Тема: МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ОКРАСКИ
Вопросы для рассмотрения:
1. Способы приготовления прижизненных (нативных) препаратов.
2. Приготовление мазков и их фиксация.
3. Красители, используемые в микробиологии.
4. Простые, сложные, дифференциальные методы окраски.
Студент должен знать:классификацию красителей, способы окраски, суть метода окраски по Граму и методику окраски по Граму, строение клеточных стенок грамположительных и грамотрицательных прокариот.
Студент должен уметь:правильно выполнять технику взятия культуры для приготовления препаратов, готовить препараты: «раздавленная капля», «висячая капля», «отпечаток», «агаровая пленка», готовить фиксированные препараты и окрашивать их простыми, сложными, дифференциальными способами.
Задания для выполнения лабораторной работы:
Задание 1. Приготовить фиксированный препарат из молодой культуры дрожжей, окрасить его простым способом метиленовым синим в течение 2-3 мин, микроскопировать с сухой системой микроскопа, а затем с иммерсией и зарисовать.
Рис.2.1.Культура
дрожжей, окрашенная
метиленовым синим,
просмотренная при
разных увеличениях
микроскопа
а) _____________ б) _____________
______________ _____________
Задание 2. Выполнить схему-рисунок последовательных этапов техники окрашивания по методу Грама, сделать подрисуночные надписи:
а)_______________ б)_______________ в)__________________
_____________ ________________ __________________
Рис.2.2. Техника окрашивания по методу Грама
Задание 3. Выполнить схематическое изображение клеточных стенок грамотрицательных и грамположительных прокариот:
а) ______________________ б) _____________________
Рис.2.3.Строение клеточных стенок грамотрицательных и грамположительных прокариот
Задание 4. Приготовить фиксированный препарат из смешанной культуры бактерий, окрасить его по методу Грама, микроскопировать иммерсией, рассчитать процентное соотношение грамположительных и грамотрицательных бактерий, зарисовать, указать на рисунке G+ и G- бактерии.
Рис.2.4. Смешанная культура бактерий,
Окрашенная по методу Грама
__________________________________
____________________________________
____________________________________
Ответьте на контрольные вопросы:
1. Назовите основные способы приготовления нативных препаратов:
а)____________________________________________________
б)____________________________________________________
в)____________________________________________________
г)____________________________________________________
2. Перечислите этапы приготовления окрашенных мазков:
а)____________________________________________________
б)____________________________________________________
в)____________________________________________________
г)____________________________________________________
3. Перечислите красители, относящиеся по своему химическому составу к основным:
а)____________________________________________________
б)____________________________________________________
в)______________________________________________________
г)_____________________________________________________
4. Перечислите красители, относящиеся по своему химическому составу к кислым:
а)___________________________________________________
б)___________________________________________________
в)___________________________________________________
г)___________________________________________________
5. Витальная окраска– это окраска ______________препаратов,
красителями, имеющих_________________________________
6. Сложная окраска – это окраска препаратов, предполагающая использование _________________________________________
7. Приведите примеры дифференциальных способов окрашивания:
а)___________________________________________________
б)___________________________________________________
в)___________________________________________________
г)___________________________________________________
8. Химический состав опорного каркаса клеточной стенки бактерий представлен гетерополимером____________________,
остов его молекулы – это_________________________________
_______________________________________________________
9. Перечислите основные функции клеточной стенки:
а)___________________________________________________
б)__________________________________________________
в)___________________________________________________
г)___________________________________________________
д)__________________________________________________
10. Техойевые кислоты содержаться в составе _______________
11. Липополисахарид присутствует у группы ______________________________________________________
__________________________ _____________________
(дата защиты лабораторной работы) (подпись преподавателя)
Рекомендованная литература:
1. Практикум по микробиологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. И. Нетрусов [и др.] ; под ред. А. И. Нетрусова. – М. : Академия, 2005. – 608 с.
2. Руководство к практическим занятиям по микробиологии : учеб. пособие / Под ред Н. С. Егорова. – 3-е изд., перераб. и доп. –М. : Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.
3. Микробиология: руководство к лаборатор. занятиям: Учеб. пособие для студентов вузов / И .Л. Дикий [и др.] – Киев : ИД «Профессионал», 2004. – 594 с.
4. Гусев, М. В. Микробиология : учебник для студ.биол.специальностей вузов / М. В. Гусев, Л. А. Минеева. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2003. – 464 с.
5. Нетрусов, А. И. Общая микробиология : учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. И. Нетрусов, И. Б. Котова. – М. : Академия, 2007. – 288 с.
6. Медицинская микробиология. Часть первая / Под ред. А. М. Королюка, В. Б. Сбойчакова. – СПб., 1999. – 272 с.
7. Коротяев, А. И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология : учебник для мед. вузов / А. И. Коротяев, С. А. Бабичев. – СПб. : СпецЛит, 2008. – 767 с.
8. Теппер, Е.З. Практикум по микробиологии: учеб. пособие для вузов / Е.З. Теппер, В.К. Шильникова, Г.И. Переверзева ; под ред. В.К. Шильниковой. – 6-е изд., стереотип. –М. : Дрофа, 2005. – 256 с.
9. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : учебник / Под ред. А. А. Воробьева. – М. : Медицинское информационное агенство, 2004. – 691 с.
ЗАНЯТИЕ 3