Основные группы позвоночных: признаки усложнения
1. Появление древних рыб:
Появление парных плавников, хищнический образ жизни (острые зубы), сложное поведение, высокое развитие органов чувств и центральной нервной системы.
2. Первые земноводные:
Превращение парных плавников в наземные конечности, возникновение легочного дыхания и двух кругов кровообращения.
3. Появление рептилий:
Утрата кожного дыхания, внутренее оплодотворение и откладывание яиц на суше.
4. Появление птиц и млекопитающих:
Теплокровность, забота о потомстве, развитие коры больших полушарий, 4-х камерное сердце, покровы тела, высокое развитие органов чувств, более совершенная дыхательная система, выделительная, пищеварительная и др.
155. Родство человека с животными.
Общие принципы строения организма человека заложены еще миллиарды лет назад, когда сформировался генетический код и возникла первая клетка. В наших генах содержится значительная часть генофонда древних рыб, первых хордовых и даже некоторых беспозвоночных животных. Солевой состав крови близок к солевому составу древнего океана. Человек - представитель класса млекопитающих, он позвоночное животное и поэтому родствен рыбам, земноводным, пресмыкающимся и птицам. Основные черты человеческого тела унаследованные от животных:
генетический код ядра - от первых одноклеточных эукариот,
генетический код митохондрий - от прокариот,
двухсторонняя симметрия - от предшественников ранних хордовых,
костный скелет - от рыб,
пятипалые конечности - от кистеперых рыб, земноводных,
легочное дыхание - от земноводных и пресмыкающихся,
амниотическое яйцо - от пресмыкающихся,
удлиненные конечности, дифференцированная зубная система, молочные железы, теплокровность - от примитивных млекопитающих,
плацента, живорождение - от ранних плацентарных млекопитающих.
Появление этих основных черт характеризует крупные ароморфозы , приведшие к прогрессивному развитию позвоночных животных.
Человек и его здоровье
156. Общий обзор организма человека.
Анатомия, физиология и гигиена человека составляют основу современной медицины, педагогики, психологии. Развитие этих наук помогает разрабатывать эффективные методы профилактики и лечения заболеваний человека. Знания о строении и функциях человеческого организма позволяет человеку соблюдать правила личной гигиены, быть здоровым и физически крепким. |
Организм - живая система, характерными чертами которой являются потребление энергии, обмен веществ с окружающей средой, рост, развитие и размножение. Организм представляет собой саморегулирующуюся систему, взаимосвязь всех органов и систем организма обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией. |
Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов и других веществ, которые разносятся по организму с током крови. |
Нервная регуляция более оперативна, поэтому взаимодействие органов с помощью нервной системы осуществляется в сотни раз быстрее по сравнению с гуморальной регуляцией. Нервные импульсы направлены к определенным органам и тканям, быстро регулируя их состояние и деятельность. |
Нервная и гуморальная регуляции функций организма взаимосвязаны. На функционирование нервной системы оказывают влияния активные химические вещества, циркулирующие в криви. Образование этих веществ регулируется в свою очередь нервной системой. Таким образом, существует единая нервно-гуморальная регуляция функций организма. |
В состав тканей входят клетки, сходные по строению, происхождению и функциям, а также межклеточное вещество. В организме человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную, каждая из которых выполняет определенную функцию. |
Ткани образуют органы, которые занимают постоянное положение и имеют определенное строение. Благодаря гуморальной и нервной регуляции органы функционально взаимосвязаны и образуют систему органов. Например, кровеносные сосуды и сердце обеспечивают транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ, продуктов метаболизма и т.п. к соответствующим органам. |
157. Значение знаний о строении, жизнедеятельности организма человека и гигиене для охраны его здоровья.
очень часто люди имеют только смутные представления о потребностях своего организма. Они не знают, как различные факторы (свет, температура, спорт) влияют на развитие и функции организма. Последствием такой неосведомленности являются многие физические недостатки (близорукость, сутулость) и заболевания (например, сердечные), которых можно было бы избежать.
Вот несколько примеров.
1) Некоторые люди имеют слабое зрение. Обычно это школьники и студенты, добросовестно занимающиеся и любящие книгу. Время, которое надо отдать на прогулку, они проводят дома за книгой. Часто эти учащиеся читают в сумерках, при плохом освещении, нередко лежа, иногда в движущихся вагонах трамваев и поездов. Все это вызывает чрезмерное напряжение зрения и приводит к развитию близорукости.
2) Когда осенью портится погода, на работе или на учебе ежедневно отсутствует несколько человек. То же наблюдается зимой и весной при резких изменениях температуры воздуха. Нетрудно установить, что во всех подобных случаях отсутствуют одни и те же лица. Это люди, которые не желают делать утренней зарядки, боятся обтираний холодной водой, уклоняются от занятий спортом, постоянно кутаются в теплые одежды. Организм их изнежен, неустойчив к различным заболеваниям. При всяком ухудшении погоды у них появляются насморк, кашель, повышается температура и т. п.
3) Иногда у людей наблюдается сутулость и слабое развитие грудной клетки, что понижает общую жизнедеятельность их организма. Причина этого заключается в том, что люди неправильно сидят во время работы, не занимаются спортом и посильным физическим трудом.
Значительно реже наблюдается и обратное явление. Человек все забрасывает и полностью отдается физической культуре. Чрезмерное увлечение футболом, бегом на лыжах и другими видами спорта приводит к различным нарушениям в деятельности сердца.
4) Очень часто люди пьют воду из одной кружки или бутылки. Так может произойти заражение скарлатиной, дифтерией, туберкулезом и другими болезнями.
Изучение строения и функций своего тела позволяет человеку понять гигиенические требования, которым должны подчиняться его труд и отдых. Это обеспечивает правильное отношение человека к различным факторам, влияющим на его развитие и здоровье.
Изучающий строение и функции своего организма человек получает правильное представление о своем сходстве с животными, узнает о тех особенностях, которые определили его существование в природе.