Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие профессиональные компетенции:
ПК-1 – способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;
ПК-2 – способностью применять на практике приёмы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований.
В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, знания, опыт работы:
Знания:
- разные систематические группы растений и животных;
- экологические группы низших растений;
- морфология вегетативных и генеративных органов цветковых растений;
- жизненные формы растений;
- систематические группы растений;
- основные методы сушки и гербаризации растений;
- основные зоологические ранги и критерии их выделения;
- основные таксономические группы беспозвоночных и позвоночных животных, их диагностические признаки, особенности организации, биологии, распространения и эволюционирования;
- представителей флоры и фауны Мурманской области, занесенных в “Красную книгу”;
- общие закономерности развития географической оболочки;
- основные природные явления, события и процессы, происходящие в различных сферах географической оболочки;
- методы физико-географических исследований;
- методы отбора и почвенного материала, строение почвенного профиля различных типов и подтипов почв;
- процессы почвообразования и условия прохождения этих процессов в различных эколого-географических условиях;
- структуру и физико-химические свойства почв, алгоритм проведения полевых и камеральных исследований.
Умения:
- определение мхов, грибов, лишайников разных систематических групп;
- давать полное морфологическое описание высших растений;
- дифференцировать жизненные формы растений;
- проводить фенологические наблюдения за ростом и развитием растений, определять сроки наступления отдельных фенофаз;
- использовать теоретические знания для анализа физико-географических явлений;
- пользоваться географическими, геофизическими картами;
- выявлять взаимосвязи между компонентами географической оболочки и происходящими с ними процессами;
- составлять элементарные прогнозы развития компонентов географической оболочки;
· выбирать объекты для полевых геологических и почвенных исследований и организовывать работу на них, применять теоретические знания по почвоведению на практике;
· определять таксономические единицы при классификации почв;
· выделять главные особенности почвообразования по природно-климатическим зонам;
Навыки:
- научиться вести полевой дневник наблюдений;
- владеть приемами сбора биологических объектов, математической обработки биологических данных;
- научиться работать с определителем и правильно устанавливать видовую принадлежность животных и растений из различных биотопов;
- владеть основными ботаническими терминами и понятиями, обосновывать теоретические положения в тесной связи с практикой;
- методами морфологического описания и определения растений;
- обработки географической информации;
- владеть научными терминами при описании явлений и процессов эколого-биологической направленности;
- выполнения графических работ (построение графиков, картосхем, профилей и т. п.); сравнения географических карт, составления контурных карт, традиционными и современными методами физико-географических исследований;
- научиться составлять временные и постоянные коллекции, осуществлять обработку фаунистических сборов;
- владеть техникой рисунка;
- освоение ряда аналитический работ в полевых условиях;
- навыками полевых исследований по определению строения профиля и физических свойств почв в природных условиях;
· навыками чтения тематических карт и профилей местности;
- своевременно представить и защитить отчет о результатах практики.
Опыт работы:
· по организации и проведению учебных занятий по дисциплинам: Ботаника, Флора Мурманской области, Зоология, Фауна Мурманской области, Почвоведение, География;
· по проведению микроскопических исследований;
· по проведению самостоятельных экспериментов биологической направленности в натуральных и лабораторных условиях;
· по исследовательской и аналитической работе по изучению строения и организации основных систематических групп растений и животных.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Практика проводится в учебных лабораториях выпускающей кафедры и научно-исследовательских лабораториях институтов Кольского Научного Центра РАН («Институт проблем промышленной экологии Севера», «Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Аврорина»), в ФГУ «Кандалакшский государственный природный заповедник» и «Лапландском государственном природном биосферном заповеднике».
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов |
1 курс | ||
Подготовительный этап, включающий ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности. | Изучение конспектов лекций и литературы | |
Основной этап: · Посещение экскурсий с целью изучения биологических объектов и основных методик; · Сбор природных объектов в полевых условиях; · Обработка, определение и систематизация собранного материала. | Самостоятельная работа и работа под руководством руководителя практики | |
Заключительный этап: Подготовка и защита отчёта по практике. | Самостоятельная работа и работа под руководством руководителя практики | |
2 курс | ||
Подготовительный этап, включающий ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности. | Изучение конспектов лекций и литературы | |
Основной этап: · Посещение экскурсий с целью изучения биологических объектов и основных методик; · Сбор природных объектов в полевых условиях; · Обработка, определение и систематизация собранного материала. | Самостоятельная работа и работа под руководством руководителя практики | |
Заключительный этап: Подготовка и защита отчёта по практике. | Самостоятельная работа и работа под руководством руководителя практики |
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате прохождения учебной практики у обучающегося формируются компетенции, по итогам практики обучающийся должен продемонстрировать следующие результаты:
Код компетенции | Результаты освоения ОП. Содержание компетенций (в соответствии с ФГОС ВО) | Перечень планируемых результатов обучения | |
ПК-1 | – способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ; | Знать: принципы строения и функционирования объектов живой природы; разделы биологии, необходимые для формирования профессиональных качеств; методы и технологии сбора живых объектов; основы анализа собранного материала. Уметь: анализировать состояние природных и природно-антропогенных систем; анализировать и применять научный опыт на практике; работать с научно-технической документацией; формировать отчеты о проделанной научной работе. Владеть: методами сбора и анализа материала. | |
ПК-2 | – способностью применять на практике приёмы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований. | Знать: методы, технологии, техники исследования объектов окружающего мира. Уметь: выявлять особенности состояния природной среды с учетом факторов региональной среды; Владеть: навыками наблюдения, сбора и анализа материала, обобщения и консолидации информации. | |