, используемых на лекциях, лабораторно-практических занятиях и в тестах.
Студентам рекомендуется данные методические указания для выполнения самостоятельной работы, предлагается решить задачи разной степени сложности, используя рекомендуемые известные формулы и их логическое и последовательное решение; проработать тест-задания, для подготовки к промежуточной аттестации по дисциплине «Химические средства защиты растений».
При подготовке учебного пособия использовался «Список пестицидов и агрохимикатов разрешенных к применению на территории Российской Федерации в 2014 году».
1 Курс «Химических средств защиты растений»,
Тест-задания для проверки знаний
Тема: Общие сведения
1.Дайте определение, токсикология – это наука …
1. о еде; |
2. о ядах; |
3. о пестицидах; |
4. затрудняюсь ответить. |
2. Перечислите, что изучает агрономическая токсикология − …
1. регламенты применения пестицидов; |
2. действие на теплокровных животных вредных веществ; |
3. свойства пестицидов и биопрепаратов; |
4. основы безопасного применения химических препаратов. |
5. затрудняюсь ответить. |
3. Что изучается в курсе дисциплины «Химические средства защиты растений» ?
1. интегрированная система защиты сельскохозяйственных культур; |
2. препаративные формы пестицидов; |
3. способы рационального и безопасного применения пестицидов; |
4. физико-химические, токсикологические свойства пестицидов. |
5. затрудняюсь ответить. |
4.Укажите преимущества химического метода защиты растений- …
1. гарантированная защита сельскохозяйственных растений от вредных организмов; |
2. высокая производительность труда; |
3. высокая биологическая эффективность; |
4. токсичность для теплокровных животных и человека; |
5.отрицательное влиянии на биосферу. |
5.Укажите недостатки химического метода защиты растений -…
1. гарантированная защита сельскохозяйственных растений от вредных организмов; |
2. высокая производительность труда; |
3. высокая биологическая эффективность; |
4. токсичность для теплокровных животных и человека; |
5. отрицательное влиянии на биосферу. |
6.Задачами курса химических средств защиты растений является изучение:
1. правильного применение пестицидов на основе знания их физико-химических и токсических свойств; |
2. наилучших способов защиты сельскохозяйственных культур от различных вредителей, болезней и сорняков, |
3. современного ассортимента пестицидов, и их классификации; |
4. мер личной и общественной безопасности при применении химических средств зашиты растений. |
7.Укажите, что изучает агрономическая токсикология -…
1. свойства пестицидов; |
2. действие пестицидов на защищаемое растение; |
3. химические препараты, применяющиеся в сельском хозяйстве; |
4. затрудняюсь ответить. |
8. Перечислите, с какими другими дисциплинами связан курс «Химических средств защиты растений»:
1. Ботаника |
2. Энтомология; |
3. Фитопатология; |
4. Сельскохозяйственные машины; |
5 Кормопроизводство. |
Тема: Классификация химических средств защиты растений
9.Дайте точное краткое определение, пестициды− это…
1. вещества, используемые в лесном и сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями, |
2. препараты, используемые для борьбы с микроорганизмами вызывающих нарушения жизнедеятельности растений, |
3. химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, |
4. биологические препараты, регулирующие биоценоз сельскохозяйственных культур. |
10.Какой федеральный закон регулирует применение пестицидов на территории РФ?
1. О земле. |
2. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации. |
3. Санитарные правила в лесах Российской Федерации. |
4. О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами. |
11.Укажите, по каким принципам классифицируются пестициды:
1. по размеру, |
2. по объектам применения, |
3.по способу проникновения во вредный организм, |
4.по санитарно-гигиеническим характеристикам. |
12.Подтвердите, что пестициды классифицируются по объектам их применения, т. е. в зависимости от того, против каких вредных организмов их применяют:
1.да |
2.нет |
3. затрудняюсь ответить |
13.Подтвердите, что пестициды классифицируются по способности проникать в организм, характеру и механизму действия-
1. да; |
2. нет; |
3. затрудняюсь ответить. |
14. Подтвердите, что пестициды классифицируются по санитарно-гигиенической характеристике.
1. да; |
2. нет; |
3. затрудняюсь ответить. |
15.Как называются пестициды, применяемые против вредных насекомых?
1. лаврициды, |
2. фунгициды, |
3.инсектициды, |
4.нематициды. |
16. Как называются пестициды, применяемые против личинок насекомых?
1. инсектициды, |
2. овициды, |
3. лаврициды, |
4. нематициды. |
17. Как называются пестициды, против яиц насекомых и клещей?
1. инсектициды, |
2. овициды, |
3. лаврициды, |
4. нематициды. |
18. Как называются пестициды, предназначенные для борьбы с растительноядными клещами?
1. инсектициды, |
2. овициды, |
3. лаврициды, |
4. акарициды. |
19. Как называются пестициды, для борьбы с моллюсками, в том числе с брюхоногими (улитки)?
1. инсектициды, |
2. овициды, |
3. моллюскициды, |
4. акарициды. |
20.Как называются пестициды, предназначенные для борьбы с нематодами?
1. инсектициды, |
2. нематициды, |
3. моллюскициды, |
4. акарициды. |
21.Как называются пестициды, предназначенные для борьбы с вредными грызунами?
1. акарициды, |
2. родентициды, |
3. овициды, |
4. афициды. |
22. Дайте определение, инсектициды – это пестициды применяемые…
1. против яиц насекомых и клещей; |
2. против личинок насекомых; |
3.для борьбы с вредными насекомыми; |
4.для борьбы с растительноядными клещами. |
23. Дайте точное краткое определение, феромоны – это…
1.специфические вещества, запах и вкус которых привлекают насекомых; |
2.вещества, продуцируемые насекомыми и выделяемые в окружающую среду (или синтезированные) для воздействия на особей другого пола; |
3.биологически активные вещества, выделяемые во внутреннюю среду организма и регулирующие его важнейшие функции, |
4.затрудняюсь ответить. |
24.Вещества, продуцируемые насекомыми и выделяемые в окружающую среду (или синтезированные) для воздействия на особей другого пола называются…
1.феромоны, |
2.репелленты, |
3.ингибиторы, |
4.гормоны. |
25.Дайте точное краткое определение, аттрактанты– это…
1.специфические вещества, запах и вкус которых привлекают насекомых; |
2.вещества, продуцируемые насекомыми и выделяемые в окружающую среду (или синтезированные) для воздействия на особей другого пола; |
3.биологически активные вещества, выделяемые во внутреннюю среду организма и регулирующие его важнейшие функции |
4.затрудняюсь ответить. |
26. Соединения различной химической природы, а также продукты метаболизма
клетки, подавляющие активность ферментов или обменных процессов живого организма, называются −…
1.феромоны, |
2.репелленты, |
3.ингибиторы, |
4.гормоны. |
27.Биологически активные вещества, выделяемые во внутреннюю среду организма и регулирующие его важнейшие функции (у насекомых − метаморфоз, линьку), называются −…
1.феромоны, |
2.репелленты, |
3.ингибиторы, |
4.гормоны. |
28. Продолжите, вещества, подавляющие питание насекомых, называются− …
1.репелленты, |
2.атифиданты, |
3.стерилянты, |
4.ингибиторы. |
29. Продолжите, вещества для половой стерилизации насекомых с целью получения неплодовитого потомства, называются −…
1.репелленты, |
2.атифиданты, |
3.стерилянты, |
4.ингибиторы. |
30. Продолжите, фунгициды – это химические препараты для борьбы с…
1.вирусными болезнями, |
2.грибными болезнями, |
3.бактериальными болезнями, |
4.нет правильного ответа. |
31.Продолжите, фунгистатики – это химические вещества, которые …
1.подавляют распространение спор грибов, |
2.задерживают прорастание спор и рост грибов, |
3.стимулируют рост клеток, |
4.нет правильного ответа. |
32.Продолжение, вещества, защищающие от бактериальных болезней растений, а также убивающие бактерий, называются − …
1. фунгициды, |
2.вирусоциды, |
3.антисептики, |
4. бактерициды, |
33. Продолжите, вещества для борьбы с вирусными болезнями растений, называются−…
1. фунгициды, |
2.вирусоциды, |
3.антисептики, |
4. бактерициды. |
34.Продолжите, химические вещества, предохраняющие неметаллические материалы от разрушения дереворазрушающими грибами, называются − …
1. фунгициды, |
2.вирусоциды, |
3.антисептики, |
4. бактерициды. |
35. Продолжите, гербициды – это вещества, предназначенные для …
1.борьбы с травянистой сорной растительностью, |
2.уничтожения нежелательной древесной и кустарниковой растительности, |
3.уничтожения водорослей и другой сорной растительности в водоемах, |
4.борьбы с травянистыми растениями. |
36. Продолжите, для уничтожения нежелательной древесной и кустарниковой растительности, используют ….
1.гербициды, |
2. альгициды, |
3. арборициды, |
4.ингибиторы. |
37. Продолжите, для уничтожения водорослей и другой сорной растительности в водоемах применяют….
1.гербициды, |
2. альгициды, |
3.арборициды, |
4.ингибиторы. |
38.Продолжите, для предуборочного удаления листьев растений с целью ускорения их созревания и облегчения механизации уборочных работ, используют…
1.регуляторы роста, |
2.ретарданты, |
3.десиканты, |
4.дефолианты. |
39.Продолжите, для предуборочного подсушивания растений на корню с целью облегчения механизации уборочных работ и уменьшения потерь урожая при уборке, используются ….
1.регуляторы роста, |
2.ретарданты, |
3.десиканты, |
4.дефолианты. |
40.Продолжите, для снижения темпа роста растений, что приводит к укорачиванию стеблей и побегов, используются ….
1.регуляторы роста, |
2.ретарданты, |
3.десиканты, |
4.дефолианты. |
41.Продолжите, вещества, ускоряющие рост и развития растений, называются…..
1.десиканты, |
2.дефолианты, |
3.регуляторы роста, |
4.ретарданты. |