Схемы периодизации онтогенеза
Многофакторное явление, каковым является процесс развития человека нелегко представить в виде простой схемы. Дело в том, что при строгом научном подходе, такая периодизация должна одновременно учитывать закономерности возрастной изменчивости комплекса разнородных признаков и явлений, относящихся к сферам биологии, психологии и социологии и др. И при этом она должна быть достаточно простой и наглядной, чтобы иметь применимость в практике той же биологии, психологии, медицины и педиатрии.
Логичное следствие из сказанного - существует огромное количество разных вариантов периодизации онтогенеза человека и ни один из них нельзя на настоящий момент признать более правильным, чем другой. Однако среди них есть менее и более удачные. Вспомните, близкую ситуацию мы наблюдали при попытке классификации расового состава населения планеты. Рассмотрим некоторые из них.
- Древнейшие периодизации онтогенеза восходят к античности:
- Пифагор (VI в. до Р.Х.) выделял четыре периода человеческой жизни: весну (от рождения до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет). Эти периоды соответствуют становлению, молодости, расцвету сил и их угасанию.
- Гиппократ (V-IV вв. до Р.Х.) разделил весь жизненный путь человека с момента рождения на десять равных семилетних цикла-этапа.
- Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П. Рославский-Петровский выделил следующие категории:
- подрастающее поколение - малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);
- цветущее поколение - молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);
- увядающее поколение - старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).
- Близкая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером (1854-1932 гг.).
- Постнатальный онтогенез подразделен им также на семь этапов:
- младенчество (от рождения до 9 месяцев);
- раннее детство (от 10 месяцев до 7 летнего возраста);
- позднее детство (от 8 до 13-14 лет);
- юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);
- зрелость (до 41-50 лет);
- старость (50-70 лет);
- почетная старость (старше 70 лет).
В педагогике нередко используется подразделение детского и подросткового периода на младенчество (до 1 года), преддошкольный возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет), средний школьный возраст (до 15 лет) и старший школьный возраст (до 17-18 лет).
- В 60-х гг. XX в. в работах А.В. Нагорного и учеников его школы была предложена общая фундаментальная схема, по которой полный цикл индивидуального развития млекопитающих и человека разделяется на два знакомых нам крупных этапа: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный), а последний подразделен на следующие периоды:
- период роста - формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма;
- период зрелости - все особенности организма достигают своего полноценного (дифинитивного) развития и остаются в основном неизменными;
- период старости - уменьшение размеров тела и ослабление физиологических функций.
- Детальная схема онтогенеза человека представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:
- прогрессивная - включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;
- стабильная - идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;
- регрессивная - происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.
В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа.
Наконец, пожалуй, наиболее широкое применение в отечественной науке нашла схема, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965 г.). Она есть в учебнике.
Периоды | Возраст и пол | |
Мужской | Женский | |
Новорожденные | от рождения до 10 дней | |
Грудной возраст | от 10 дней до 1 года | |
Раннее детство | 1-3 года | |
Первое детство | 4-7 лет | |
Второе детство | 8-12 лет | 8-11 лет |
Подростковыйвозраст | 13-16 лет | 12-15 лет |
Юношеский возраст | 17-21 лет | 16-20 лет |
Первый зрелый возраст | 22-35 лет | 21-35 лет |
<Второй зрелый возраст /i> | 36-60 лет | 36-55 лет |
Пожилой возраст | 61-74 лет | 56-74 лет |
Старческийвозраст | 75-90 лет | |
Долгожители | старше 90 лет |
Две последние системы на настоящий момент следует признать наиболее удачными и применимыми для решения вопросов возрастной антропологии, педиатрии и педагогики - они наилучшим образом описывают основные закономерности развития человека и соответствуют им.
Большинство схем похожи в общих чертах. Часто в них используются одинаковые названия периодов, возрастные пределы которых также часто совпадают. Отличия же связаны с тем, какому аспекту развития человека автор уделяет большее внимание и насколько удачно удается отразить в дробной схеме комплексность проблемы. Поэтому мы подытоживаем наш краткий обзор важным практическим замечанием: в любом случае, говоря о том или ином этапе возрастного развития человека, не забывайте упомянуть, какой из схем Вы придерживаетесь. Иначе, даже самая замечательная Ваша мысль может быть понята превратно.