Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие профессиональные компетенции:

ПК-1 – способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;

ПК-2 – способностью применять на практике приёмы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, знания, опыт работы:

Знания:

  • разные систематические группы растений и животных;
  • экологические группы низших растений;
  • морфология вегетативных и генеративных органов цветковых растений;
  • жизненные формы растений;
  • систематические группы растений;
  • основные методы сушки и гербаризации растений;
  • основные зоологические ранги и критерии их выделения;
  • основные таксономические группы беспозвоночных и позвоночных животных, их диагностические признаки, особенности организации, биологии, распространения и эволюционирования;
  • представителей флоры и фауны Мурманской области, занесенных в “Красную книгу”;
  • общие закономерности развития географической оболочки;
  • основные природные явления, события и процессы, происходящие в различных сферах географической оболочки;
  • методы физико-географических исследований;
  • методы отбора и почвенного материала, строение почвенного профиля различных типов и подтипов почв;
  • процессы почвообразования и условия прохождения этих процессов в различных эколого-географических условиях;
  • структуру и физико-химические свойства почв, алгоритм проведения полевых и камеральных исследований.

Умения:

  • определение мхов, грибов, лишайников разных систематических групп;
  • давать полное морфологическое описание высших растений;
  • дифференцировать жизненные формы растений;
  • проводить фенологические наблюдения за ростом и развитием растений, определять сроки наступления отдельных фенофаз;
  • использовать теоретические знания для анализа физико-географических явлений;
  • пользоваться географическими, геофизическими картами;
  • выявлять взаимосвязи между компонентами географической оболочки и происходящими с ними процессами;
  • составлять элементарные прогнозы развития компонентов географической оболочки;

· выбирать объекты для полевых геологических и почвенных исследований и организовывать работу на них, применять теоретические знания по почвоведению на практике;

· определять таксономические единицы при классификации почв;

· выделять главные особенности почвообразования по природно-климатическим зонам;

Навыки:

  • научиться вести полевой дневник наблюдений;
  • владеть приемами сбора биологических объектов, математической обработки биологических данных;
  • научиться работать с определителем и правильно устанавливать видовую принадлежность животных и растений из различных биотопов;
  • владеть основными ботаническими терминами и понятиями, обосновывать теоретические положения в тесной связи с практикой;
  • методами морфологического описания и определения растений;
  • обработки географической информации;
  • владеть научными терминами при описании явлений и процессов эколого-биологической направленности;
  • выполнения графических работ (построение графиков, картосхем, профилей и т. п.); сравнения географических карт, составления контурных карт, традиционными и современными методами физико-географических исследований;
  • научиться составлять временные и постоянные коллекции, осуществлять обработку фаунистических сборов;
  • владеть техникой рисунка;
  • освоение ряда аналитический работ в полевых условиях;
  • навыками полевых исследований по определению строения профиля и физических свойств почв в природных условиях;

· навыками чтения тематических карт и профилей местности;

  • своевременно представить и защитить отчет о результатах практики.

Опыт работы:

· по организации и проведению учебных занятий по дисциплинам: Ботаника, Флора Мурманской области, Зоология, Фауна Мурманской области, Почвоведение, География;

· по проведению микроскопических исследований;

· по проведению самостоятельных экспериментов биологической направленности в натуральных и лабораторных условиях;

· по исследовательской и аналитической работе по изучению строения и организации основных систематических групп растений и животных.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Практика проводится в учебных лабораториях выпускающей кафедры и научно-исследовательских лабораториях институтов Кольского Научного Центра РАН («Институт проблем промышленной экологии Севера», «Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина»), в ФГУ «Кандалакшский государственный природный заповедник» и «Лапландском государственном природном биосферном заповеднике».

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов
1 курс
Подготовительный этап, включающий ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности. Изучение конспектов лекций и литературы
Основной этап: · Посещение экскурсий с целью изучения биологических объектов и основных методик; · Сбор природных объектов в полевых условиях; · Обработка, определение и систематизация собранного материала. Самостоятельная работа и работа под руководством руководителя практики
Заключительный этап: Подготовка и защита отчёта по практике.   Самостоятельная работа и работа под руководством руководителя практики
2 курс
Подготовительный этап, включающий ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности. Изучение конспектов лекций и литературы
Основной этап: · Посещение экскурсий с целью изучения биологических объектов и основных методик; · Сбор природных объектов в полевых условиях; · Обработка, определение и систематизация собранного материала. Самостоятельная работа и работа под руководством руководителя практики
Заключительный этап: Подготовка и защита отчёта по практике.   Самостоятельная работа и работа под руководством руководителя практики

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В результате прохождения учебной практики у обучающегося формируются компетенции, по итогам практики обучающийся должен продемонстрировать следующие результаты:

Код компетенции Результаты освоения ОП. Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС ВО) Перечень планируемых результатов обучения
ПК-1 – способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;   Знать: принципы строения и функционирования объектов живой природы; разделы биологии, необходимые для формирования профессиональных качеств; методы и технологии сбора живых объектов; основы анализа собранного материала. Уметь: анализировать состояние природных и природно-антропогенных систем; анализировать и применять научный опыт на практике; работать с научно-технической документацией; формировать отчеты о проделанной научной работе. Владеть: методами сбора и анализа материала.
ПК-2 – способностью применять на практике приёмы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований. Знать: методы, технологии, техники исследования объектов окружающего мира. Уметь: выявлять особенности состояния природной среды с учетом факторов региональной среды; Владеть: навыками наблюдения, сбора и анализа материала, обобщения и консолидации информации.
       

Наши рекомендации