Роль в клетке органических и неорганических веществ.
Билет №1.
1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория.
2. Свет как электромагнитная волна. Законы отражения и преломления света.
3.Опыт: получение амфотерного гидроксида и проведение химических реакций, характеризующих его свойства.
Билет №2.
1. Роль в клетке органических и неорганических веществ.
2. Строение атома. Опыты Резерфорда по рассеянию α – частиц. Планетарная модель атома.
3. Опыт: Определение с помощью характерных реакций каждого из предложенных трех неорганических веществ.
Билет №3.
1. Строение клетки: основные органоиды и их функции.
2. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы.
3. Опыт: Определение с помощью характерных реакций каждого из двух предложенных органических веществ.
Билет №4.
1. Метаболизм, роль ферментов в нем.
2. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада.
3. Задача: Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединении.
Билет №5.
1. Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний.
2. Гравитационное поле. Силы всемирного тяготения.
3. Опыт: Получение названного газообразного вещества и проведение реакций, характеризующих его свойства.
Билет №6.
1. Размножение организмов, его формы и значение.
2. Взаимодействие заряженных тел. Электризация. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.
3. Опыт: Получение названного газообразного вещества и проведение реакций, характеризующих его свойства.
Билет №7.
1. Онтогенез.
2. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра атома.
3. Опыт: Проведение реакций, подтверждающих качественный состав данного неорганического соединения.
Билет №8.
1. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом
2. Дисперсия света.
3. Опыт: Проведение реакций, подтверждающих качественный состав данного неорганического соединения.
Билет №9.
1. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе представлений о строении атомов. Значение периодического закона для развития науки.
3. Лабораторная работа «Исследование явления электромагнитной индукции».
Билет №10.
1. Вид, его критерии.
2. Предельные углеводороды, общая формула и химическое строение гомологов данного ряда. Свойства и применение метана.
3. Задача на применение закона Кулона.
Билет №11.
1. Популяция – структурная единица эволюции.
2. Непредельные углеводороды ряда этилена, общая формула и химическое строение. Свойства и применение этилена.
3. Лабораторная работа «Измерение длины световой волны с использованием дифракционной решетки».
Билет №12.
1. Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина.
2. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
3. Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла».
Билет №13.
1. Искусственный отбор, селекция.
2. Ароматические углеводороды. Бензол, структурная, свойства и получение. Применение бензола и его гомологов.
3. Задача на применение закона Ампера.
Билет №14.
1. Проблема сущности жизни. Оценка различных гипотез происхождения жизни.
2. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах.
3. Задача на применение закона сохранения энергии.
Билет №15.
1. Происхождение и эволюция человека.
2. Реакции ионного обмена. Условия их необратимости.
3. Задача на составление уравнения ядерной реакции.
Билет №16.
1. Экологические факторы. Экосистема, ее основные составляющие.
2. Изомерия органических соединений и её виды.
3. Лабораторная работа «Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра».
Билет №17.
1. Взаимодействие токов. Магнитное поле и его свойства. Вектор магнитной индукции.
2. Важнейшие классы неорганических соединений.
3. Задача на моногибридное скрещивание.
Билет №18.
1. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
2. Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов, металлическая связь. Общие химические свойства металлов.
3. Задача на моногибридное скрещивание.
Билет №19.
1. Энергия. Преобразование и сохранение энергии в природе и технике.
2. Неметаллы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов на примере элементов подгруппы кислорода.
3. Задача на моногибридное скрещивание.
Билет №20.
1. Электромагнитные волны, их экспериментальное обнаружение. Опыты Герца.
2. Предельные одноатомные спирты, их строение, свойства. Получение и применение этилового спирта.
3. Задача на моногибридное скрещивание.
Билет №21.
1. Атомно-молекулярное строение вещества, его опытное обоснование.
2. Альдегиды, их химическое строение и свойства. Получение и применение муравьиного и уксусного альдегидов.
3. Задача на дигибридное скрещивание.
Билет №22.
1. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике.
2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты, их строение и свойства на примере уксусной кислоты.
3. Задача на дигибридное скрещивание.
Билет №23.
1. Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ.
2. Основания, их классификация и свойства на основе представлений об электролитической диссоциации.
3. Задача на дигибридное скрещивание.
Билет №24.
1. Дифракция света. Дифракционная решетка как оптический прибор.
2. Глюкоза – представитель моносахаридов, химическое строение, физические и химические свойства, применение.
3. Задача на дигибридное скрещивание.
Билет №25.
1. Шкала электромагнитных излучений. ИФК, УЛФ и рентгеновское излучения.
2. Виды химической связи: ионная, металлическая, ковалентная (полярная, неполярная); простые и кратные связи в органических соединениях.
3. Задача на дигибридное скрещивание.
57. Генетические процессы популяциях. Формы естественного отбора:
движущий и стабилизирующий.
Генетические процессы популяциях подчиняются закону Харди-Вайнберга.
Идеальная популяция должна характеризоваться следующими особенностями:
бесконечно большой величиной, свободным скрещиванием (панмиксия),
отсутствие мутаций по данному гену, отсутствием миграций в популяцию и из
неё, отсутствие отбора (по признаку, кодируемому данным геном). В идеальной
популяции соотношение генотипов доминантных гомозигот (АА), доминантных
гетерозигот (Аа) и рецессивных гомозигот остаётся постоянным.
Использование формул закона Харди-Вайнберга позволяет рассчитать
генетический состав популяции в данное время и определить возможные
тенденции его изменений.
Используя закон Харди-Вайнберга, можно вычислить насыщенность популяции
определёнными генами, рассчитать частоты гетерозиготного носительства
аллелей у людей.
При медико-генетических исследованиях популяций подобные расчёты нашли
широкое распространение. Но в тех случаях, когда популяции ограничены по
численности, закон Харди-Вайнберга не действует, так как основан на
статистических закономерностях, которые не играют роли в случае малых
чисел. Установлено, что в небольших популяциях гетерозиготные особи рано
или поздно исчезают. Вся популяция становится гомозиготной. При этом одна
популяция будет состоять из особей с доминантным генотипом (АА), а другая с
рецессивным (аа).
Если в генофонде популяции присутствуют летальные гены, это может иметь
роковые последствия - наступит вымирание всей популяции.
Главный эволюционный фактор - естественный отбор. Генетическая
гетерогенность популяций , насыщенность мутациями обеспечивают их
пластичность, лучшую приспособленность к изменяющимся условиям, что имеет
очень большое значение для жизни вида. При изменении условий существования
в популяциях выявляется резерв большой наследственной изменчивости, из
которой ряд признаков могут оказаться приспособительными и будут поддержаны
отбором.
Различают 3 основные формы естественного отбора: движущий,
стабилизирующий и дизруптивный (дивергентный).
Движущий отбор. Действие этой формы отбора особенно заметно при изменении
условий среды. Начинает создаваться новая форма, а прежняя подвергается
уничтожению, так как недостаточно соответствует новым условиям
существования. Движущий отбор может происходить в 2 направлениях: в сторону
либо смены нормы реакции, либо её расширения.
Классическим примером движущего отбора, вызывающего изменение нормы
реакции, является то, что произошло с микроорганизмами - возбудителями
многих инфекционных болезней после начала применения антибиотиков. Отбор
привёл к выживанию штаммов микроорганизмов, устойчивых к ряду антибиотиков.
Так появились штаммы стафилококков, устойчивых к пенициллину и др. нередко
первоначально вредный фактор при длительном присутствии в окр. среде может
привести к отбору форм, для которых он не только перестаёт быть вредным, но
становится необходимым. Так появились штаммы патогенных микроорганизмов,
нуждающихся для своего существования в антибиотиках, например в
пенициллине.
Нередко условия внешней среды быстро и часто меняются. В таких случаях
отбор ведёт к расширению номы реакции: один и тот же генотип кодирует ряд
приспособительных фенотипов, наиболее отвечающих конкретным условиям
существования. Каждый орг-м даёт индивидуальный приспособительный ответ на
конкретные изменения условий среды.
Разумеется, широкая нома реакции яв-ся р-том естественного отбора у тех
видов, которые длиетльно существуют в колеблющихся, часто и нерегулярно
меняющихся условиях внешней среды. У тех видов, которые обитают в условиях,
длительно остающихся однотипными, широкой нормы реакции не вырабатывается.
В таких случаях в силу вступает стабилизирующий отбор.
Стабилизирующий отбор направлен на закрепление той узкой нормы р-ии, кот-
я оказалась наиболее благоприятной при данных условиях существования.
Действием стабилизирующего отбора нома реакции сужается, благодаря чему
целесообразные реакции становятся менее зависимыми от внешней среды.
Стабилизирующий отбор направлен на сохранение средних вариантов и ведёт
к гибели в первую очередь крайних вариантов. В таких условиях мутации,
уменьшающие норму реакции, оказываются полезными, сохраняются отбором и
вытесняют прежний ген, кодирующий более широкую амплитуду изменчивости.
Создаётся определённая типичная форма, отклонения от формы отсеиваются при
отборе.
59. Биотехнология, её основные направления. Генная и клеточная инженерия.
Биотехнология и её направления. Биотехнология - наука об использовании
биологических объектов в народном хоз-ве. Направления: микробиологический
синтез, клеточная инженерия, генная инженерия.
Микробиологический синтез - использование микроорганизмов для получения
белков, аминокислот и др. создание микроорганизмов, обладающих высокой
продуктивностью. Получение с помощью микроорганизмов кормового белка
(дрожжи), аминокислоты лизина, витаминов, орг. кислот, антибиотиков,
ферментов.
Использование микроорганизмов для решения энергетической проблемы и
охраны природы. Применение микроорганизмов с целью получения биогаза -
смеси метана и углекислого газа: в контейнеры получают навоз, отходы от
переработки продуктов сельского хозяйства и культуры бактерий, выделяющие
биогаз; биогаз собирают в емкости и используют для обогрева помещений,
приготовления пищи. Использование микроорганизмов для очистки сточных вод,
извлечения из них урана, меди, кобальта.
Клеточная инженерия - культирование на питательных средах клеток и тканей
высших организмов (растений и животных). Метод гибридизации соматических
клеток: получение гибридных клеток мыши и человека, кошки и собаки, табака
и картофеля. Получение растений путем выращивания их из одной соматической
клетки для быстрого размножения сортов. Клон - масса генетически однородных
клеток, полученных в р-те деления одной клетки. Выращивание биомассы
женьшеня путём клонирования.
Генная инженерия связана с перестройкой генотипа. Выведение гена
человека, определяющего выработку гормона инсулина, в генотип кишечной
палочки. Исследования по введению гена, способствующего усвоению азота из
атмосферного воздуха, в генотип злаков.
Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от млекопитающих животных.
1. Ч. Дарвин о месте человека в системе органического мира как о наиболее высокоорганизованном звене в эволюции, об общих далеких предках человека и человекообразных обезьян.
2. Сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства происхождения человека от млекопитающих животных. Доказательства принадлежности человека к классу млекопитающих: 1) сходство всех систем органов, внутриутробное развитие, наличие диафрагмы, млечных желез, трех видов зубов; 2) рудиментарные органы (копчик, аппендикс, остатки третьего века); 3) атавизмы — проявление у людей признаков далеких предков (многососковость, сильно развитый волосяной покров); 4) развитие человека и млекопитающих животных из оплодотворенной яйцеклетки, сходство стадий зародышевого развития (закладка жаберных щелей и сильное развитие хвостового отдела до трехмесячного возраста, мозг зародыша в месячном возрасте напоминает мозг рыб).
3. Сходство человека и человекообразных обезьян: 1) у обезьян также развита высшая нервная деятельность, есть память. Они ухаживают за детьми, проявляют чувства (радость, гнев), используют простейшие орудия труда; 2) сходное строение всех систем органов, хромосомного аппарата, групп крови, общие болезни, паразиты.
4. Сходство строения, жизнедеятельности, поведения человека и человекообразных обезьян — доказательства их родства, происхождения от общих предков. Признаки различий (присущие человеку мышление, речь, прямохождение, высокоразвитая трудовая деятельность) — доказательства дальнейшего развития человека и человекообразных обезьян в разных направлениях.
Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции.
4. Ведущая роль биологических факторов на ранних этапах эволюции человека. Ослабление их роли на современном этапе развития общества, человека и возрастание значения социальных факторов.
5. Стадии эволюции человека: древнейшие, древние, первые современные люди. Ранние стадии эволюции — австралопитеки, черты их сходства с человеком и человекообразными обезьянами (строение черепа, зубов, таза). Находки остатков человека умелого, его сходство с австралопитеками.
6. Древнейшие люди — питекантроп, синантроп, развитие у них лобных и височных долей мозга, связанных с речью, — доказательство ее зарождения. Находки примитивных орудий труда — доказательство зачатков трудовой деятельности. Черты обезьян в строении черепа, лицевого отдела, позвоночника древнейших людей.
7. Древние люди — неандертальцы, их большее сходство с человеком по сравнению с древнейшими людьми (больший объем мозга, наличие слаборазвитого подбородочного выступа), использование более сложных орудий труда, огня, коллективная охота.
8. Первые современные люди — кроманьонцы, их сходство с современным человеком. Находки разнообразных орудий труда, наскальных рисунков — свидетельство высокого уровня их развития.
Популяция — структурная единица вида. Численность популяций. Причины колебания численности популяций. Взаимоотношения особей в популяциях и между различными популяциями одного и разных видов.
1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория
Клетка любого организма представляет собой целостную живую систему. Она состоит из трёх неразрывно связанных между собой частей: оболочки, цитоплазмы и ядра. оболочка клетки осуществляет взаимодействие с внешней средой и взаимодействие с соседними клетками(в многоклеточных организмах).
Оболочка клеток. Имеет сложное строение. Состоит из наружного слоя и расположенного под ним плазматической мембраны. Клетки растений и животных различаются по строению их наружного слоя (у большинства растений клеточная стенка (плотная оболочка на поверхности клеток) сост. из клетчатки). Клеточная стенка: представляет собой внешний каркас, защитную оболочку, обеспечивает тургор. Через неё проходит вода, соли, молекулы многих органических вещ-в.
наружный слой пов. животных клеток очень тонкий(в отл.от растительной) и эластичен. Сост. из полисахаридов и белков. Поверхностный слой животных клеток наз. гликокаликс. Его образование происходит за счёт жизнедеятельности самих клеток. (толщ. < 1мкм) ф-я связи клеток животных с внешней средой,со всеми окруж.её веществами.
Учёный Бэр – эмбриолог установил, что все организмы обр-ся из одной клетки, зиготы. Клетка является основной самостоятельно функционирующей элементарной биологической единицей. Только на клеточном уровне возможны
сложные процессы биосинтеза, а также передача наследственной информации. В многоклеточном организме ф-ия подчиняется нервной и гуморальной регуляции, все процессы обусловлены нейрогуморальной регуляцией.
М. Шлейден и Т. Шванн — основоположники клеточной теории (1838), учения о клеточном строении всех организмов.
Основные положения клеточной теории.
1.Все живые организмы состоят из клеток.
2.Структура клеток,хим-ий состав и обмен в-в сходные но не одинаковые
3.Новые клетки образуются путём деления предсуществующих.
4.Процесс обр-я новых клеток обусловливает рост,развитие и диффенци-
ровку тканей.
5.Активность организма как целого складывается из активности и взаимо
действия составляющих его клетки.
6.Еденицей развития любого организма является клетка.
Онтогенез.
Периоды онтогенеза |
Зигота |
↓ |
Эмбриональный период: 1. дробление зиготы (полное или неполное) 2. формирование морулы и бластулы (1 слой клеток) 3. формирование гаструлы (состоит из 2 слоев клеток – эктодермы и энтодермы); 4. гисто- и органогенез |
↓ |
Рождение особи: Освобождение от яйцевых оболочек у яйцекладущих или выход из тела матери у живородящих |
↓ |
Постэмбриональный период: Прямое развитие: 1. этап ювенильный 2. этап зрелости 3. этап старения Непрямое развитие (с метаморфозом) 1. яйцо → личинка → взрослое животное (неполное превращение) 2. яйцо → личинка → куколка → взрослое животное (полное превращение) |
Эмбриональное развитие животных (на примере ланцетника).
1. Образование зиготы, ее первые деления —начало индивидуального развития организма при половом размножении. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организмов.
2. Эмбриональное развитие — период жизни организма с момента образования зиготы до рождения или выхода зародыша из яйца.
3. Стадии эмбрионального развития (на примере ланцетника): 1) дробление — многократное деление зиготы путем митоза. Образование множества мелких клеток (при этом они не растут), а затем шара с полостью внутри — бластулы, равной по размерам зиготе; 2) образование гаструлы — двухслойного зародыша с наружным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим полость (энтодермой). Кишечнополостные, губки — примеры животных, которые в процессе эволюции остановились на двухслойной стадии; 3) образование трехслойного зародыша, появление третьего, среднего слоя клеток — мезодермы, завершение образования трех зародышевых листков; 4) закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.
4. Органы, формирующиеся из зародышевых листков.
5. Взаимодействие частей зародыша в процессе эмбрионального развития — основа его целостности. Сходство начальных стадий развития зародышей позвоночных животных — доказательство их родства.
6. Высокая чувствительность зародыша к воздействию факторов среды. Вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на развитие зародыша, на подростка и взрослого человека.
Вид, его критерии.
Вид - это группа особей, сходных по строению, происхождению и характеру физиологических процессов; свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Особи одного вида имеют одинаковые приспособления к жизни в определенных условиях. Любой вид, состоящий из одной или нескольких популяций, представляет собой единое целое. Целостность достигается связями между особями вида: заботой о потомстве, общением через различные сигналы, совместной защитой от врагов, скрещиванием. Целостность достигается и биологической изоляцией - обособленностью от других видов (особи разных видов, как правило, не скрещиваются). Все это характеризует вид как надорганизменную систему. |
Критерии вида: |
· Морфологический - сходство внешнего и внутреннего строения особей. · Физиологический - сходство процессов жизнедеятельности, сроков размножения. · Географический - занимаемый особями вида ареал (территория) характерен для всех особей вида. Он может быть большим или маленьким, прерывистым или сплошным · Экологический - ниша, занимаемая особями одного вида внутри ареала, обусловленная определенными экологическими условиями (влажностью, температурой и т.д.). · Генетический - главный критерий. Это характерный для каждого вида набор хромосом, их определённое число, размеры и форма. Особи разных видов имеют разные наборы хромосом и поэтому не могут скрещиваться, т. к. невозможна конъюгация при мейозе. |
При установлении видовой принадлежности правильно характеризует вид вся совокупность критериев. |
Билет №1.
1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория.
2. Свет как электромагнитная волна. Законы отражения и преломления света.
3.Опыт: получение амфотерного гидроксида и проведение химических реакций, характеризующих его свойства.
Билет №2.
1. Роль в клетке органических и неорганических веществ.
2. Строение атома. Опыты Резерфорда по рассеянию α – частиц. Планетарная модель атома.
3. Опыт: Определение с помощью характерных реакций каждого из предложенных трех неорганических веществ.
Билет №3.
1. Строение клетки: основные органоиды и их функции.
2. Агрегатные состояния вещества. Фазовые переходы.
3. Опыт: Определение с помощью характерных реакций каждого из двух предложенных органических веществ.
Билет №4.
1. Метаболизм, роль ферментов в нем.
2. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада.
3. Задача: Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его относительной плотности и массовой доле элементов в соединении.
Билет №5.
1. Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний.
2. Гравитационное поле. Силы всемирного тяготения.
3. Опыт: Получение названного газообразного вещества и проведение реакций, характеризующих его свойства.
Билет №6.
1. Размножение организмов, его формы и значение.
2. Взаимодействие заряженных тел. Электризация. Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда.
3. Опыт: Получение названного газообразного вещества и проведение реакций, характеризующих его свойства.
Билет №7.
1. Онтогенез.
2. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра атома.
3. Опыт: Проведение реакций, подтверждающих качественный состав данного неорганического соединения.
Билет №8.
1. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом
2. Дисперсия света.
3. Опыт: Проведение реакций, подтверждающих качественный состав данного неорганического соединения.
Билет №9.
1. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость.
2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе представлений о строении атомов. Значение периодического закона для развития науки.
3. Лабораторная работа «Исследование явления электромагнитной индукции».
Билет №10.
1. Вид, его критерии.
2. Предельные углеводороды, общая формула и химическое строение гомологов данного ряда. Свойства и применение метана.
3. Задача на применение закона Кулона.
Билет №11.
1. Популяция – структурная единица эволюции.
2. Непредельные углеводороды ряда этилена, общая формула и химическое строение. Свойства и применение этилена.
3. Лабораторная работа «Измерение длины световой волны с использованием дифракционной решетки».
Билет №12.
1. Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина.
2. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
3. Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла».
Билет №13.
1. Искусственный отбор, селекция.
2. Ароматические углеводороды. Бензол, структурная, свойства и получение. Применение бензола и его гомологов.
3. Задача на применение закона Ампера.
Билет №14.
1. Проблема сущности жизни. Оценка различных гипотез происхождения жизни.
2. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах.
3. Задача на применение закона сохранения энергии.
Билет №15.
1. Происхождение и эволюция человека.
2. Реакции ионного обмена. Условия их необратимости.
3. Задача на составление уравнения ядерной реакции.
Билет №16.
1. Экологические факторы. Экосистема, ее основные составляющие.
2. Изомерия органических соединений и её виды.
3. Лабораторная работа «Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра».
Билет №17.
1. Взаимодействие токов. Магнитное поле и его свойства. Вектор магнитной индукции.
2. Важнейшие классы неорганических соединений.
3. Задача на моногибридное скрещивание.
Билет №18.
1. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
2. Металлы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов, металлическая связь. Общие химические свойства металлов.
3. Задача на моногибридное скрещивание.
Билет №19.
1. Энергия. Преобразование и сохранение энергии в природе и технике.
2. Неметаллы, их положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов на примере элементов подгруппы кислорода.
3. Задача на моногибридное скрещивание.
Билет №20.
1. Электромагнитные волны, их экспериментальное обнаружение. Опыты Герца.
2. Предельные одноатомные спирты, их строение, свойства. Получение и применение этилового спирта.
3. Задача на моногибридное скрещивание.
Билет №21.
1. Атомно-молекулярное строение вещества, его опытное обоснование.
2. Альдегиды, их химическое строение и свойства. Получение и применение муравьиного и уксусного альдегидов.
3. Задача на дигибридное скрещивание.
Билет №22.
1. Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта в технике.
2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты, их строение и свойства на примере уксусной кислоты.
3. Задача на дигибридное скрещивание.
Билет №23.
1. Спектры. Виды спектров. Спектральный анализ.
2. Основания, их классификация и свойства на основе представлений об электролитической диссоциации.
3. Задача на дигибридное скрещивание.
Билет №24.
1. Дифракция света. Дифракционная решетка как оптический прибор.
2. Глюкоза – представитель моносахаридов, химическое строение, физические и химические свойства, применение.
3. Задача на дигибридное скрещивание.
Билет №25.
1. Шкала электромагнитных излучений. ИФК, УЛФ и рентгеновское излучения.
2. Виды химической связи: ионная, металлическая, ковалентная (полярная, неполярная); простые и кратные связи в органических соединениях.
3. Задача на дигибридное скрещивание.
57. Генетические процессы популяциях. Формы естественного отбора:
движущий и стабилизирующий.
Генетические процессы популяциях подчиняются закону Харди-Вайнберга.
Идеальная популяция должна характеризоваться следующими особенностями:
бесконечно большой величиной, свободным скрещиванием (панмиксия),
отсутствие мутаций по данному гену, отсутствием миграций в популяцию и из
неё, отсутствие отбора (по признаку, кодируемому данным геном). В идеальной
популяции соотношение генотипов доминантных гомозигот (АА), доминантных
гетерозигот (Аа) и рецессивных гомозигот остаётся постоянным.
Использование формул закона Харди-Вайнберга позволяет рассчитать
генетический состав популяции в данное время и определить возможные
тенденции его изменений.
Используя закон Харди-Вайнберга, можно вычислить насыщенность популяции
определёнными генами, рассчитать частоты гетерозиготного носительства
аллелей у людей.
При медико-генетических исследованиях популяций подобные расчёты нашли
широкое распространение. Но в тех случаях, когда популяции ограничены по
численности, закон Харди-Вайнберга не действует, так как основан на
статистических закономерностях, которые не играют роли в случае малых
чисел. Установлено, что в небольших популяциях гетерозиготные особи рано
или поздно исчезают. Вся популяция становится гомозиготной. При этом одна
популяция будет состоять из особей с доминантным генотипом (АА), а другая с
рецессивным (аа).
Если в генофонде популяции присутствуют летальные гены, это может иметь
роковые последствия - наступит вымирание всей популяции.
Главный эволюционный фактор - естественный отбор. Генетическая
гетерогенность популяций , насыщенность мутациями обеспечивают их
пластичность, лучшую приспособленность к изменяющимся условиям, что имеет
очень большое значение для жизни вида. При изменении условий существования
в популяциях выявляется резерв большой наследственной изменчивости, из
которой ряд признаков могут оказаться приспособительными и будут поддержаны
отбором.
Различают 3 основные формы естественного отбора: движущий,
стабилизирующий и дизруптивный (дивергентный).
Движущий отбор. Действие этой формы отбора особенно заметно при изменении
условий среды. Начинает создаваться новая форма, а прежняя подвергается
уничтожению, так как недостаточно соответствует новым условиям
существования. Движущий отбор может происходить в 2 направлениях: в сторону
либо смены нормы реакции, либо её расширения.
Классическим примером движущего отбора, вызывающего изменение нормы
реакции, является то, что произошло с микроорганизмами - возбудителями
многих инфекционных болезней после начала применения антибиотиков. Отбор
привёл к выживанию штаммов микроорганизмов, устойчивых к ряду антибиотиков.
Так появились штаммы стафилококков, устойчивых к пенициллину и др. нередко
первоначально вредный фактор при длительном присутствии в окр. среде может
привести к отбору форм, для которых он не только перестаёт быть вредным, но
становится необходимым. Так появились штаммы патогенных микроорганизмов,
нуждающихся для своего существования в антибиотиках, например в
пенициллине.
Нередко условия внешней среды быстро и часто меняются. В таких случаях
отбор ведёт к расширению номы реакции: один и тот же генотип кодирует ряд
приспособительных фенотипов, наиболее отвечающих конкретным условиям
существования. Каждый орг-м даёт индивидуальный приспособительный ответ на
конкретные изменения условий среды.
Разумеется, широкая нома реакции яв-ся р-том естественного отбора у тех
видов, которые длиетльно существуют в колеблющихся, часто и нерегулярно
меняющихся условиях внешней среды. У тех видов, которые обитают в условиях,
длительно остающихся однотипными, широкой нормы реакции не вырабатывается.
В таких случаях в силу вступает стабилизирующий отбор.
Стабилизирующий отбор направлен на закрепление той узкой нормы р-ии, кот-
я оказалась наиболее благоприятной при данных условиях существования.
Действием стабилизирующего отбора нома реакции сужается, благодаря чему
целесообразные реакции становятся менее зависимыми от внешней среды.
Стабилизирующий отбор направлен на сохранение средних вариантов и ведёт
к гибели в первую очередь крайних вариантов. В таких условиях мутации,
уменьшающие норму реакции, оказываются полезными, сохраняются отбором и
вытесняют прежний ген, кодирующий более широкую амплитуду изменчивости.
Создаётся определённая типичная форма, отклонения от формы отсеиваются при
отборе.
59. Биотехнология, её основные направления. Генная и клеточная инженерия.
Биотехнология и её направления. Биотехнология - наука об использовании
биологических объектов в народном хоз-ве. Направления: микробиологический
синтез, клеточная инженерия, генная инженерия.
Микробиологический синтез - использование микроорганизмов для получения
белков, аминокислот и др. создание микроорганизмов, обладающих высокой
продуктивностью. Получение с помощью микроорганизмов кормового белка
(дрожжи), аминокислоты лизина, витаминов, орг. кислот, антибиотиков,
ферментов.
Использование микроорганизмов для решения энергетической проблемы и
охраны природы. Применение микроорганизмов с целью получения биогаза -
смеси метана и углекислого газа: в контейнеры получают навоз, отходы от
переработки продуктов сельского хозяйства и культуры бактерий, выделяющие
биогаз; биогаз собирают в емкости и используют для обогрева помещений,
приготовления пищи. Использование микроорганизмов для очистки сточных вод,
извлечения из них урана, меди, кобальта.
Клеточная инженерия - культирование на питательн