Тема. Школьные учебники по биологии, их структура
ЗАНЯТИЕ №1
Тема. Учебно-воспитательное значение школьного курса биологии в системе современной общеобразовательной подготовки учащихся. Школьная программа по биологии, ее значение в работе учителя. Структура программы, ее анализ.
Умения, которые необходимо сформировать. Анализировать школьную программу; использовать объяснительную записку программы; определять и конкретизировать образовательные, развивающие и воспитательные задачи школьного курса биологии.
. Краткое пояснение
Школьный курс биологии изучается в 7 - 11 классах средней общеобразовательной школы. Обучение осуществляется на основе планомерного и последовательного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для практической подготовки школьников, формирования их научного мировоззрения.
Ведущие идеи школьного курса биологии: эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязь строения и функций в биологических системах, целостность и саморегулирования биологических систем, связь теории с практикой. Эти идеи определяют содержание, структуру школьного курса биологии (табл. 1), последовательность развития основных понятий.
Таблица 1
Структура школьного курса биологии
Название раздела Класс Количество часов в неделю
Естествознание (пропедевтический раздел) 5 1
Растения, Дробянки, Грибы 6 2
Животные 7 2
Человек 8-9 2
Общая биология 10-11 1
В школах используются различные альтернативные программы. Так, например, интегрированная программа по природоведению. Учитывая, что базовое образование дает девятилетняя школа, курс школьной биологии можно построить по следующему образцу:
1. Природоведение - 5 класс, 2 ч в неделю.
2. Растения, Дробянки, Грибы - 6 класс, 2 ч.
3. Животные - 7 класс, 2 ч.
4. Человек и его здоровье - 8 класс, 2 ч.
5. Общая биология и экология - 9 класс, 2 ч.
В системе предметного обучения средней общеобразовательной школы школьный курс биологии решает ряд задач: образовательных, развивающих, воспитательных.
Образовательные задачи включают в себя формирование системы биологических понятий, определенных программой школьного курса, специальных и общеучебных умений. К специальным умениям относятся такие, которые направлены на работу с объектами природы или их изображением: умение вести наблюдение на лоне природы, в уголке живой природы; пользоваться изобразительными средствами наглядности; уход за растениями, животными; изготовление микропрепаратов, пользования оптическими приборами и лабораторными оборудованиями; определение растений и животных и т.д.
К общеучебных умений относятся: умение пользоваться доской, тетрадью, работа с учебником, экранными пособиями, табличным материалом и т.д.
Развивающие задачи школьного курса биологии связаны с формированием и развитием в процессе изучения предмета личных качеств школьников: тренировка памяти, развитие умений, необходимых для осуществления таких умственных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, выделение главного, второстепенного, обобщение, выводы и др.
Воспитательные задачи включают в себя реализацию воспитание экологических, эстетических, санитарно-гигиенических, трудовых, физических и других качеств личности в процессе изучения биологии.
Учебно-воспитательные задачи решаются на основе планомерного и постепенного развития у школьников основных биологических понятий. Помогают образовательной и воспитательной деятельности учителя программы средней общеобразовательной школы.
В программе сформулированы задачи и цели обучения, раскрыто содержание темы, указаны некоторые формы, методы и методические приемы обучения, определено примерное количество часов, необходимых для изучения темы. В программу включено структуры знаний и умений, а также тематика лабораторных работ, практических занятий и экскурсий, межпредметные связи и т.д. Учитель биологии должен профессионально владеть содержанием программы, всеми структурными элементами и уметь пользоваться программой во время планирования учебно-воспитательного процесса по биологии.
II. Задания для самостоятельной работы
Прочтите краткое объяснение и подготовьте ответы на следующие вопросы:
« 1. Какие ведущие идеи биологии как науки заложено в основу школьного курса биологии? Какова структура школьного курса биологии? Что такое образовательно-развивающие и воспитательные задачи? Чем характеризуются специальные умения и навыки? Привести примеры.
2. Изучите пояснительную записку к программе по биологии для общеобразовательной школы, определите содержание программы и ее структурные элементы.
3. На примере раздела «Растения...» изучите каждый структурный элемент программы, ориентируясь на содержание, определите его место и роль в практической работе учителя биологии.
4. пользуясь пояснительной записке программы по биологии, ознакомьтесь с целями и задачами предмета. Выделите в них образовательные, развивающие, воспитательные задачи, сделайте короткую запись их в тетрадь.
III. Позаадиторна работа
1. Пользуясь программой, сделайте выборку литературы по общим вопросам и отдельных методик биологии, оформите картотеку по теме.
2. Опираясь на содержание пояснительной записки программы по біелогії, определите образовательные, развивающие и воспитательные задачи раздела «Растения...»
3. Изучите раздел И пособия и краткое пояснение к занятию 2.
IV. Литература: 3, 26, 27.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема. Школьные учебники по биологии, их структура.
Умения, которые необходимо сформировать. Определять структурные элементы учебников по биологии, анализировать их.
И. Краткое пояснение
В учебно-воспитательном процессе по биологии школьный учебник - один из важнейших средства обучения, в котором определен объем знаний, необходимых для обязательного усвоения, последовательность формирования умений, навыков.
Учебник - это учебная книга, которое содержит системное изложение определенного объема знаний, отражающих современный уровень достижений науки и производства, предназначенный для обязательного усвоения учащимися.
Учебники по биологии имеют свою структуру, то есть состоят из отдельных структурных компонентов. Что такое структурный компонент?
Структурный компонент - это необходимый элемент школьного учебника, который имеет определенную форму, осуществляет только ему присущими средствами активную функциональную нагрузку и находится в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника.
Согласно этому определению, все структурные компоненты учебников по биологии объединяются в два больших отдела: 1) текст; 2) внетекстовые компоненты. Они, в свою очередь, делятся па три подотдела, в соответствии с функциональной нагрузкой, что. несет компонент, который к ним относится (табл. 2).
Таблица 2
Структурные компоненты учебника биологии
Тексты; Внетекстовый компонент
Основной, дополнительный, объяснительный, аппарат организации усвоения, иллюстрации, аппарат ориентировки
Текст. В зависимости от содержания и использования в учебном процессе различают: основной, дополнительный и объяснительный. Каждый имеет свои особенности.
Основной текст учебника отражает систему основных понятий курса (общебиологических, специальных, простых и сложных). В зависимости от способа раскрытия сущности понятий основной текст является описательным или смешанным.
Дополнительный текст - обращение к ученикам, документально хрестоматийные материалы и материалы дополнительного изучения.
Пояснительный текст содержит вспомогательные элементы: примечания и пояснения, словари, азбуки и др.
Внетекстовые компоненты состоят из аппарата организации усвоения, иллюстраций и аппарата ориентировки. В состав аппарата организации усвоения входят вопросы, задания, таблицы, указатели, библиографические, предметные), ответы.
К иллюстрациям относятся рисунки (научно-прикладные, технические, инструктивные чертежи, карты, схемы, планы, диаграммы, фотографии, комбинированные иллюстрации, фотомонтажи, фотосхеми, репродукции. Аппарат ориентировки включает введение, предисловие, оглавление, рубрикации и выделения (шрифтовые и цветовые), символы ориентировки, колонтитул.
Внетекстовые компоненты содержат важные сведения, которые помогают ученикам пользоваться учебником. Так, титульный лист - первая страница учебника - знакомит учащихся с фамилиями авторов, его названием, годом и местом публикации. По этим данным книгу легко найти в библиотеке.
Задача предисловия - облегчить понимание основного текста, раскрыть замысел учебника. Часто в предисловии авторы раскрывают задачи книги, описывающие особенности шрифтовых выделений (названия разделов, тем, абзацев, сроков и т.д.), объясняют условные обозначения. В содержании отражается общий план учебника, основные рубрики, соотношение различных частей.
Колонтитул - это строка над текстом страницы. На левом боку обычно дается название крупных рубрик, а на правом - более мелких. Колонтитул облегчает пользование книгой, помогает быстро найти нужный материал.
II. Задания для самостоятельной работы
1. Пользуясь данным краткими пояснениями, подготовьте ответы на следующие вопросы: Чем учебник отличается от другой книги? Какие структурные компоненты выделяют в учебниках биологии? С какой целью в школьный учебник по биологии включено аппарат ориентировки? Какое значение иллюстраций в школьном учебнике? Какова функция аппарата организации усвоения материала?
2. Ознакомьтесь с содержанием учебника:. Найдите в нем указанные структурные элементы. , .
3. Охарактеризуйте учебник «Биология» по следующему плану: а) дайте оценку текстам учебника; б) охарактеризуйте аппарат организации усвоения, выясните соотношение вопросов и заданий, вопросов продуктивных и репродуктивных; в) проанализируйте аппарат ориентировки; г) дайте оценку иллюстративном аппарата, отметьте количество иллюстраций, их размеры, четкость, соответствие натуре и т.д.
Проанализируйте школьные учебники «Биология» (6, 7 и 8 классы) и «Общая биология» (10-11 классы), пользуясь приведенным планом (задание дается по группам: на группу студентов - анализ одного учебника). Анализ запишите.
III. Внеаудиторная работа
1. Прочитайте и законспектируй статье «Самостоятельнме работы учеников с учебной книгой» (Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина и др. Самостоятельные работы учеников по биологии. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984).
2. Задания для групп: с. 16-18 (все группы), с. 40-47 (все), с. 73-83 (И группа), с. 101-106 (II группа), с. 127-145 (III группа).
3. Изучите краткое пояснение к занятию 3.
IV. Литература: 5, 26, 36, 45, 62.
ЗАНЯТИЕ №2