Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
Учебно-методические материалы
По проверке выполнения заданий с развернутым ответом работ ЕГЭ биологии
БИОЛОГИЯ
ЧАСТЬ 3
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА
Москва
Рекомендации для проведения зачета
В итоговых зачётах предлагаем десять работ выпускников по двум вариантам.
1. Прочитайте задание для каждого варианта.
2. Ознакомьтесь с критериями оценивания каждого задания.
3. Прочитайте работу выпускника.
4. Оцените каждое задание соответствующим баллом. При оценивании работ используйте рекомендации, данные в критериях работ
Для выполнения работы используйте целые работы и критерии оценивания ответов выпускников, которые размещены в брошюре.
.
Вариант 1.
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
20 |
В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните рисунки нормальных эритроцитов (А) и эритроцита
в растворе (Б). Определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора солей в сосуде (выше нормы, ниже нормы, соответствует норме), если в крови в норме концентрация раствора солей составляет 0,9%. Ответ поясните.
А. Б.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) концентрация раствора 0,9%; 2) эритроцит в растворе не изменился, так как раствор в сосуде соответствует физиологическому | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
21 |
В процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке. Определите тип и класс животного, для которого характерен такой головной мозг. Каковы особенности кровеносной системы и органов дыхания этого животного?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа: 1) тип Хордовые; 2) класс Млекопитающие; 3) четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения; 4) органы дыхания – альвеолярные лёгкие | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает один из названных выше элементов ИЛИ ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
22 |
В 1724 г. английский священник Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное число листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Объясните с чем это связано. Ответ поясните. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Описание ответа: 1. Изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением 2. . Чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде. 3. С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды пропорционально общей площади поверхности листьев | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
23 |
Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка
в профазе мейоза I и профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Схема решения задачи включает: 1) в профазе мейоза I число молекул ДНК – 56, число хромосом – 28; 2) в профазе мейоза II число молекул ДНК – 28, хромосом – 14; 3) перед мейозом I число молекул ДНК увеличивается за счёт репликации ДНК, а число хромосом не меняется; 4) после редукционного деления мейоза I число хромосом и молекул ДНК уменьшилось в 2 раза | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает 2–3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 названных выше элемента, но содержит биологические ошибки | |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2–3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
24 |
Составьте родословную по следующим данным. Для составления родословной используйте условные обозначения, представленные на рисунке.
Мужчина страдает ночной слепотой. У его матери и отца нормальное зрение. Его жена, дочь и сын имеют нормальное зрение. Жена сына также здорова. Одна дочь от этого брака имеет нормальное зрение, а другая страдает ночной слепотой. Определите вероятность рождения в семье ребёнка, страдающего ночной слепотой.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы | |
1) Рисунок родословной 2) Вероятность рождения в семье ребёнка, страдающего ночной слепотой 25% | ||
К1 | Составление родословной | |
В ответе представлен полный рисунок родословной, не содержит ошибок | ||
На рисунке допущена 1 ошибка | ||
На рисунке допущены 2 или более ошибки или рисунок отсутствует | ||
К2 | Определение вероятности наследования признака | |
Правильно определена вероятность наследования аномалии в семье и пол ребенка | ||
Неправильно определена вероятность наследования аномалии в семье или пол | ||
Максимальный балл | 3 |
25 |
Среднегодовой процент жира в молоке у 25 коров одной породы из одного стада представлен в таблице. Составьте вариационный ряд и постройте график вариационной кривой, отражающей зависимость частоты встречаемости признака от его значения. Определите среднее значение признака по формуле
М = Σ(υ·ρ)/ n
(где М – средняя величина; Σ – знак суммирования; υ – варианта; ρ – частота встречаемости вариант; n – общее число вариант вариационного ряда).
3,9 | 3,5 | 3,8 | 4,2 | 3,9 | 4,0 | 3,9 | 3,8 | 4,0 |
3,8, | 4,0 | 3,9 | 3,6 | 4,0 | 4,3 | 3,8 | 4,1 | 3,7 |
3,9 | 4,1 | 3,8 | 3,9 | 4,0 | 3,6 | 3,7 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа 1) вариационный ряд 3,5*1+3,6*2+3,7*2+3,8*5+3,9*6+4,0*5+4,1*2+4,2*1+4,3*1 2) построение графика 3) Среднее значение признака М=Σ (3,5*1+3,6*2+3,7*2+3,8*5+3,9*6+4,0*5+4,1*2+4,2*1+4,3*1)/25=3,888 | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | |
Ответ включает два из названных выше элементов (график обязательно) и не содержит ошибок, ИЛИ ответ включает все названные выше элементы, но содержит ошибки | |
Ответ включает один из названных выше элементов (график обязательно) и не содержит ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит ошибки | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Тренировочный зачет
Вариант 1
№20
Ответ ученика | Баллы |
1. | |
2. | |
3. |
№21
Ответ ученика | Баллы |
1. | |
2. | |
3. |
№22
Ответ ученика | Баллы |
1. | |
2. | |
3. |
№23
Ответ ученика | Баллы |
1. | |
2. | |
3. |
№24
Ответ ученика | Баллы |
1. | |
2. | |
3. |
№25
Ответ ученика | Баллы |
1. | |
2. | |
3. |
Вариант 2
№20
Ответ ученика | Баллы |
1. | |
2. | |
3. |
№21
Ответ ученика | Баллы |
1. | |
2. | |
3. |
Вариант 2
№22
Ответ ученика | Баллы |
1. | |
2. | |
3. |
№23
Ответ ученика | Баллы |
1. | |
2. | |
3. |
Вариант 2
№24
Ответ ученика | Баллы |
1. | |
2. | |
3. |
№25
Ответ ученика | Баллы |
1. | |
2. | |
3. |
Основной зачет
Работы учащихся
Работа 1.
Работа 2.
Работа 3.
Работа 4
Работа 5
Вариант 2