От успеха социализации зависит насколько личность сумеет реализовать себя в общественной жизни.
Образцы заданий
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.
«Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <...>
Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватаете. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом. <...>
Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <...>
Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <...>
Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования, эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98-101.).
С1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки? Ответ: Индивидуальность означает ограниченность, неповторимость личности, т.е. способность к самостоятельной жизни, саморегулированию, сохранению своей устойчивости, с помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.
Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.
С2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества.
Ответ: Индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельности, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом
СЗ. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности. Ответ: Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть названы: индивидуальность, духовность, социальный статус, коммуникативный характер.
C4. I В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров. Ответ: В качестве примера может быть приведен следующий: Формирование личности предполагает соотношение социально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.
Тема: Социальные ценности и нормы:
Социальные ценности – это значимые для удовлетворения потребностей человека и общества явления и предметы реальной действительности.
Социальные ценности (в узком смысле) – нравственные, религиозные и эстетические образцы, представления, требования, выработанные в процессе деятельности.
Социальные ценности определяются психологией, особенностями образа жизни, занятий и культуры различных социальных групп.
Ценности, которые способны влиять на деятельность людей, регулировать её, становятся социальными нормами.
Социальная норма – общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями. Регулятор действий и поступков людей в социальных группах.
Социальная норма обязательна для исполнения членами определённой социальной общности, группы; рассчитана на многократное применение; имеет определённый механизм реализации и социального контроля.
Виды социальных норм
Виды норм | Признаки | Механизмы контроля |
Правовые | Установлены или санкционированы государством (Конституция государства) | Властные ресурсы государства |
Моральные | Регулируют отношения людей с позиции добра и зла (быть честным) | Общественное мнение, внутренние убеждения людей |
Эстетические | Закрепляют образцы представлений о прекрасном и безобразном | Общественное мнение |
Обычаи | Утвердились в результате многократного повторения на протяжении десятилетий | Сила привычки |
Религиозные | Содержатся в различных священных книгах либо установлены церковью | Внутренние убеждения людей, деятельность церкви |
Корпоративные | Установлены различными организациями для своих сотрудников (появляться на работе в строгом костюме) | Внутренние убеждения сотрудников, деятельность организации |
Отклоняющееся поведение – поведение людей, которые ведут себя «не по правилам».