Роль в клетке органических и неорганических веществ.

Билет №1.

1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория.

2. Свет как электромагнитная волна. Законы отражения и преломления света.

3.Опыт: получение амфотерного гидроксида и проведение химических реакций, характеризующих его свойства.

Билет №2.

1. Роль в клетке органических и неорганических веществ.

2. Строение атома. Опыты Резерфорда по рассеянию α – частиц. Планетарная модель атома.

3. Опыт: Определение с помощью характерных реакций каждого из предложенных трех неорганических веществ.

Билет №3.

1. Строение клетки: основные органоиды и их функции.

2. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы.

3. Опыт: Определение с помощью характерных реакций каждого из двух предложенных органических веществ.

Билет №4.

1. Метаболизм, роль ферментов в нем.

2. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада.

3. Задача: Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединении.

Билет №5.

1. Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний.

2. Гравитационное поле. Силы всемирного тяготения.

3. Опыт: Получение названного газообразного вещества и проведение реакций, характеризующих его свойства.

Билет №6.

1. Размножение организмов, его формы и значение.

2. Взаимодействие заряженных тел. Электризация. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.

3. Опыт: Получение названного газообразного вещества и проведение реакций, характеризующих его свойства.

Билет №7.

1. Онтогенез.

2. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра атома.

3. Опыт: Проведение реакций, подтверждающих качественный состав данного неорганического соединения.

Билет №8.

1. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом

2. Дисперсия света.

3. Опыт: Проведение реакций, подтверждающих качественный состав данного неорганического соединения.

Билет №9.

1. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе представлений о строении атомов. Значение периодического закона для развития науки.

3. Лабораторная работа «Исследование явления электромагнитной индукции».

Билет №10.

1. Вид, его критерии.

2. Предельные углеводороды, общая формула и химическое строение гомологов данного ряда. Свойства и применение метана.

3. Задача на применение закона Кулона.

Билет №11.

1. Популяция – структурная единица эволюции.

2. Непредельные углеводороды ряда этилена, общая формула и химическое строение. Свойства и применение этилена.

3. Лабораторная работа «Измерение длины световой волны с использованием дифракционной решетки».

Билет №12.

1. Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина.

2. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

3. Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла».

Билет №13.

1. Искусственный отбор, селекция.

2. Ароматические углеводороды. Бензол, структурная, свойства и получение. Применение бензола и его гомологов.

3. Задача на применение закона Ампера.

Билет №14.

1. Проблема сущности жизни. Оценка различных гипотез происхождения жизни.

2. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах.

3. Задача на применение закона сохранения энергии.

Билет №15.

1. Происхождение и эволюция человека.

2. Реакции ионного обмена. Условия их необратимости.

3. Задача на составление уравнения ядерной реакции.

Билет №16.

1. Экологические факторы. Экосистема, ее основные составляющие.

2. Изомерия органических соединений и её виды.

3. Лабораторная работа «Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра».

Билет №17.

1. Взаимодействие токов. Магнитное поле и его свойства. Вектор магнитной индукции.

2. Важнейшие классы неорганических соединений.

3. Задача на моногибридное скрещивание.

Билет №18.

1. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

2. Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов, металлическая связь. Общие химические свойства металлов.

3. Задача на моногибридное скрещивание.

Билет №19.

1. Энергия. Преобразование и сохранение энергии в природе и технике.

2. Неметаллы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов на примере элементов подгруппы кислорода.

3. Задача на моногибридное скрещивание.

Билет №20.

1. Электромагнитные волны, их экспериментальное обнаружение. Опыты Герца.

2. Предельные одноатомные спирты, их строение, свойства. Получение и применение этилового спирта.

3. Задача на моногибридное скрещивание.

Билет №21.

1. Атомно-молекулярное строение вещества, его опытное обоснование.

2. Альдегиды, их химическое строение и свойства. Получение и применение муравьиного и уксусного альдегидов.

3. Задача на дигибридное скрещивание.

Билет №22.

1. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике.

2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты, их строение и свойства на примере уксусной кислоты.

3. Задача на дигибридное скрещивание.

Билет №23.

1. Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ.

2. Основания, их классификация и свойства на основе представлений об электролитической диссоциации.

3. Задача на дигибридное скрещивание.

Билет №24.

1. Дифракция света. Дифракционная решетка как оптический прибор.

2. Глюкоза – представитель моносахаридов, химическое строение, физические и химические свойства, применение.

3. Задача на дигибридное скрещивание.

Билет №25.

1. Шкала электромагнитных излучений. ИФК, УЛФ и рентгеновское излучения.

2. Виды химической связи: ионная, металлическая, ковалентная (полярная, неполярная); простые и кратные связи в органических соединениях.

3. Задача на дигибридное скрещивание.

57. Генетические процессы популяциях. Формы естественного отбора:

движущий и стабилизирующий.

Генетические процессы популяциях подчиняются закону Харди-Вайнберга.

Идеальная популяция должна характеризоваться следующими особенностями:

бесконечно большой величиной, свободным скрещиванием (панмиксия),

отсутствие мутаций по данному гену, отсутствием миграций в популяцию и из

неё, отсутствие отбора (по признаку, кодируемому данным геном). В идеальной

популяции соотношение генотипов доминантных гомозигот (АА), доминантных

гетерозигот (Аа) и рецессивных гомозигот остаётся постоянным.

Использование формул закона Харди-Вайнберга позволяет рассчитать

генетический состав популяции в данное время и определить возможные

тенденции его изменений.

Используя закон Харди-Вайнберга, можно вычислить насыщенность популяции

определёнными генами, рассчитать частоты гетерозиготного носительства

аллелей у людей.

При медико-генетических исследованиях популяций подобные расчёты нашли

широкое распространение. Но в тех случаях, когда популяции ограничены по

численности, закон Харди-Вайнберга не действует, так как основан на

статистических закономерностях, которые не играют роли в случае малых

чисел. Установлено, что в небольших популяциях гетерозиготные особи рано

или поздно исчезают. Вся популяция становится гомозиготной. При этом одна

популяция будет состоять из особей с доминантным генотипом (АА), а другая с

рецессивным (аа).

Если в генофонде популяции присутствуют летальные гены, это может иметь

роковые последствия - наступит вымирание всей популяции.

Главный эволюционный фактор - естественный отбор. Генетическая

гетерогенность популяций , насыщенность мутациями обеспечивают их

пластичность, лучшую приспособленность к изменяющимся условиям, что имеет

очень большое значение для жизни вида. При изменении условий существования

в популяциях выявляется резерв большой наследственной изменчивости, из

которой ряд признаков могут оказаться приспособительными и будут поддержаны

отбором.

Различают 3 основные формы естественного отбора: движущий,

стабилизирующий и дизруптивный (дивергентный).

Движущий отбор. Действие этой формы отбора особенно заметно при изменении

условий среды. Начинает создаваться новая форма, а прежняя подвергается

уничтожению, так как недостаточно соответствует новым условиям

существования. Движущий отбор может происходить в 2 направлениях: в сторону

либо смены нормы реакции, либо её расширения.

Классическим примером движущего отбора, вызывающего изменение нормы

реакции, является то, что произошло с микроорганизмами - возбудителями

многих инфекционных болезней после начала применения антибиотиков. Отбор

привёл к выживанию штаммов микроорганизмов, устойчивых к ряду антибиотиков.

Так появились штаммы стафилококков, устойчивых к пенициллину и др. нередко

первоначально вредный фактор при длительном присутствии в окр. среде может

привести к отбору форм, для которых он не только перестаёт быть вредным, но

становится необходимым. Так появились штаммы патогенных микроорганизмов,

нуждающихся для своего существования в антибиотиках, например в

пенициллине.

Нередко условия внешней среды быстро и часто меняются. В таких случаях

отбор ведёт к расширению номы реакции: один и тот же генотип кодирует ряд

приспособительных фенотипов, наиболее отвечающих конкретным условиям

существования. Каждый орг-м даёт индивидуальный приспособительный ответ на

конкретные изменения условий среды.

Разумеется, широкая нома реакции яв-ся р-том естественного отбора у тех

видов, которые длиетльно существуют в колеблющихся, часто и нерегулярно

меняющихся условиях внешней среды. У тех видов, которые обитают в условиях,

длительно остающихся однотипными, широкой нормы реакции не вырабатывается.

В таких случаях в силу вступает стабилизирующий отбор.

Стабилизирующий отбор направлен на закрепление той узкой нормы р-ии, кот-

я оказалась наиболее благоприятной при данных условиях существования.

Действием стабилизирующего отбора нома реакции сужается, благодаря чему

целесообразные реакции становятся менее зависимыми от внешней среды.

Стабилизирующий отбор направлен на сохранение средних вариантов и ведёт

к гибели в первую очередь крайних вариантов. В таких условиях мутации,

уменьшающие норму реакции, оказываются полезными, сохраняются отбором и

вытесняют прежний ген, кодирующий более широкую амплитуду изменчивости.

Создаётся определённая типичная форма, отклонения от формы отсеиваются при

отборе.

59. Биотехнология, её основные направления. Генная и клеточная инженерия.

Биотехнология и её направления. Биотехнология - наука об использовании

биологических объектов в народном хоз-ве. Направления: микробиологический

синтез, клеточная инженерия, генная инженерия.

Микробиологический синтез - использование микроорганизмов для получения

белков, аминокислот и др. создание микроорганизмов, обладающих высокой

продуктивностью. Получение с помощью микроорганизмов кормового белка

(дрожжи), аминокислоты лизина, витаминов, орг. кислот, антибиотиков,

ферментов.

Использование микроорганизмов для решения энергетической проблемы и

охраны природы. Применение микроорганизмов с целью получения биогаза -

смеси метана и углекислого газа: в контейнеры получают навоз, отходы от

переработки продуктов сельского хозяйства и культуры бактерий, выделяющие

биогаз; биогаз собирают в емкости и используют для обогрева помещений,

приготовления пищи. Использование микроорганизмов для очистки сточных вод,

извлечения из них урана, меди, кобальта.

Клеточная инженерия - культирование на питательных средах клеток и тканей

высших организмов (растений и животных). Метод гибридизации соматических

клеток: получение гибридных клеток мыши и человека, кошки и собаки, табака

и картофеля. Получение растений путем выращивания их из одной соматической

клетки для быстрого размножения сортов. Клон - масса генетически однородных

клеток, полученных в р-те деления одной клетки. Выращивание биомассы

женьшеня путём клонирования.

Генная инженерия связана с перестройкой генотипа. Выведение гена

человека, определяющего выработку гормона инсулина, в генотип кишечной

палочки. Исследования по введению гена, способствующего усвоению азота из

атмосферного воздуха, в генотип злаков.


Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от млекопитающих животных.

1. Ч. Дарвин о месте человека в системе органического мира как о наиболее высокоорганизованном звене в эволюции, об общих далеких предках человека и человекообразных обезьян.

2. Сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства происхождения человека от млекопитающих животных. Доказательства принадлежности человека к классу млекопитающих: 1) сходство всех систем органов, внутриутробное развитие, наличие диафрагмы, млечных желез, трех видов зубов; 2) рудиментарные органы (копчик, аппендикс, остатки третьего века); 3) атавизмы — проявление у людей признаков далеких предков (многососковость, сильно развитый волосяной покров); 4) развитие человека и млекопитающих животных из оплодотворенной яйцеклетки, сходство стадий зародышевого развития (закладка жаберных щелей и сильное развитие хвостового отдела до трехмесячного возраста, мозг зародыша в месячном возрасте напоминает мозг рыб).

3. Сходство человека и человекообразных обезьян: 1) у обезьян также развита высшая нервная деятельность, есть память. Они ухаживают за детьми, проявляют чувства (радость, гнев), используют простейшие орудия труда; 2) сходное строение всех систем органов, хромосомного аппарата, групп крови, общие болезни, паразиты.

4. Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян — доказательства их родства, происхождения от общих предков. Признаки различий (присущие человеку мышление, речь, прямохождение, высокоразвитая трудовая деятельность) — доказательства дальнейшего развития человека и человекообразных обезьян в разных направлениях.
Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции.

4. Ведущая роль биологических факторов на ранних этапах эволюции человека. Ослабление их роли на современном этапе развития общества, человека и возрастание значения социальных факторов.

5. Стадии эволюции человека: древнейшие, древние, первые современные люди. Ранние стадии эволюции — австралопитеки, черты их сходства с человеком и человекообразными обезьянами (строение черепа, зубов, таза). Находки остатков человека умелого, его сходство с австралопитеками.

6. Древнейшие люди — питекантроп, синантроп, развитие у них лобных и височных долей мозга, связанных с речью, — доказательство ее зарождения. Находки примитивных орудий труда — доказательство зачатков трудовой деятельности. Черты обезьян в строении черепа, лицевого отдела, позвоночника древнейших людей.

7. Древние люди — неандертальцы, их большее сходство с человеком по сравнению с древнейшими людьми (больший объем мозга, наличие слаборазвитого подбородочного выступа), использование более сложных орудий труда, огня, коллективная охота.

8. Первые современные люди — кроманьонцы, их сходство с современным человеком. Находки разнообразных орудий труда, наскальных рисунков — свидетельство высокого уровня их развития.

Популяция — структурная единица вида. Численность популяций. Причины колебания численности популяций. Взаимоотношения особей в популяциях и между различными популяциями одного и разных видов.



1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория

Клетка любого организма представляет собой целостную живую систему. Она состоит из трёх неразрывно связанных между собой частей: оболочки, цитоплазмы и ядра. оболочка клетки осуществляет взаимодействие с внешней средой и взаимодействие с соседними клетками(в многоклеточных организмах).

Оболочка клеток. Имеет сложное строение. Состоит из наружного слоя и расположенного под ним плазматической мембраны. Клетки растений и животных различаются по строению их наружного слоя (у большинства растений клеточная стенка (плотная оболочка на поверхности клеток) сост. из клетчатки). Клеточная стенка: представляет собой внешний каркас, защитную оболочку, обеспечивает тургор. Через неё проходит вода, соли, молекулы многих органических вещ-в.

наружный слой пов. животных клеток очень тонкий(в отл.от растительной) и эластичен. Сост. из полисахаридов и белков. Поверхностный слой животных клеток наз. гликокаликс. Его образование происходит за счёт жизнедеятельности самих клеток. (толщ. < 1мкм) ф-я связи клеток животных с внешней средой,со всеми окруж.её веществами.

Учёный Бэр – эмбриолог установил, что все организмы обр-ся из одной клетки, зиготы. Клетка является основной самостоятельно функционирующей элементарной биологической единицей. Только на клеточном уровне возможны

сложные процессы биосинтеза, а также передача наследственной информации. В многоклеточном организме ф-ия подчиняется нервной и гуморальной регуляции, все процессы обусловлены нейрогуморальной регуляцией.

М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории (1838), учения о клеточном строении всех организмов.

Основные положения клеточной теории.

1.Все живые организмы состоят из клеток.

2.Структура клеток,хим-ий состав и обмен в-в сходные но не одинаковые

3.Новые клетки образуются путём деления предсуществующих.

4.Процесс обр-я новых клеток обусловливает рост,развитие и диффенци-

ровку тканей.

5.Активность организма как целого складывается из активности и взаимо

действия составляющих его клетки.

6.Еденицей развития любого организма является клетка.

Онтогенез.

Периоды онтогенеза
Зигота
Эмбриональный период: 1. дробление зиготы (полное или неполное) 2. формирование морулы и бластулы (1 слой клеток) 3. формирование гаструлы (состоит из 2 слоев клеток – эктодермы и энтодермы); 4. гисто- и органогенез
Рождение особи: Освобождение от яйцевых оболочек у яйцекладущих или выход из тела матери у живородящих
Постэмбриональный период: Прямое развитие: 1. этап ювенильный 2. этап зрелости 3. этап старения Непрямое развитие (с метаморфозом) 1. яйцо → личинка → взрослое животное (неполное превращение) 2. яйцо → личинка → куколка → взрослое животное (полное превращение)

Эмбриональное развитие животных (на примере ланцетника).
1. Образование зиготы, ее первые деления —начало индивидуального развития организма при половом размножении. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организмов.
2. Эмбриональное развитие — период жизни организма с момента образования зиготы до рождения или выхода зародыша из яйца.
3. Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника): 1) дробление — многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких клеток (при этом они не растут), а затем шара с полостью внутри — бластулы, равной по размерам зиготе; 2) образование гаструлы — двухслойного зародыша с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость (энтодермой). Кишечнополостные, губки — примеры животных, которые в процессе эволюции остановились на двухслойной стадии; 3) образование трехслойного зародыша, появление третьего, среднего слоя клеток — мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков; 4) закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.
4. Органы, формирующиеся из зародышевых листков.



Роль в клетке органических и неорганических веществ. - student2.ru



5. Взаимодействие частей зародыша в процессе эмбрионального развития — основа его целостности. Сходство начальных стадий развития зародышей позвоночных животных — доказательство их родства.
6. Высокая чувствительность зародыша к воздействию факторов среды. Вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на развитие зародыша, на подростка и взрослого человека.

Вид, его критерии.

Вид - это группа особей, сходных по строению, происхождению и характеру физиологических процессов; свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Особи одного вида имеют одинаковые приспособления к жизни в определенных условиях. Любой вид, состоящий из одной или нескольких популяций, представляет собой единое целое. Целостность достигается связями между особями вида: заботой о потомстве, общением через различные сигналы, совместной защитой от врагов, скрещиванием. Целостность достигается и биологической изоляцией - обособленностью от других видов (особи разных видов, как правило, не скрещиваются). Все это характеризует вид как надорганизменную систему.
Критерии вида:
· Морфологический - сходство внешнего и внутреннего строения особей. · Физиологический - сходство процессов жизнедеятельности, сроков размножения. · Географический - занимаемый особями вида ареал (территория) характерен для всех особей вида. Он может быть большим или маленьким, прерывистым или сплошным · Экологический - ниша, занимаемая особями одного вида внутри ареала, обусловленная определенными экологическими условиями (влажностью, температурой и т.д.). · Генетический - главный критерий. Это характерный для каждого вида набор хромосом, их определённое число, размеры и форма. Особи разных видов имеют разные наборы хромосом и поэтому не могут скрещиваться, т. к. невозможна конъюгация при мейозе.
При установлении видовой принадлежности правильно характеризует вид вся совокупность критериев.

Билет №1.

1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория.

2. Свет как электромагнитная волна. Законы отражения и преломления света.

3.Опыт: получение амфотерного гидроксида и проведение химических реакций, характеризующих его свойства.

Билет №2.

1. Роль в клетке органических и неорганических веществ.

2. Строение атома. Опыты Резерфорда по рассеянию α – частиц. Планетарная модель атома.

3. Опыт: Определение с помощью характерных реакций каждого из предложенных трех неорганических веществ.

Билет №3.

1. Строение клетки: основные органоиды и их функции.

2. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы.

3. Опыт: Определение с помощью характерных реакций каждого из двух предложенных органических веществ.

Билет №4.

1. Метаболизм, роль ферментов в нем.

2. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада.

3. Задача: Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединении.

Билет №5.

1. Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний.

2. Гравитационное поле. Силы всемирного тяготения.

3. Опыт: Получение названного газообразного вещества и проведение реакций, характеризующих его свойства.

Билет №6.

1. Размножение организмов, его формы и значение.

2. Взаимодействие заряженных тел. Электризация. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.

3. Опыт: Получение названного газообразного вещества и проведение реакций, характеризующих его свойства.

Билет №7.

1. Онтогенез.

2. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра атома.

3. Опыт: Проведение реакций, подтверждающих качественный состав данного неорганического соединения.

Билет №8.

1. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом

2. Дисперсия света.

3. Опыт: Проведение реакций, подтверждающих качественный состав данного неорганического соединения.

Билет №9.

1. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе представлений о строении атомов. Значение периодического закона для развития науки.

3. Лабораторная работа «Исследование явления электромагнитной индукции».

Билет №10.

1. Вид, его критерии.

2. Предельные углеводороды, общая формула и химическое строение гомологов данного ряда. Свойства и применение метана.

3. Задача на применение закона Кулона.

Билет №11.

1. Популяция – структурная единица эволюции.

2. Непредельные углеводороды ряда этилена, общая формула и химическое строение. Свойства и применение этилена.

3. Лабораторная работа «Измерение длины световой волны с использованием дифракционной решетки».

Билет №12.

1. Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина.

2. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

3. Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла».

Билет №13.

1. Искусственный отбор, селекция.

2. Ароматические углеводороды. Бензол, структурная, свойства и получение. Применение бензола и его гомологов.

3. Задача на применение закона Ампера.

Билет №14.

1. Проблема сущности жизни. Оценка различных гипотез происхождения жизни.

2. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах.

3. Задача на применение закона сохранения энергии.

Билет №15.

1. Происхождение и эволюция человека.

2. Реакции ионного обмена. Условия их необратимости.

3. Задача на составление уравнения ядерной реакции.

Билет №16.

1. Экологические факторы. Экосистема, ее основные составляющие.

2. Изомерия органических соединений и её виды.

3. Лабораторная работа «Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра».

Билет №17.

1. Взаимодействие токов. Магнитное поле и его свойства. Вектор магнитной индукции.

2. Важнейшие классы неорганических соединений.

3. Задача на моногибридное скрещивание.

Билет №18.

1. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

2. Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов, металлическая связь. Общие химические свойства металлов.

3. Задача на моногибридное скрещивание.

Билет №19.

1. Энергия. Преобразование и сохранение энергии в природе и технике.

2. Неметаллы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов на примере элементов подгруппы кислорода.

3. Задача на моногибридное скрещивание.

Билет №20.

1. Электромагнитные волны, их экспериментальное обнаружение. Опыты Герца.

2. Предельные одноатомные спирты, их строение, свойства. Получение и применение этилового спирта.

3. Задача на моногибридное скрещивание.

Билет №21.

1. Атомно-молекулярное строение вещества, его опытное обоснование.

2. Альдегиды, их химическое строение и свойства. Получение и применение муравьиного и уксусного альдегидов.

3. Задача на дигибридное скрещивание.

Билет №22.

1. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике.

2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты, их строение и свойства на примере уксусной кислоты.

3. Задача на дигибридное скрещивание.

Билет №23.

1. Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ.

2. Основания, их классификация и свойства на основе представлений об электролитической диссоциации.

3. Задача на дигибридное скрещивание.

Билет №24.

1. Дифракция света. Дифракционная решетка как оптический прибор.

2. Глюкоза – представитель моносахаридов, химическое строение, физические и химические свойства, применение.

3. Задача на дигибридное скрещивание.

Билет №25.

1. Шкала электромагнитных излучений. ИФК, УЛФ и рентгеновское излучения.

2. Виды химической связи: ионная, металлическая, ковалентная (полярная, неполярная); простые и кратные связи в органических соединениях.

3. Задача на дигибридное скрещивание.

57. Генетические процессы популяциях. Формы естественного отбора:

движущий и стабилизирующий.

Генетические процессы популяциях подчиняются закону Харди-Вайнберга.

Идеальная популяция должна характеризоваться следующими особенностями:

бесконечно большой величиной, свободным скрещиванием (панмиксия),

отсутствие мутаций по данному гену, отсутствием миграций в популяцию и из

неё, отсутствие отбора (по признаку, кодируемому данным геном). В идеальной

популяции соотношение генотипов доминантных гомозигот (АА), доминантных

гетерозигот (Аа) и рецессивных гомозигот остаётся постоянным.

Использование формул закона Харди-Вайнберга позволяет рассчитать

генетический состав популяции в данное время и определить возможные

тенденции его изменений.

Используя закон Харди-Вайнберга, можно вычислить насыщенность популяции

определёнными генами, рассчитать частоты гетерозиготного носительства

аллелей у людей.

При медико-генетических исследованиях популяций подобные расчёты нашли

широкое распространение. Но в тех случаях, когда популяции ограничены по

численности, закон Харди-Вайнберга не действует, так как основан на

статистических закономерностях, которые не играют роли в случае малых

чисел. Установлено, что в небольших популяциях гетерозиготные особи рано

или поздно исчезают. Вся популяция становится гомозиготной. При этом одна

популяция будет состоять из особей с доминантным генотипом (АА), а другая с

рецессивным (аа).

Если в генофонде популяции присутствуют летальные гены, это может иметь

роковые последствия - наступит вымирание всей популяции.

Главный эволюционный фактор - естественный отбор. Генетическая

гетерогенность популяций , насыщенность мутациями обеспечивают их

пластичность, лучшую приспособленность к изменяющимся условиям, что имеет

очень большое значение для жизни вида. При изменении условий существования

в популяциях выявляется резерв большой наследственной изменчивости, из

которой ряд признаков могут оказаться приспособительными и будут поддержаны

отбором.

Различают 3 основные формы естественного отбора: движущий,

стабилизирующий и дизруптивный (дивергентный).

Движущий отбор. Действие этой формы отбора особенно заметно при изменении

условий среды. Начинает создаваться новая форма, а прежняя подвергается

уничтожению, так как недостаточно соответствует новым условиям

существования. Движущий отбор может происходить в 2 направлениях: в сторону

либо смены нормы реакции, либо её расширения.

Классическим примером движущего отбора, вызывающего изменение нормы

реакции, является то, что произошло с микроорганизмами - возбудителями

многих инфекционных болезней после начала применения антибиотиков. Отбор

привёл к выживанию штаммов микроорганизмов, устойчивых к ряду антибиотиков.

Так появились штаммы стафилококков, устойчивых к пенициллину и др. нередко

первоначально вредный фактор при длительном присутствии в окр. среде может

привести к отбору форм, для которых он не только перестаёт быть вредным, но

становится необходимым. Так появились штаммы патогенных микроорганизмов,

нуждающихся для своего существования в антибиотиках, например в

пенициллине.

Нередко условия внешней среды быстро и часто меняются. В таких случаях

отбор ведёт к расширению номы реакции: один и тот же генотип кодирует ряд

приспособительных фенотипов, наиболее отвечающих конкретным условиям

существования. Каждый орг-м даёт индивидуальный приспособительный ответ на

конкретные изменения условий среды.

Разумеется, широкая нома реакции яв-ся р-том естественного отбора у тех

видов, которые длиетльно существуют в колеблющихся, часто и нерегулярно

меняющихся условиях внешней среды. У тех видов, которые обитают в условиях,

длительно остающихся однотипными, широкой нормы реакции не вырабатывается.

В таких случаях в силу вступает стабилизирующий отбор.

Стабилизирующий отбор направлен на закрепление той узкой нормы р-ии, кот-

я оказалась наиболее благоприятной при данных условиях существования.

Действием стабилизирующего отбора нома реакции сужается, благодаря чему

целесообразные реакции становятся менее зависимыми от внешней среды.

Стабилизирующий отбор направлен на сохранение средних вариантов и ведёт

к гибели в первую очередь крайних вариантов. В таких условиях мутации,

уменьшающие норму реакции, оказываются полезными, сохраняются отбором и

вытесняют прежний ген, кодирующий более широкую амплитуду изменчивости.

Создаётся определённая типичная форма, отклонения от формы отсеиваются при

отборе.

59. Биотехнология, её основные направления. Генная и клеточная инженерия.

Биотехнология и её направления. Биотехнология - наука об использовании

биологических объектов в народном хоз-ве. Направления: микробиологический

синтез, клеточная инженерия, генная инженерия.

Микробиологический синтез - использование микроорганизмов для получения

белков, аминокислот и др. создание микроорганизмов, обладающих высокой

продуктивностью. Получение с помощью микроорганизмов кормового белка

(дрожжи), аминокислоты лизина, витаминов, орг. кислот, антибиотиков,

ферментов.

Использование микроорганизмов для решения энергетической проблемы и

охраны природы. Применение микроорганизмов с целью получения биогаза -

смеси метана и углекислого газа: в контейнеры получают навоз, отходы от

переработки продуктов сельского хозяйства и культуры бактерий, выделяющие

биогаз; биогаз собирают в емкости и используют для обогрева помещений,

приготовления пищи. Использование микроорганизмов для очистки сточных вод,

извлечения из них урана, меди, кобальта.

Клеточная инженерия - культирование на питательн

Наши рекомендации