Демографические и другие глобальные проблемы современности
К глобальным относятся проблемы, с которыми люди сталкиваются повсеместно и которые могут быть решены только усилиями всех стран и только дополняя технические средства определенными социально-экономическими и политическими мерами.
В последние годы среди ученых-гуманистов начинает устанавливаться и распространяться понимание того, что все проблемы, волнующие человечество, должны быть подчинены исходной по значимости проблеме его собственного сохранения и создания условий для процветания человеческой жизни не только для избранных классов, рас, наций и соответствующих стран, но для всего народонаселения Земли. Полностью прав Б.C. Хорев, подчеркивающий, что разговор «о глобальных проблемах человечества начинать надо с демографической (народонаселения), ибо с ростом населения планеты связываются и экономические, и экологические, и социальные характеристики, с ним связываются и сами перспективы человечества, для которого Земля служит домом».
Но что такое народонаселение и демография? Известный специалист A.B. Сахно отвечает на этот вопрос так: «Народонаселение - совокупность людей, живущих в определенном государстве (стране), части света, регионе или на планете Земля в целом. Народонаселение является объектом специальной науки демографии. Термин демография ввел в 1855 г. французский ученый А. Гийар. Результаты и рекомендации этой науки постоянно находятся в центре внимания государственных деятелей, принимающих те или иные политические решения. Демография исследует закономерности развития структуры, размещение и динамику народонаселения, разрабатывает теории народонаселения, политику народонаселения, прогноз его численности. Наряду с этим демография исследует рождаемость, брачность, разводимость, смертность, образовательный уровень, социально-классовую структуру (стратификацию), расовый, языковой, национальный состав населения, его миграцию, урбанизацию».
С конца XVIII в. широко известно заключение Т. Мальтуса о том, что население растет в геометрической прогрессии, а производство средств существования людей — лишь в арифметической прогрессии. Из этого сделан грубо упрощенный вывод о принципиальной невозможности обеспечить хотя бы сносные условия для существования растущего населения. Однако, реальные демографические процессы протекают по-разному в зависимости от совокупности исторически меняющихся социально-экономических и культурологических факторов. Поэтому необходим конкретно-исторический анализ демографических процессов с учетом специфики места и времени.
A.B. Сахно характеризует историческую динамику народонаселения следующими данными. В начале эпохи раннего палеолита численность населения Земли составляла 100—200 тыс. человек, к началу неолита — 10 млн, а к его концу — 50 млн человек. К началу нашей эры численность народонаселения Земли достигла 230 млн человек, к концу XIX в. - 1 млрд человек, в 1930 г. - 2 млрд, в 1961 г. - 3 млрд, в 1976 г. -4 млрд, к концу 80-х годов — 5 млрд человек.
Один из самых видных демографов нашей страны B.C. Хорев характеризует динамику народонаселения следующим образом. В 1650 г. численность населения Земли составляла около 0,5 млрд человек и увеличивалась приблизительно на 0,3% в год, удваиваясь примерно за 250 лет. К 1900 г. численность населения достигла 1,6 млрд человек при годовых темпах прироста 0,5% и времени удвоения 140 лет. В 1970 г. численность населения равнялась 3,6 млрд человек и темпы прироста увеличились до 2,1% в год. Такое резкое возрастание темпа прироста произошло потому, что уменьшилась смертность. Рождаемость при этом тоже снизилась, но в значительно меньшей степени. С 1971 г. по 1991 г. смертность продолжала падать, но рождаемость при этом уменьшалась в среднем несколько быстрее. Человечество выросло с 3,6 млрд человек до 5,4 млрд человек, а темпы прироста снизились с 2,1% до 1,7% в год. Но это не значит, что прирост численности людей приближается к нулю. Абсолютный прирост человечества в 1991 г. был больше, чем за любой другой год. Показательно, что около 60% населения Земли в 1990 г. приходилось на Азию.
Демографы установили закономерность: «при низких уровнях промышленного развития рождаемость и смертность высоки, и численность населения растет медленно. По мере улучшения качества питания и здравоохранения смертность уменьшается, запаздывание рождаемости на 1—2 поколения приводит к разрыву между уровнями рождаемости и смертности, который способствует быстрому росту численности населения. Но как только люди вовлекаются в образ жизни высокоразвитого индустриального общества, рождаемость тоже снижается, и темпы роста численности населения опять уменьшаются. Этот процесс наблюдается сейчас и прогнозируется примерно до XXII века, когда предполагается стабилизация численности населения на уровне 11—13 млрд человек». Допускается также, что к 2100 г. численность населения стабилизируется на уровне10-12 млрд человек, а к 2025 г. население Земли увеличится примерно до 8,5 млрд человек. Прогноз на конец текущего столетия, т.е. к 2000 г. — 6 млрд 25 млн человек.
Б.C. Хорев отмечает, что в мире постепенно происходит переход от типа воспроизводства населения с высокой рождаемостью и пониженной смертностью (такое сочетание и привело к «демографическому взрыву» 50—70-х годов) к сочетанию пониженной смертности с невысокой рождаемостью. Таким образом, есть основания сделать вывод, «что естественное движение населения в целом обладает способностью к саморегуляции. Демографического апокалипсиса бояться не следует, и на одной ноге в мире людям стоять не придется. Напротив, в будущем неизбежно встанет вопрос о демографическом исчерпании планеты. Но все это годится для условий нормального экономического развития. В нормальных условиях может сложиться тенденция к нулевому приросту».
В современной же России установился тип воспроизводства населения «обычный для воюющих стран: сверхвысокая смертность — сверхнизкая рождаемость», что ставит под угрозу само существование нации. На снижение уровня жизни большинства народа население современной России «реагирует самым естественным образом: слабые вымирают. По последним данным Госкомстата (1997 г.) за 1992 г. превышение смертности над рождаемостью - 207 тыс., за 1993 г. - 737,7 тыс., за 1994г. - около 869,7 тыс., за 1995 - 831,9, за 1996 - 824,5. За 4 года число умерших возросло на 40%».
Теперь о средней продолжительности жизни. По данным ООН, глобальная продолжительность жизни возросла с 56,7 лет в 1970—1975 гг. до 61,5 года в 1985—1990 гг. В среднем 71 ребенок из 1000 умирает в возрасте до 5 лет. Этот прогресс в основном достигнут за счет промышленно развитых стран, где продолжительность жизни возросла до 74 лет, и только 9 детей из 1000 умирают в возрасте до 5 лет. Продолжительность жизни женщин больше, чем мужчин, на 7 лет. Для развитых стран типично то, что девушка выходит замуж к 20-ти годам и рожает первенца в 23 года (как правило, в больнице под наблюдением квалифицированного врача). Примерно к 30-ти годам женщина рожает второго и последнего ребенка. Такая модель рождаемости способствует образованию здоровой, образованной и небольшой по размеру семьи.
Иная практика в развивающихся странах. В пропорциональном отношении детская смертность здесь в 5 раз выше, чем в развитых, а в абсолютном выражении она в 90 раз выше. Девушка обычно выходит замуж подростком и рожает первенца в 19 лет, а последнего ребенка — в 37, растягивая детородный период на 18 лет. Немногим более половины всех рождений в развивающихся странах происходят под наблюдением квалифицированного персонала. До сих пор в 34 развивающихся странах из каждых 10 детей один—два умирают в возрасте до 5 лет. При такой смертности немногие матери решаются ограничить количество детей. Как ни парадоксально, но, чтобы снизить темпы прироста населения, нужно обеспечить сохранение жизни и здоровья детей.
ООН опубликовала доклад «Народонаселение мира 1990», содержащий прогноз до 2025 г. Лишь 147 млн человек — менее 5% прироста мирового населения — придется на экономически развитые страны, представляющие в основном северное полушарие Земли. И это произойдет не благодаря росту рождаемости, а благодаря снижению смертности и росту продолжительности жизни с 73 лет до 79 лет. Рождаемость же в развитых странах такова, что на каждую женщину в них ныне приходится 1,9 детей, а в Западной Европе - 1,58. Лишь иммиграция спасает Германию, Данию, Швецию, Австрию от депопуляции.
В странах Восточной Европы уровень рождаемости достиг самой низкой за всю историю отметки. Не менее 95% прироста мирового населения в следующие 35 лет придется на развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки.
В 1950 г. население Европы и Северной Америки составляло 32,1% численности населения в мире. В 2025 г. их доля упадет до 15,8%. А население Африки составит почти 20%, оно возрастет с 648 млн человек в настоящее время до 1581 млн человек в 2025 г. Индия по численности населения обгонит Китай и станет самой населенной страной мира.
Сравним известные показатели 1990 г. для США и СССР. Общий коэффициент рождаемости на 1000 человек: США-14, СССР - 16; общий коэффициент смертности на 1000 человек: США — 8, СССР — 9. Общий коэффициент младенческой смертности на 1000 человек: США — 7, СССР — 20. Средняя продолжительность жизни: США - - 76 лет, СССР - - 70 лет. Как видим, показатели двух стран вполне сравнимы и достаточно близки. Значительно хуже в СССР был показатель средней продолжительности жизни для мужчин - всего 64,2 года, тогда как в 14 государствах, включая Кубу, средняя продолжительность жизни мужчин составляла свыше 70 лет. Средняя продолжительность жизни женщин в СССР была значительно больше, чем мужчин — 73,3 года (в США — 77,8 года). Но современная Россия по средней продолжительности жизни скатилась до уровня Перу и Алжира (примерно 64 года: 57-58 лет для мужчин, 72 года — для женщин).
СССР занимал место среди «зажиточных» стран вместе с развитыми европейскими государствами. И вообще объективные экономические показатели свидетельствуют о недостоверности утверждений о «значительном отставании» СССР от «развитых стран». Реально имелось отставание СССР лишь от США. Нынешний же кризис отбросил Россию к исходной дореволюционной точке, к 1913 году.
Половина населения Земли проживает не просто в бедных, а в беднейших странах. Абсолютные размеры бедности в мире постоянно растут. В 1985 г. на долю беднейших слоев, составлявших 20% мирового населения, приходилось всего 4% мирового богатства. На долю же 20% наиболее богатых слоев — 60% мирового богатства. Население, живущее в антисанитарных условиях, составило в 1985 г. 1 млрд 34 млн человек, к 2000 г. эта численность возрастет до 1 млрд 750 млн человек.
С демографической проблемой теснейшим образом связана другая глобальная проблема - продовольственная. Расчеты, проведенные Всемирной сельскохозяйственной и продовольственной организацией при ООН, показали, что если бы достигнутый прогресс сельскохозяйственного производства был распространен на все страны, то это позволило бы полностью удовлетворить потребности в пище не только существующего, но и примерно в два раза большего населения, т.е. около 10 млрд человек. Американский профессор Ревелл подсчитал, что если бы пригодная для выращивания сельхозкультур почва обрабатывалась с применением наиболее эффективных методов, а где нужно и орошалась, то можно было бы получить продовольствие для 100 млрд человек. Фактически производимого в мире продовольствия достаточно, чтобы прокормить все население на планете, так как темпы его роста выше темпов роста населения Земли (к тому же эти темпы начали снижаться).
Но это могло бы стать реальностью только при равном распределении продовольствия между всеми людьми! Сейчас в мире производится 1,7-1,9 млрд т зерновых в год. При распределении этого продовольствия поровну на душу населения пришлось бы примерно 300 кг в год, а прожиточный минимум составляет около 200 кг. Однако развитые страны потребляют значительно больше за счет развивающихся стран, где растет число голодающих. Во всем мире протеин производится в количестве, достаточном для пропитания удвоенного нынешнего населения Земли. Но наряду с тем, что развивающиеся страны мало производят, они еще и вывозят свое сырье для производства протеина в развитые страны. Так что и продовольственная, и другие проблемы порождены не природой, не огромной скоростью размножения людей, а несовершенством устройства человеческого общества, антагонизмами общественных отношений.
Аналогично обстоит дело и с другими глобальными проблемами, которые затрагивают судьбу всего человечества, но ответственность за них распределяется крайне неравномерно по странам и регионам в связи с разным уровнем производства и потребления в них. Так, США при 5% общего населения планеты тратят до 40% мировых ресурсов. И по испытаниям ядерного оружия США тоже представляют главную угрозу миру, они всегда проводили их больше, чем СССР:
США | СССР | |
С 1991 г. в России не проведено ни одного ядерного испытания.
В 70-е годы в США выбросы в атмосферу составляли 150 млн т в год, в СССР - 115 млн т в год. В современной России выбросы в окружающую среду резко уменьшились в связи с массовой остановкой предприятий (производство сократилось вдвое). Зато увеличился импорт зарубежной продукции, зачастую опасной для здоровья. Бывший СССР был окружен развитыми индустриальными странами, поэтому его территория подвергалась значительному загрязнению, гораздо большему, чем сам СССР, так сказать, «экспортировал». Например, «импорт» углекислого газа в СССР составлял 42% всего его поступления в атмосферу. Ситуация в современной России немногим отличается от прежней.
В XX в. резко возросли негативные последствия воздействия человека на природу, на химический состав атмосферы, на тепловой режим планеты, на гидросферу, всю биосферу в целом. Происходят эрозия и истощение почв, загрязнения накапливаются в растениях, уменьшаются запасы чистой воды, невосполнимых сырьевых и энергетических ресурсов. Все это отрицательно влияет на условия существования человека, его здоровье.
Главные проблемы сохранения окружающей среды, т.е. экологические проблемы современности связаны не с ростом народонаселения, а с поддержанием на планете теплового баланса и энергетической проблемой. Половина всех газов, вызывающих «парниковый эффект», создается в энергетике. Человечество потребляет в год около 9 млрд т топлива в пересчете на нефтяной эквивалент. 95% энергоресурсов приходится на нефть, уголь и газ. С учетом использования гидроэнергии, атомной (в перспективе и термоядерной) и других новых источников энергии, а главное за счет лучшего, более рационального использования уже имеющихся ресурсов, сочетания общественного и индивидуального транспорта и т.п. можно сделать вывод, «что, по крайней мере, в ближайшие 200 лет не могут возникнуть ограничения для роста и развития человечества в целом на планете из-за нехватки природных энергетических ресурсов... Возможно, не нехватка энергии на планете, а ее избыток, расходуемый в целом на планете, может поставить границу для развития человечества на Земле».
Из экологических проблем в качестве главных выделяются две: угроза глобального потепления из-за выбросов газов в атмосферу («парниковый эффект») и истощение озонового слоя, защищающего жизнь на Земле от губительного ультрафиолетового излучения. Подсчитано, что концентрация СО2 в атмосфере за последние 100 лет увеличилась на 20%. Если так будет продолжаться и дальше, то к 2025—2050 гг. произойдет удвоение количества СО2 в атмосфере, в результате чего климат потеплеет (к 2000 г. на 1,4°С, а к 2025 г. на 2,5°С), сдвинутся климатические зоны и земледелие понесет серьезный урон.
В последние годы ученые обращают внимание на состояние озонового слоя в атмосфере Земли. Озоновый слой, находящийся на высоте 25—40 км над поверхностью Земли, начал разрушаться: первая озоновая дыра появилась над Антарктидой, с 1975 г. каждой весной содержание озона в стратосфере снижается до 50%. Потом такие же явления возникли и на севере — в Арктике, а с 1994 г. — над Европой, Северной Азией и Северной Америкой. Озоновый слой здесь таял на 10—15%. В феврале—марте 1996 г. озоновый слой над Восточной Сибирью уменьшился на 20—40%, а местами и на 50%. Связанное с этим процессом увеличение дозы ультрафиолетовых лучей может повлечь вспышку кожных и онкологических заболеваний, ослабление иммунной системы, уменьшение урожая.
Причиной ослабления озонового слоя служат хлорфторуглероды, применяемые как теплоноситель в холодильниках, а также используемые в аэрозолях. Многие страны (но не все) в 1990 г. подписали договор о прекращении производства хлорфторуглеродов.
Решение названных и других глобальных проблем в принципе возможно при наличии доброй воли соответствующих официальных государственных и экономических структур, определяющих направления и темпы развития производства и потребления.
Принятый конференцией ООН документ «Повестка дня на XXI век» предусматривает программы «борьбы с нищетой и изменения структур потребления, используемых в промышленно развитых странах; усиление внимания к решению демографических и миграционных проблем; охраны и укрепления здоровья человека; содействия устойчивому развитию населенных пунктов, особенно поощрению развития городов средних размеров; обязательный учет вопросов окружающей среды в процессе принятия решений в управлении; защиты атмосферы; рационального использования земельных ресурсов; борьбы с обезлесением; рационального использования уязвимых экосистем, к которым относятся прежде всего пустыни; борьбы с опустыниванием и засухой; устойчивого развития горных районов; устойчивого ведения сельского хозяйства и развития сельских районов; сохранения биологического разнообразия; экологически безопасного использования биотехнологии; защиты океанов и всех видов морей и прибрежных районов; сохранения качества ресурсов пресной воды и снабжения ею, экологически безопасного использования токсических химических веществ и удаления опасных отходов; усиления роли отдельных групп населения (женщин, детей и молодежи, коренных народов); усиления роли местных общин и местных властей, местного самоуправления, неправительственных организаций, трудящихся и их профсоюзов; усиление роли деловой деятельности».
Экология возникла в конце XIX в. как естественная наука. К концу же XX в. она превратилась в разветвленную систему примерно из 70-ти дисциплин, изучающих процессы в геосфере, гидросфере, атмосфере и т.п. Особенно знаменательно перемещение центра внимания экологии к человеку, к социально-антропологической, социокультурной тематике, к отношениям «человек—природа», «человек—общество», «общество-природа», «естественное—искусственное» и т.п. Социальные, экономические, политические, идеологические, этические и другие подобные аспекты экологических проблем становятся предметом специальных исследований.
Заслуживают поддержки те авторы, которые требуют подходить к решению экологических проблем не с односторонних экономических, политических, идеологических позиций, не с точки зрения уже сложившихся традиций производства и потребления, а прежде всего с учетом гуманистических целей, с точки зрения создания условий для сохранения и дальнейшего процветания именно человечества, а не чистой, т.е. безлюдной природы. Природу действительно надо спасать, но для людей, и вместе с людьми, а не вместо их, не избавляясь от них. Некоторые же авторы (например, доктор биологических наук В.Г. Горшков из Новосибирска) разрабатывают биосферные модели земной природы, устанавливая предельно допустимую (с их точки зрения) величину мирового населения в 1 млрд человек и фактически выражая удовлетворение вымиранием российских людей (в частности, в Сибири), так как, дескать, это будет способствовать сохранению первозданной природы.
Здравомыслящие же люди резонно отвечают на подобное «глубокомыслие» помимо прочего также и замечанием, что природа не терпит пустоты и место русских в той же Сибири уже сейчас все больше занимают китайцы, японцы, корейцы, а там, глядишь, объявятся и американцы, тоже живущие недалеко от Сибири. Правильно пишет Б.C. Хорев: «получается так, что об устойчивом биологическом разнообразии говорим, а этносы вымирают и вырождаются, как сейчас в России. А это уже точно не меньшая ценность, чем те, что занесены в "Красную книгу". Иначе в какую книгу придется заносить теперь русский народ, больше других пострадавший сначала от войн и революций, а теперь от бесчеловечных "реформ"?»
Биологизаторская трактовка экологических проблем смыкается с неомальтузианством, социальным дарвинизмом, расизмом, откровенными предложениями искусственно сокращать население Земли с помощью стерилизации «неполноценных в генетическом отношении», регулирования рождаемости при помощи «разрешительных удостоверений» и т.п. Наряду с этим все более активно выступают и биоэтики, абстрактно рассуждающие о необходимости учитывать «права» вирусов, и прочие любители всякой живности, но, похоже, только не человека. Абстрактная любовь ко всему живому, в том числе забота об «интересах» вирусов, зачастую оборачивается самым реальным и конкретным злом по отношению к людям (а, между прочим, они ведь тоже живые существа!). Это многократно доказано. Гитлер тоже был вегетарианцем...
Только конкретный, подлинно гуманистический подход к экологической проблеме «позволяет избежать одностороннего, поверхностного понимания этой проблемы, когда она рассматривается в природофильских понятиях, не соотнесенных с социальной действительностью, а выводы из анализа и предполагаемые решения имеют реакционно-утопический, односторонне запретительный характер. Подобные руссоистские концепции в конечном счете антигуманистичны, поскольку предполагают необходимость в интересах сохранения природы и ее естественной данности ограничить культурный прогресс человечества». Действительный гуманизм, т.е. гуманизм в собственном его смысле проявляется не в прекраснодушных мечтаниях, а в практическом учете реальных, конкретных интересов абсолютного большинства людей, ныне живущих на планете Земля и желающих, чтобы человеческая жизнь продолжалась на ней сколько угодно и дальше.
Литература к главе 27
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989.
Кузнецов Г.А. Экология и будущее. Анализ философских оснований глобальных прогнозов. - М., 1988.
Общая биология. - М., 1980. - С. 304-322.
Романова Э.П., Куракова Л.И., Ермаков Ю.Г. Природные ресурсы мира. - М., 1993.
Философские проблемы естествознания. — М., 1985. —С. 360-394.
Хорев Б.C. Очерки геоглобалистики и геополитики. - М., 1997.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве основных выводов из содержания курса «Концепции современного естествознания» отметим следующее. Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику. В рамках физики, в свою очередь, выделяются специальная и общая теории относительности, квантовая теория, ядерная физика. В биологии должны быть отмечены эволюционное учение, генетика и экология, нашедшие свое достойное продолжение в естественных науках о человеке — его происхождении, видовом и индивидуальном развитии. Усиливаются взаимосвязи как внутри самого естествознания (между физикой, химией, биологией, геологией и т.п.), так и между естественными, техническими, общественными и гуманитарными науками. Более четко стало представляться соотношение общественных и гуманитарных наук как наук прежде всего о духовной (нравственно-эмоциональной, интеллектуально-мыслительной, эстетической и т.п.) жизни человека.
Вторая половина XX в. - это время научно-технической революции, характеризующейся лидирующей ролью науки по отношению к технике и материальному производству. Современное производство немыслимо без опережающего развития фундаментальной науки и прикладных научных разработок. Если государство не заботится о развитии науки, оно не заботится о своем будущем. Но усиление воздействия науки на общество и природу обусловливает не только прогресс, но и возникновение ряда трудно решаемых глобальных проблем. Это свидетельствует о противоречивом характере взаимодействия науки, общества и природы, причем ведущим звеном этой цепи следует считать само общество, тип присущих ему отношений между определяющими силами его развития.
Обязательно надо иметь в виду сложный, опосредованный характер взаимосвязи теории и практики. Прямой, без учета конкретных обстоятельств дела перенос идеализированных положений теории в практику всегда чреват большими опасностями. Особенно опасно такое «применение» теории в том случае, когда науку искусственно подчиняют идеологическим установкам. Далее, наука, стремящаяся к объективной истине, в принципе несовместима с мистикой (а последняя неотъемлема от религии). Проводимые некоторыми учеными «параллели» между физикой и мистикой отражают все-таки законы психики человека, а не объективные физические законы природы.
Что же говорит современное естествознание о самом объективном мире? То, что он одновременно и един, и удивительно многообразен, что он вечен и бесконечен в беспрестанном процессе взаимопревращения одних конечных систем в другие; что он является единой и единственной полностью самообусловленной субстанцией-системой, а каждая ее отдельная часть (т.е. каждый отдельный объект) может быть только относительно самостоятельной, будучи неизбежно зависимой от других конечных систем и от общих законов бытия. В любом своем аспекте мир самопротиворечив, противоречив по отношению к самому себе. Поэтому в характеристике мира никогда нельзя ограничиваться только одной какой-то стороной — обязательно надо помнить и о противоречащей ей стороне.
Самопротиворечивость присуща и любой частной системе (в силу ее принадлежности бесконечному миру). Но применительно к частным системам появляется возможность раскладывать их самопротиворечивость на противоречия между разными системами. Такой подход законен и полезен, он закреплен в правилах формальной логики. Но привычка оперировать понятиями в рамках такого подхода приводит к фиксированию только расчлененности мира и забвению того, что он вместе с тем всегда остается единым и целостным. С учетом же этого мы снова возвращаемся к мысли о необходимости учитывать противоречия не только между разными объектами, но и их собственную самопротиворечивость.
Противоречивость присуща и процессу познания природы. Объективная истина нам дана, но не одноразово, сразу целиком и полностью, а в виде практически бесконечного процесса смены одних относительных истин другими. Относительные истины наряду с элементом объективной (и потому абсолютной, сохраняющейся, не зависящей от дальнейшего развития науки) истины содержат в себе и заблуждения — то ли по части самого содержания истины, то ли по части сферы, границ ее применения. Освобождаясь от заблуждений (полностью это никогда не удается), наука обогащается все более глубокими и общими теориями. Конкретно этот способ развития научного знания отражен в принципе соответствия, сформулированном великим физиком Н. Бором. Знакомство с историей естествознания очень полезно в том плане, что оно предостерегает и от чрезмерного оптимизма, и от такого же пессимизма в оценке познавательных возможностей человека. Как и в других отношениях, история учит нас и здесь придерживаться реалистического оптимизма.
Знакомясь с историей науки, важно обращать внимание на сами способы, методы познания, применявшиеся при решении тех или иных задач. Не устарел и общий методологический совет великого французского ученого (математика, философа, физика, физиолога) Р. Декарта: 1) допускать в качестве исходных ясные и отчетливые мысли, истинность которых несомненна; 2) расчленять сложные проблемы на частные, двигаться от простого к сложному; 3) методично переходить от известного к неизвестному, от доказанного к недоказанному; 4) не допускать пропусков в логических звеньях исследования.
Все это полезно учитывать при изучении каждой темы и данного курса.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.