Энергозатраты при различных видах физической активности

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная 4,5 ккал/мин
Прогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный) 5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь 6,5 ккал/мин
Роликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи 7,5 ккал/мин
Бег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде 9,5 ккал/мин
26

Мария, мастер спорта по бадминтону, находится на тренировочных сборах, где каждый день в течение 4 часов (утром и вечером) активно тренируется со своими подругами. В свободное время между двумя тренировками девушкам разрешили пообедать в ресторане быстрого питания.

Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Марии оптимальное по калорийности и соотношению белков меню (из перечня блюд и напитков) для того, чтобы компенсировать её энергозатраты утренней двухчасовой тренировки.

При выборе учтите, что Мария любит сладкое и обязательно закажет мороженое с шоколадным наполнителем, а также сладкий напиток. Однако тренер просил Марию потреблять блюда с наибольшим содержанием белка.

В ответе укажите энергозатраты утренней тренировки, заказанные блюда и напитки, калорийность обеда.

27

Почему тренер обратил внимание на обязательное включение в пищевой рацион спортсменки белковой пищи? Приведите не менее двух объяснений?

Ответы к заданиям

№ задания Ответ
рибосома

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

5

Дайте определение любым трём терминам, приведённым в перечне
задания 4. Ответ запишите на отдельном листе, указав сначала номер задания.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1. Древесина – основная часть стволов, ветвей и корней деревьев и кустарника. 2. Боб – сухой плод, вскрывающийся двумя створками. 3. Лист – часть побега. Основными его функциями являются фотосинтез и транспирация. 4. Корень – осевой, обычно подземный вегетативный орган высших сосудистых растений, обладающий неограниченным ростом в длину. 5. Семя – генеративный орган растения, служащий для размножения и расселения семенных растений. 6. Пыльник – содержащая пыльцу часть тычинки цветковых растений  
Ответ включает в себя три из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает в себя три из названных выше элементов, но содержит негрубые ошибки
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит негрубые ошибки
Ответ неправильный
Максимальный балл 3

7

Определите наличие у приведённых животных признаков, перечисленных
в таблице 1. Для этого на пересечении признака и животного поставьте знак «+», если он имеется у организма, и «–», если такой отсутствует.

Таблица 1

Признаки Медуза Аурелия Белая планария Аскарида человечес­кая Амёба обыкновен-ная Кузнечик шароголо-вый
Наличие многоклеточного строения          
Наличие двусторонней симметрии тела          
Наличие пищеварительной системы          
Наличие дыхательной системы          
Наличие нервной системы          
Наличие кровеносной системы          

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

При выполнении задания экзаменуемый заполняет графы, указывая «+» или «–», в соответствии с условиями задания. Правильно заполненная таблица выглядит следующим образом.

Таблица

Признаки Медуза Планария Аскарида Амёба Кузнечик шароголо-вый
Многоклеточное строение + + + +
Наличие двусторонней симметрии тела + + +
Наличие пищеварительной системы + + +
Наличие дыхательной системы +
Наличие нервной системы + + +
Наличие кровеносной системы +
 
Ответ включает 27–30 правильно заполненных клеток таблицы
Ответ включает 23–26 правильно заполненных клеток таблицы
Ответ включает 19–22 правильно заполненных клеток таблицы
Ответ включает 15–18 правильно заполненных клеток таблицы
Ответ включает менее 15 правильно заполненных клеток таблицы
Максимальный балл 4

ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЁНЫХ

Среди плеяды выдающихся биологов второй половины XIX и начала XX века особое место занимают российский учёный, лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников и французский микробиолог и химик Луи Пастер.

Илья Мечников изучал процесс пищеварения у личинок морских звёзд, имевших прозрачное тело. Он заметил, что внутри животных находятся странные клетки. Они всё время перемещались с места на место, выпуская отростки, точно так, как это делает амёба. Мечников взял несколько крошечных кусочков кармина – красной краски – и поместил их в внутрь тела личинки.

С помощью лупы экспериментатор увидел, как ползающие и переливающиеся клетки со всех сторон устремлялись к красным кусочкам и поедали их. Это зрелище настолько поразило Мечникова, что ему в голову пришла следующая мысль: если клетки так пожирают краску, то они же должны пожирать бактерии? Несомненно, подумал он, эти блуждающие клетки защищают личинку морской звезды от микробов. Но ведь и у человека есть такие же блуждающие клетки – лейкоциты. Именно они, вероятно, являются причиной иммунитета. Так Мечников пришёл к идее клеточного, или фагоцитарного, иммунитета.

Луи Пастер увлёкся крошечным микробом куриной холеры. Он научился выращивать эту культуру микроорганизмов на специальной жидкой питательной среде. Когда микробов становилось очень много, учёный легко переносил "ядовитый бульон" на крошки хлеба. Цыплята, склевавшие такие крошки, через день погибали.

Однажды случилось так, что цыплятам была дана старая культура бактерий. Цыплята, конечно, заболели, но наутро Пастер с удивлением увидел, что все они живы. Тогда он приказал служителю принести несколько здоровых цыплят и ввёл им и тем цыплятам, которые выжили раньше, по смертельной дозе культуры. Наутро он увидел, что цыплята, уже получавшие дозу ослабленной культуры ("ядовитый бульон"), были веселы и здоровы, а те, кто получил её впервые, погибли. Так Пастер нашёл способ спасения животных от определённых болезней, вызываемых микробами. Это была вакцина, содержавшая ослабленные возбудители болезни.


17

Каких животных использовал И.И. Мечников для своих исследований?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующий элемент: личинки морской звезды  
Ответ включает данный элемент и не содержит биологических ошибок
   
Ответ неправильный
Максимальный балл 1
18

Что стало результатом исследований, проведённых И.И. Мечниковым?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующий элемент: создание теории клеточного иммунитета  
Ответ включает данный элемент и не содержит биологических ошибок
Ответ неправильный
Максимальный балл 1
19

Что изучал Л. Пастер?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующий элемент: реакцию цыплят на "ядовитый бульон"  
Ответ включает данный элемент и не содержит биологических ошибок
Ответ неправильный
Максимальный балл 1
20

Что получали подопытные животные в экспериментах Л. Пастера?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующий элемент: культуру микроорганизмов  
Ответ включает данный элемент и не содержит биологических ошибок
Ответ неправильный
Максимальный балл 1
21

Что необходимо было И.И. Мечникову для проведения эксперимента?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующий элемент: кармин и лупа  
Ответ включает данный элемент и не содержит биологических ошибок
Ответ неправильный
Максимальный балл 1
22

Почему И.И. Мечников решил использовать краситель для своего эксперимента?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующий элемент: Мечников, используя яркий краситель, мог наблюдать за клетками, поедающими кусочки кармина  
Ответ включает данный элемент и не содержит биологических ошибок
Ответ неправильный
Максимальный балл 1
23

Какая связь существует между экспериментами И.И. Мечникова и Л. Пастера и в чём заключаются различия в результатах экспериментов учёных?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Учёные исследовали процессы, связанные с иммунитетом против болезней, вызываемых бактериями; 2. Мечников открыл явление фагоцитоза, а Пастер – способ предупреждения заболеваний  
Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок.
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки.
Ответ неправильный.
Максимальный балл 2
24

Используя таблицу «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений» и привлекая знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Наши рекомендации