Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Учебно-методические материалы

По проверке выполнения заданий с развернутым ответом работ ЕГЭ биологии

БИОЛОГИЯ

ЧАСТЬ 3

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА

Москва

Рекомендации для проведения зачета

В итоговых зачётах предлагаем десять работ выпускников по двум вариантам.

1. Прочитайте задание для каждого варианта.

2. Ознакомьтесь с критериями оценивания каждого задания.

3. Прочитайте работу выпускника.

4. Оцените каждое задание соответствующим баллом. При оценивании работ используйте рекомендации, данные в критериях работ

Для выполнения работы используйте целые работы и критерии оценивания ответов выпускников, которые размещены в брошюре.

.

Вариант 1.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

20

В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните рисунки нормальных эритроцитов (А) и эритроцита
в растворе (Б). Определите по внешнему виду эритроцита концентрацию раствора солей в сосуде (выше нормы, ниже нормы, соответствует норме), если в крови в норме концентрация раствора солей составляет 0,9%. Ответ поясните.

А. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru Б. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа: 1) концентрация раствора 0,9%; 2) эритроцит в растворе не изменился, так как раствор в сосуде соответствует физиологическому  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает один из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 2
21
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

В процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке. Определите тип и класс животного, для которого характерен такой головной мозг. Каковы особенности кровеносной системы и органов дыхания этого животного?




Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
Элементы ответа: 1) тип Хордовые; 2) класс Млекопитающие; 3) четырёхкамерное сердце, два круга кровообращения; 4) органы дыхания – альвеолярные лёгкие  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает четыре названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
Ответ включает один из названных выше элементов ИЛИ ответ неправильный
Максимальный балл 3
22

В 1724 г. английский священник Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное число листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Объясните с чем это связано. Ответ поясните. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Описание ответа: 1. Изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением 2. . Чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде. 3. С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды пропорционально общей площади поверхности листьев  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 3
23

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка
в профазе мейоза I и профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
Схема решения задачи включает: 1) в профазе мейоза I число молекул ДНК – 56, число хромосом – 28; 2) в профазе мейоза II число молекул ДНК – 28, хромосом – 14; 3) перед мейозом I число молекул ДНК увеличивается за счёт репликации ДНК, а число хромосом не меняется; 4) после редукционного деления мейоза I число хромосом и молекул ДНК уменьшилось в 2 раза  
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает 2–3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4 названных выше элемента, но содержит биологические ошибки
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2–3 из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

24

Составьте родословную по следующим данным. Для составления родословной используйте условные обозначения, представленные на рисунке.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Мужчина страдает ночной слепотой. У его матери и отца нормальное зрение. Его жена, дочь и сын имеют нормальное зрение. Жена сына также здорова. Одна дочь от этого брака имеет нормальное зрение, а другая страдает ночной слепотой. Определите вероятность рождения в семье ребёнка, страдающего ночной слепотой.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
1) Рисунок родословной Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru   2) Вероятность рождения в семье ребёнка, страдающего ночной слепотой 25%  
К1 Составление родословной  
В ответе представлен полный рисунок родословной, не содержит ошибок
На рисунке допущена 1 ошибка
На рисунке допущены 2 или более ошибки или рисунок отсутствует
К2 Определение вероятности наследования признака  
Правильно определена вероятность наследования аномалии в семье и пол ребенка
Неправильно определена вероятность наследования аномалии в семье или пол
Максимальный балл 3

25

Среднегодовой процент жира в молоке у 25 коров одной породы из одного стада представлен в таблице. Составьте вариационный ряд и постройте график вариационной кривой, отражающей зависимость частоты встречаемости признака от его значения. Определите среднее значение признака по формуле

М = Σ(υ·ρ)/ n

(где М – средняя величина; Σ – знак суммирования; υ – варианта; ρ – частота встречаемости вариант; n – общее число вариант вариационного ряда).

3,9 3,5 3,8 4,2 3,9 4,0 3,9 3,8 4,0
3,8, 4,0 3,9 3,6 4,0 4,3 3,8 4,1 3,7
3,9 4,1 3,8 3,9 4,0 3,6 3,7    

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru


Содержание верного ответа и указания по оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) Баллы
Элементы ответа 1) вариационный ряд 3,5*1+3,6*2+3,7*2+3,8*5+3,9*6+4,0*5+4,1*2+4,2*1+4,3*1 2) построение графика Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru 3) Среднее значение признака М=Σ (3,5*1+3,6*2+3,7*2+3,8*5+3,9*6+4,0*5+4,1*2+4,2*1+4,3*1)/25=3,888    
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
Ответ включает два из названных выше элементов (график обязательно) и не содержит ошибок, ИЛИ ответ включает все названные выше элементы, но содержит ошибки
Ответ включает один из названных выше элементов (график обязательно) и не содержит ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Тренировочный зачет

Вариант 1

№20

Ответ ученика Баллы
1. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
3. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  

№21

Ответ ученика Баллы
1. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
3. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  

№22

Ответ ученика Баллы
1. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
3. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  

№23

Ответ ученика Баллы
1. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
3. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  

№24

Ответ ученика Баллы
1. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
3. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  

№25

Ответ ученика Баллы
1. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
3. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  

Вариант 2

№20

Ответ ученика Баллы
1. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
3. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  

№21

Ответ ученика Баллы
1. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
3. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  

Вариант 2

№22

Ответ ученика Баллы
1. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
3. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  

№23

Ответ ученика Баллы
1. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
3. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  

Вариант 2

№24

Ответ ученика Баллы
1. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
3. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  

№25

Ответ ученика Баллы
1. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  
3. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru  

Основной зачет

Работы учащихся

Работа 1.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Работа 2.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Работа 3.

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Работа 4

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Работа 5

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом - student2.ru

Вариант 2

Наши рекомендации