Закономерности усвоения языка и речи
Вопрос № 40.
Детская речь является предметом научного изучения с давних времен. Проблема становления речи у детей исследовались весьма интенсивно, привлекала внимание специалистов разного профиля – психологов, лингвистов, педагогов, дефектологов, физиологов и представителей других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность. Серьезные исследования детской речи проводились в течение длительного периода, за это время в рамках разных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых была сделана попытка выявить общие закономерности овладения ребенком языком и навыками речевой деятельности.
Первая концепция - теория врожденных знаний, которые была предложена Д. Макнилом и развита в работах Хомского и Слобина.
Хомский выдвинул тезис «о врожденности языковых структур», в основе которого лежал постулат о том, что способность человека к освоению языка является врожденной.
Наблюдая за детьми разных национальностей, исследователи пришли к выводу, что ребенок рождается уже со знанием основ грамматики. Таким образом, у человека с рождения есть особая восприимчивость к языку, которая не зависит от национальности и усваиваемого языка. Врожденная способность одинакова у всех людей и для всех языков.
Благодаря этой врожденной способности, ребенок осваивает грамматический строй любого языка на основе недостаточного языкового материала. Не имея полных представлений о грамматике, ребенок, опираясь на воспринимаемые обрывки фраз, предложений, осваивает грамматические структуры.
Первые грамматические формы, которые появляются у ребенка (независимо от национальности):
· Отношения субъект – предикат (Мама дай);
· Отношения предикат – объект (Дай мяч);
· Отношения определения и определяемого (красный мяч).
В соответствии с этой теорией, освоение грамматического строя происходит на основе сличения поступающих грамматических конструкций с врожденными, имеющимися от рождения. Затем врожденные конструкции дополняются приобретаемыми, так ребенок овладевает распространенными предложениями, сложносочиненными предложениями и др.
Эта теория говорит о существовании универсальной грамматики.
Вторая концепция освоения языка – когнитивная теория, одним из основоположников которой является Леонтьев.
В процессе развития ребенка на него оказывают влияние социальные и познавательные (когнитивные) факторы. С одной стороны, развитие происходит за счет общения ребенка со взрослым, важна роль социального окружения. С другой стороны, развитие происходит в результате предметной и познавательной деятельности. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что онтогенез языковой способности представляет собой сложное взаимодействие общения взрослых с ребенок и процесса развития предметной и познавательной деятельности.
Таким образом, познание окружающего мира на основе предметной деятельности, обогащения сенсорного опыта способствует развитию представлений. Множественными представления обозначаются символами (мимика, жесты), позднее эти символы трансформируются в слова.
Согласно теории, развитие речи происходит на основе сформированных биологических предпосылок под влиянием социального и познавательного факторов.
Речь развивается непосредственно в процессе ее использования!
Также Леонтьев указывал на то, что важное влияние на когнитивное развитие, на развитие языка и речи оказывает саморегуляция – направленность на познание. (Это можно проследить на следующем примере – если у ребенка снижена мотивация, направленность на познание, мы будет наблюдать у него задержку в развитии грамматического строя, недостаточный словарный запас и др.).
Следующая концепция - семиотическая (символическая) теория, которую предложил Жан Пиаже.
В соответствии с данной теорией, язык ребенка формируется на основе предшествующего интеллектуального опыта, интеллектуального развития. Ребенок начинает произносить звуки, слоги, слова, фразы на основе анализа, сравнения, обобщения, классификации воспринятых (услышанных и увиденных (ребенок видит артикуляцию взрослого)) языковых и речевых единиц. Таким образом, языковое развитие базируется на интеллектуальном развитии.
Важным условием речевого развития является освоение символической функции. Эта функция развивается на 2 году жизни ребенка. Представления ребенка в начале получают внешнее обозначение (показ действий ,мимика, жесты), постепенно внешние символы переходят во внутренний план (интериоризируются), получают словесное обозначение.
Таким образом, развитие языка и мышления происходит одновременно с опережением интеллектуального развития (интеллект тянет за собой язык и речь). Это можно проследит у детей с ЗПР, с нарушенным интеллектом – они пользуются примитивными, простыми конструкциями, все из-за первичной интеллектуальной недостаточности.
Не менее значимым является рассмотрение теории историко-культурного развития Л.С. Выготского.
Потребности человека сформировались на основе и в процессе его общественной жизни. Само развитие высших психических функций (ВПФ), в том числе и речи, является результатом развития человека и человеческого общества. В развитии речи и ВПФ большое значение имеет окружающая социальная среда. Если социальное окружение отсутствует или оно «некачественное», то человек не разовьет те качества, которые присущи всем членам общества.
Но влияние среды неоднозначно. Есть периоды, в течение которых влияние окружающей среды наиболее сильно, значимо – это сензитивные периоды. Для каждой психической функции есть свои сензитивные периоды, в отношении речи выделяются следующие сензитивные периоды:
1. От рождения до 3 лет – формируются функциональные системы речи;
2. С 5 до 8-9 лет – интенсивно формируется II сигнальная система;
3. От 12 до 14-15 лет – усиленно развивается коммуникативная и познавательная функция речи.
Также Л.С. Выготский выделил законы психического развития ребенка.
1 закон – детское развитие имеет сложную организацию во времени – неравномерность психического развития, гетерохронность (разное время) появления новообразований, что обусловлено: разными сроками созревания отдельных зон головного мозга, сложность функции и востребованностью функции.
2 закон – закон метаморфозы детского развития – в процессе развития ребенка происходит ряд качественных изменений – появление чего-либо или отмирание (инволюция) того, что уже выполнило свои функции. Все развитие проходит ряд стадий, каждая из которых обладает присущими только ей чертами.
Аномальный ребенок проходит те же стадии, в той же последовательности, но в другие сроки и с другим качественным наполнением новообразований.
3 закон – закон развития ВПФ. ВПФ, по Выготскому, - сложные системные образования, социальные по своему происхождению, они формируются в результате овладения специальными средствами, выработанными в ходе общественно-исторического развития. (т.е. ВПФ развиваются в процессе социального развития, жизни в обществе).
Движущей силой развития является обучение!
На основе данных законов, Л.С. Выготский выделили 2 зоны развития:
· Зона актуального развития – успехи ребенка на сегодняшний день;
· Зона ближайшего развития – перспективы, развитие ребенка «на завтрашний день».
Из этого следует, что обучение тогда хорошо, когда оно идет впереди развития.
Развитие речи подчиняется определенным закономерностям. Выделяют следующие закономерности речевого онтогенеза:
1. Нормальное развитие речи возможно только при наличии полноценных биологических и социальных предпосылок.
К биологическим предпосылкам относятся нормальное строение, функционирование и развитие ЦНС; нормальное строение, развитие и функционирование артикуляционного, дыхательного и фонационного отделов периферического речевого аппарата.
Социальные предпосылки – полноценная речевая среда, эмоционально-положительное речевое общение, совместная предметно-практическая деятельность со взрослым, развитие представлений об окружающем мире.
2. По мере развития ЦНС увеличиваются двигательные возможности речевого аппарата, увеличиваются возможности произвольного управления движениями артикуляционных органов.
3. Развитие звукопроизношения зависит от:
a. Двигательных возможностей речевого аппарата (произвольности движений);
b. Кинестетических ощущений от положения и движений органов артикуляции (это позволяет осуществлять самоконтроль за правильностью артикуляционных движений);
c. Состояния фонетического слуха (способности определять правильность и неправильность речи);
d. Состояния фонематического слуха – восприятия и различения фонем (создает акустическую основу для их произнесения);
e. Состояния зрительного восприятия (в меньшей степени).
4. Развитие и закрепление артикуляции звука – развитие правильных речевых кинестезий – способствует закреплению фонологических противопоставлений, формированию фонемной решетки, развитию фонематического слуха.
5. Развитие речевых движений, мелкой моторики пальцев рук способствует опосредованной активизации корковых речевых зон головного мозга.
6. Накопление пассивного словаря приводит к обогащению активного.
7. Ребенок овладевает грамматическими категориями языка на основе развития мыслительных операций в процессе практического освоения грамматикой родного языка (подражание + анализ, сравнение, обобщение, классификация).
8. Развитие связной речи зависит от состояния речи ребенка, его интеллектуального развития и проходит ряд последовательных стадий:
1. Диалогическая речь;
2. Монологическая речь (ситуативная – контекстная).
9. Языковое развитие ребенка опережает развитие его речи.
10. Развитие языковых и интеллектуальных способностей ребенка проходит не синхронизировано, а с явным опережением интеллектуальных возможностей относительно речевых.
11. Языковое и речевое развитие ребенка подготавливается развитием функций психологической базы речи (восприятие, внимание, память, мышление). Речь организует эти ВПФ, способствует их совершенствованию.