Глава 4. О стратегическом мышлении
Слово «стратегия», в первую очередь, ассоциируется у нас с войной или с большой политикой, а для кого-то, возможно, со спортом или с финансовыми махинациями. То, чем мы займёмся в этой главе, содержит в себе основы любых стратегий — и военачальника, и политика, а заодно уж, и дипломата, а также учёного-естествоиспытателя. Толтеки называют приблизительно это же самое путём воина, что, согласитесь, в принципе созвучно самому слову «стратегия».
До сих пор я предлагал вам некоторые положения принимать на веру, а точнее, проникаться ими эмпирическим путём. И это само по себе — тоже ценное упражнение для психики современного человека, в которой правит бал так называемое логическое мышление, действуя при этом нелогично, грубо и себе же во вред.
Теперь, когда мы подробно рассмотрели концептуальные рамки восприятия и выявили зависимость от них человеческой личности, мы можем пойти и дальше — к самому механизму такой зависимости. Для этого вам желательно вспомнить одну вспомогательную, но чрезвычайно важную психотехнику, которую я подробно описал в «Тоннеле в подсознание». Я имею в виду знаменитый перепросмотр толтеков, приспособленный мною к возможностям и нуждам современного человека. Впрочем, если вы не читали этой книги, то в данном случае для наших целей сгодится и просто припоминание наиболее ярких событий своей биографии. Но отнестись к нему следует серьёзно и не жалеть времени. Поверьте, эти затраты окупятся.
Но прежде — о том, что от вас (или вам) требуется. Вы должны спокойно и отрешённо, как бы со стороны, припомнить себя в различных реальных жизненных ситуациях (преимущественно конфликтных), с максимальной точность воспроизвести свои мысли, чувства и эмоции, побудившие вас совершить те или иные действия. Как бы заново всё это пронаблюдать со стороны. Займитесь припоминанием в одиночестве, желательно — в каком-то маленьком помещении. Подойдут спальня, кладовка, кухня и т.п. (Припоминание, или перепросмотр, не стоит практиковать, находясь на открытом пространстве.)
Занимаясь этим делом, обратите свой поиск на причины психических явлений, некогда с вами происходивших, причём непременно — в контексте ваших новых знаний о рамках восприятия и всего того, что с ними связано. Это и будет самым важным в вашем исследовании. Погружайтесь всё глубже и глубже, переходя от причины к её причине. Ещё одна «наводка»: начиная свой перепросмотр, всегда старайтесь оттолкнуться от текущего момента, от той ситуации, в которой находитесь теперь. Например, вы устроились для перепросмотра в кресле, а напротив вас, на столе — цветок гвоздики в вазе. Так вот, оттолкнувшись от этой реальной детали, от цветка, ваша память способна увести вас в такие глубины сознания, о которых вы и не помышляете. Допустим, вы вдруг необычайно ярко вспомните себя в десятилетнем возрасте, вручающим букет гвоздик своей учительнице первого сентября. Этот эпизод полностью стёрся в вашей сознательной памяти — словно бы его и вовсе не было (иначе говоря, он вытеснен из сознания в «подкорку»). Благодаря же перепросмотру он вновь переместился в сознательные области психики. Итак, оттолкнувшись от какой-то детали настоящего момента, вы можете перенестись в прошлое, чтобы затем, с максимальной яркостью и полнотой восстановить некую картину из своей биографии. Потом вы можете оттолкнуться от какой-нибудь детали этой картины, чтобы заглянуть в свою память ещё глубже.
Одна пожилая женщина недавно рассказала мне, как, прочитав случайно стихотворную строчку, вдруг перенеслась почти на семьдесят лет назад и нашла себя танцующей четырёхлетней девочкой. Таких примеров множество.
Теперь — о том, какого рода припоминание (или перепросмотр) я предлагаю вам в данном случае. Допустим, вы вспоминаете недавнюю ссору с женой, во время которой оба вы погорячились и наговорили друг другу много такого, чего и не стоило бы. Вы прикидываете: с чего же всё началось? Ах да, переходя из кухни в столовую, а может, и наоборот, жена из коридора высказалась по поводу отсутствия у вас рвения ей помочь — вы сидели за письменным столом, а она то ли прибиралась в доме, то ли готовила что-то к ужину... Хотя, скорее всего, она занималась одновременно тем и другим, а может, ещё и чем-то третьим. Почему же в тот раз вас так задели её слова? (Отстранившись от ситуации, будьте сторонним наблюдателем — у толтеков это называется обрести трезвость.) Ага, кое-что начинает для вас проясняться. Оказывается, вы восприняли вылазку супруги в рамке собственных усилий и вашей роли в семье (весьма коварная рамка!). Незадолго перед тем вы вернулись с работы, а по пути зашли в магазин — кстати, опять-таки выполняя семейный заказ. Иными словами, в тот вечер вы чувствовали себя этаким ветераном труда. И тут — её же упрёк!.. Однако из состояния трезвости и отстранённости, которое вам даёт перепросмотр (или хотя бы припоминание), вы можете видеть, что и ваша жена в тот момент воспринимала себя и ситуацию в той же рамке, только перевёрнутой в вашу сторону. Ну, конечно, она вынуждена делать одновременно три дела, а вы в это время по обыкновению уселись за свой стол...
Теперь-то вы отлично видите, что в тот злосчастный момент ваша супруга и вы испытали сходные эмоции (правда, она — чуть раньше вас). Она почувствовала обиду за то, что вы не цените её усилий и не пытаетесь ей помочь, а вы оскорбились, поскольку она не ценит ваш труд и требует чего-то ещё. Иными словами, ваша субличность в тот момент — «труженик и страдалец». Припомнив это своё состояние, вы переходите к вариантной рамке, что же тогда, услышав упрёк жены, вы захотели сказать или сделать? Приглядевшись повнимательнее, вы видите, что раздражение окончательно овладело вами не сразу — поначалу вы ещё в определённой степени сдерживали эмоции и обдумывали свои слова. В этот момент частичного затмения ума вы попытались заставить её взглянуть на ситуацию вашими глазами (вариантная рамка цели). И уже потом, когда жена восприняла эту попытку как ответный упрёк и в свою очередь ответила вам какими-то особенно обидными словами — вот тогда вы уже утратили способность владеть ситуацией и собой самим. Потому что ваше сознание целиком и полностью захватили слова, которыми вы обменивались с женой. Итак, вы можете сделать первый вывод: в конфликтных ситуациях, когда вы, как говорится, теряете рассудок, на самом-то деле, как это ни парадоксально, управляет вами именно рассудок, ум, а точнее — какие-то его концепции, выраженные в словах.
Идём дальше. Вы припоминаете, что жена вдруг — и, по-вашему, абсолютно не к месту — в очередной раз напомнила вам какой-то допотопный эпизод из вашей совместной истории, выплеснула свою безнадёжную хроническую обиду. Когда-то в позапрошлом тысячелетии вы что-то сделали, а она просила вас этого не делать, или, напротив, чего-то не сделали, а ей очень этого хотелось... Не владея собой, вы автоматически используете рамку справедливости: если, уж, она предъявляет свои смехотворные претензии, то и вы вправе предъявить ей свои, куда более серьёзные...
Стоп! Отстранитесь от ситуации, вглядитесь в неё пристально и трезво. В прошлой книге я называл — и совершенно справедливо — все действия и мысли этого рода, круто замешанные на эмоциях, презентацией нашего «я», или самопрезентацией. Но теперь мы можем пойти ещё глубже. Что есть наше «я»? Ну, конечно же, совокупность наших субличностей, или концептуальных рамок самовосприятия. Иными словами, наше «я», вернее, множество наших «я» суть производные ума, или концепции, привнесённые в него извне. Процесс формирования таких концепций (представлений о себе, самоощущений) толтеки называют социализацией человека. (Этот термин нравится мне больше буддийских или индуистских аналогов.) Теперь вы можете воочию видеть, что правит-то вами вовсе даже не ум, не ваш инструмент восприятия, а некогда вложенные в него — людьми, обстоятельствами, воспринимаемой вами жизнью — абстрактные идеи. Именно они и формируют всю вашу жизнь!
Это ужасно! Выходит, вас — именно такого, какой вы есть — было бы правильнее назвать не человеком мыслящим, а биомашиной, управляемой посредством особого аппарата, генерирующего мысли и эмоции. А в основе процесса социализации, делающей человека мыслящего весьма примитивной марионеткой, — опять-таки его восприятие.
В общем, я, кажется, подвёл вас к простому и логичному выводу: ничего другого нам не остаётся, как только поменять своё обычное рефлекторно-логическое мышление, прочно связанное со столь же обычным для нас обусловленным восприятием, на мышление стратегическое, позволяющее человеку стать хозяином себя самого, иными словами, обрести способность, разумно манипулируя собственными мыслями и ощущениями, формировать и способы своего восприятия (прежде всего, самовосприятия). После этого моего заявления те из вас, что познакомились с предшествующими книгами этой серии, моментально вспомнят о самокодировании, а также о проработке аналогов. Совершенно верно, речь идёт о явлении той же категории. Только обычное самокодирование успешно «работает» преимущественно для каких-то более конкретных и частных целей (оно, скажем, годится, чтобы усилить свои бицепсы, реализовать на некоторое время какое-то психическое состояние, повысить выносливость, приобрести какой-то конкретный навык и т.п.), а главное, оно всё же не столь глубоко внедряет в «подкорку» наши установки, насколько это требуется в данном случае. Что же до проработки аналогов, то стратегическое мышлении и есть по сути её углублённая форма, которая в максимальной степени подходит для нашей задачи.
Итак, в процессе перепросмотра мы убедились, что все наши взгляды и связанные с ними способы восприятия самих себя или явлений внешнего мира сформированы на базе каких-то привнесённых из вне концепций или впечатлений. Поначалу этот факт осознаётся наиболее впечатлительными из нас едва ли не с ужасом. Между тем, он же и даёт нам определённую надежду, даже конкретный шанс, использовав который, мы способны стать сами себе хозяевами и обрести в этой жизни немалые преимущества. (Вспомните фундаментальнейший закон мироздания, Закон компенсации, согласно которому любые негативные явления в мире и в нас, грешных, накопив, если можно так выразиться, определённую массу, неизбежно становятся позитивными.) Вот именно, закабаляющую нас склонность нашего сознания к отождествлению мы можем использовать с превеликой пользой для себя — именно для собственного «раскабаления». Для этого служит основополагающая психотехнология, являющаяся первой частью стратегического мышления, которую я назвал стратегическим мифотворчеством (СМ). Как вы, наверно, догадываетесь, СМ затрагивает способы нашего восприятия — помогает нам заменить старые «привычки» восприятия на новые, более эффективные.
Итак, стратегическое мифотворчество основано на свойстве подсознания любого человека постепенно впитывать из сознательной области ума какие-то концепции. Возьмём, к примеру, пятый принцип паралогии, принцип безупречности, который сформулирован мною так: «Делай, что должен, пусть будет, что будет — вот повеленье, данное рыцарю». А вот его популярная интерпретация: в каждом случае я делаю всё, что в моих силах, а результат этих действий принимаю как данность, нисколько не печалясь о неудачах и неприятностях, поскольку это уже зависит не от меня — иного мне не дано. Если вы решаете жить по принципу безупречности (а подавляющее большинство человеков мыслящих живёт по принципу совершенства, то и дело провоцирующему их на бесполезные сожаления о каких-то мнимых упущенных возможностях и на жалость к себе, родимому), то, прежде всего, формируете в уме стратегический миф о собственной безупречности. Он может выглядеть по-разному, например, в виде той же установки: отныне и навеки я отрекаюсь от зависти и бесплодных сожалений; жизнь лучше меня знает, что мне требуется, и обязательно предоставит мне это — если только я буду каждый раз делать всё, что могу, если я буду безупречен; отныне я безупречен!
Однажды задав себе такую установку, почаще вспоминайте затем о собственной безупречности и всякий раз, как вспомните, старайтесь на неё настроиться. И тогда постепенно миф «заработает», проникая в ваше подсознание и мало-помалу закрепляясь и реализуясь в нём. Иными словами, через некоторое время вы и в самом деле начнёте жить на основе безупречности. Процесс вживания в миф проходит у каждого по-своему и длится разное время (в иных случаях — годы). В общем, вы должны отдавать себе отчёт в том, что, с одной стороны, за четверть часа этого не добиться, а с другой — что ваша трансформация в заданном направлении неизбежна. Стратегический миф всегда воплощается в жизнь! В этом смысле идеи действительно материальны, и «рукописи не горят»!
Теперь слегка коснёмся самого процесса реализации мифа в подсознании — на мой взгляд, он фантастически красив. Итак, с одной стороны, создав стратегический миф, вы понимаете, что он — ещё не реальность, то есть не очень-то себе верите. С другой стороны, вы убеждены, что нужная вам концепция непременно воплотится в вашем подсознании, поскольку именно так оно устроено. Следовательно, в определённой степени вы себе верите с самого начала. Теперь вспомните (об этом достаточно сказано в первых книгах данной серии), что механизм закрепления в подсознании любой установки есть наша вера в неё. Значит, уже в начале стратегический миф проникает частично в вашу «подкорку» и начинает в ней «работать», одновременно влияя и на ваш сознательный ум в нужном направлении. Ну, а тот, в свою очередь, воздействует на подсознание — процесс идёт, нарастая в геометрической прогрессии.
Между прочим, пятый принцип паралогии выбран мною для демонстрации метода СМ отнюдь не случайно: в контексте стратегического мышления именно его следует признать важнейшим. В общем, с него и начните, решившись поменять своё восприятие. (Впрочем, не обойдите вниманием и другие принципы паралогии, каждый из которых в определённых случаях становится решающим.)
Одновременно вам необходимо усвоить (разумеется, при помощи метода СМ) и первые пять правил восприятия, которые относятся непосредственно к стратегическому мышлению.
Правило первое: Имейте в виду, что человеческое восприятие всегда неадекватно, или — всё, что вы воспринимаете, на самом деле не такое, каким вы это видите (каким оно вам представляется).
Полагаю, что всё изложенное мною до сих пор (хотя бы то, что касалось рамок восприятия) позволяет мне сделать данное утверждение. А к нему следует присовокупить и второе правило: Всегда имейте в виду, что людям свойственно верить в собственные маски, любая из которых ложна, или — в каждой ситуации вы на самом деле не такой, каким себе представляетесь.
Первые два правила (разумеется, в совокупности с принципами паралогии, точнее, в их контексте), будучи по-настоящему закреплены в подсознании, помогают нам несколько (именно в той степени, в какой это и требуется) отстраняться одновременно от жизненных явлений, в которые мы формально вовлечены, и от себя самого, принимать и то, и другое немножко несерьёзно. Наше обычное психическое состояние, в котором мы слишком всерьёз воспринимаем самих себя и окружающий мир, восточные мистики (буддисты, йоги и пр.) именуют отождествлением, или поглощённостью. То же самое психическое явление у толтеков обозначено широко распространившимся в последнее десятилетие термином «индульгирование». Именно поглощённость-индульгирование не позволяет нам в жизни расслабиться и стать по-настоящему текучими (ещё один термин толтеков), то есть во всех ситуациях способными к подлинному самоконтролю.
В общем, первое правило помогает нам не отождествляться с явлениями окружающего мира, второе — с самим собой. Или же не становиться одержимыми собственными чувствами и ощущениями, мыслями и эмоциями, не воспринимать всерьёз свой образ (любую из концептуальных рамок самовосприятия). В общем, вам насущно необходимо усвоить на глубочайшем психическом уровне, что любые ваши концепции в отношении окружающего мира и себя всегда будут ложны. А наградой для вас будет некий иронично-отстранённый настрой (психическая позиция), которым можно свободно пользоваться в обычной жизни. Этот настрой служит, в частности, оптимальным базовым состоянием для работы с пациентами различным психотерапевтам, психоаналитикам, психооператорам. Он же идеально подходит и для работы с рамками восприятия, которую мы рассмотрели в предыдущей главе.
Если первые два правила восприятия в основном касаются нашего психического состояния, то следующие три регламентируют наше взаимодействие с окружающими нас биологическими объектами, помогая нам доминировать над ними и — что ещё важнее — одновременно развивать собственное сознание. Иными словами, третье, четвёртое и пятое правила преимущественно задействуют следующую важнейшую функцию человеческой психики — внимание.
Итак, правило третье: Любое явление для нашего ума многослойно; всегда стремитесь проникнуть в него хотя бы на один слой глубже того, который воспринимается вами как поверхностный.
Чтобы пояснить это правило, приведу такой пример. Представьте, что ваш приятель вдруг обрушивается на вас с какими-то претензиями. Вполне возможно, что первым (очевидным для вас) слоем его поведения будут сами эти претензии. В этом случае вам следует сосредоточиться на поиске подоплёки его нападок, то есть второго слоя. Таковым, скорее всего, окажется его затаённое до поры до времени недовольство вашей персоной, какая-то обида или зависть, которую неловко высказать вслух и исчерпать открыто. Нередко в таких случаях вторым слоем бывают и постыдные подозрения или сомнения. На поиске чего-то такого вы и должны сосредоточить внимание. Но, предположим, для вас сразу же очевидно, что нападки приятеля спровоцированы вовсе не тем, о чём он в запальчивости вам толкует, даже не заботясь об убедительности своих аргументов, то есть контекст интервенции явно не соответствует её степени. В этом случае поверхностным слоем для вас является само его раздражение, сам его гнев. Допустим, чем оно вызвано, вам тоже сразу же становится понятно — ваш приятель не особенно это скрывает. Что ж, тогда сосредоточьтесь на поиске причины, по которой нечто в вас (или нечто совершенное вами) так сильно его задело. Можно подытожить этот пример таким образом: всегда ищите ту скрытую причину агрессии своего оппонента, которую тот либо не желает объявить открыто (боится, стесняется и т.п.), либо не понимает сам.
Правило четвёртое: Если причину скрытого (второго) уровня ваш ум никак не может обнаружить, то отстранитесь от борьбы и поддайтесь оппоненту, продолжая удерживать внимание на его действиях и словах. Тогда эта причина откроется вам сама собой.
У толтеков аналогичное действие называется прочёсыванием теней. Думаю, что и это правило нуждается в пояснении. Итак, столкнувшись с трудностями в выявлении подоплёки агрессии своего оппонента, вы вдруг перестаёте оказывать ему какое-либо сопротивление — как бы, сдаётесь ему на милость и даже ему подыгрываете. Не ощущая больше сопротивления, ваш оппонент — а он приготовился именно к сопротивлению — испытывает очень сложные эмоции: смесь облегчения с чувством вины, неловкости и т.п. Будучи в этом состоянии, он по инерции должен как-то завершить свою атаку. И тут он неизбежно «открывается» для вас — осознанно или нет, но он обязательно проговаривает или выражает как-нибудь иначе причину скрытого (второго) уровня. В одном случае он сделает это, точно оправдываясь перед вами и перед самим собой одновременно. В другом — он просто попытается «выжать» из ситуации максимум выгоды: сопротивления-то нет! Так или иначе, но он окажется в ловушке. Непременно!
Возьмём для примера такую ситуацию. Вы с приятелем работаете вместе — допустим, в группе программистов. Причём ваш приятель служит в фирме дольше вас и потому является старшим группы, то есть формально он — ваш непосредственный начальник. Но при этом вы с ним выполняете приблизительно одну и ту же работу. Особых трений между вами прежде не возникало. И вот, однажды утром он заявляет вам:
— Ты опять ушёл вчера в половине пятого, а мы все работаем до шести. Не кажется ли тебе, что это — по меньшей мере, неприлично?
Вы предполагаете, что он ожидает услышать от вас приблизительно такой ответ:
— Я действительно иногда ухожу пораньше, но только в тех случаях, когда всю работу уже выполнил, а другой не предвидится. Со своей частью работы я всегда справляюсь, да к тому же то и дело помогаю товарищам...
Вы могли бы выложить ему это с полным правом. Но вы не понимаете истинной причины атаки своего приятеля-начальника и потому, применяя четвёртое правило, без борьбы отдаётесь ему на милость:
— Извини, пожалуйста! Я не думал, что тебя подведу. И вообще, ты — начальник, а значит, держи меня, дурака, построже...
Ваш приятель смущён. Уже иным тоном он говорит:
— Вообще-то, ничего страшного... Меня больше беспокоит то, с какой скоростью ты всё делаешь. Быстрота в нашем деле, сам понимаешь, иногда может обернуться серьёзной ошибкой...
Стоп! Вот она — скрытая причина. Ваш приятель просто завидует вам — той лёгкости, с какой вы работаете. У него так не получается, и вам это известно.
Как данная стратегия предписывает вам действовать дальше, вы узнаете, познакомившись с пятым правилом восприятия. Пока же — ещё несколько слов о методе «прочёсывания теней», суть которого формулирует четвёртое правило. Непременно нужно добавить, что в данном методе, помимо изложенных, задействуется ещё множество других психических механизмов, в том числе, и сложнейших — можно сказать, космического масштаба. Рассматривать их в этой книге я не берусь. Намекну лишь, что данный метод отлично работает и во множестве других случаев, когда вам требуется найти решение какой-то сложной проблемы. Сохраняя иронично-отстранённый настрой по отношению к проблеме и себе самому, вы как бы отдаётесь потоку собственного сознания, и он рано или поздно «выносит» вас к решению. Поэкспериментируйте с этим самостоятельно.
А пока — пятое правило, которое гласит: Завершая свою битву, обязательно столкните вашего оппонента с ним же самим, переведите его агрессию на него же самого.
«Столкнуть человека с ним самим» означает свести его носом к носу с собственной нерешённой проблемой, которая на самом-то деле и побудила его обрушиться на вас. В приведённом примере эта проблема — скрытое недовольство собственными профессиональными возможностями и зависть профессионализму своего подчинённого. Она-то, скрытая зависть, и побудила вашего приятеля-начальника к вам прицепиться. Теперь, когда вы уяснили это для себя, вам следует применить пятое правило. Вполне возможно, что для этого вам ничего и не потребуется делать. Представьте, что примирительно заговорив о том, что его беспокоит и попеняв на вашу быстроту в работе, ваш приятель-начальник, подняв голову, наткнётся на ваш сочувственный и слегка насмешливый взгляд. Тут уж он — если только он не полный идиот — непременно узрит и собственную проблему, и то, что вам всё понятно. Для него это, безусловно, — полное поражение. И как бы он себя теперь формально ни повёл, всё равно он постарается выйти из конфликта и в дальнейшем, скорее всего, будет избегать столкновений с вами. Но и это — не главное. В качестве трофеев из подобных сражений, выигранных вами при помощи правильной стратегии, вы будете выносить новый опыт восприятия, а также дополнительные запасы психической энергии (о ней достаточно сказано в «Тоннеле в подсознание»), которая вам, разумеется, не помешает. А самое главное, используя в своей жизни метод стратегического мышления, вы мало-помалу освобождаетесь от социальной обусловленности, превращающей вас в марионетку, ведомую чуждыми вам концепциями. Между тем, и ваши оппоненты, с которыми вам приходится вступать в битвы, по сути, в накладе не остаются. Вы помогаете им воочию увидеть свои проблемы, то есть даёте шанс от них избавиться. (Это — также одна из причин, по которым правило предписывает завершать столкновения с кем-либо из двуногих именно таким образом.)
Но возвратимся к нашему примеру. Допустим, ваш приятель чересчур самодоволен и толстокож, чтобы ловить мимолётные нюансы взаимоотношений. Такого можно (и нужно) ткнуть носом в его проблему достаточно грубо. Можете, к примеру, многозначительно хмыкнуть в тот самый момент, когда он доверительно раскрывается перед вами. Или — ещё один простой ход: предложите ему что-нибудь этакое-особенное. Допустим, в ответ на его опасения по поводу вашей торопливости скажите: давай, мол, я со свойственной мне быстротой отныне стану выполнять часть работы за тебя, а ты с присущей тебе скрупулёзностью будешь потом проверять всё, что я сделал. Подобное заявление, полагаю, пробьёт и самую толстую шкуру.
Такова вкратце одна из основополагающих стратегий искусства восприятия — назову её стратегией битвы (почти как у толтеков!) — из тех, что касаются нашего взаимодействия с внешним миром. Видимо, многие из вас уже отметили её сходство со знаменитым сталкингом толтеков. Что ж, ничто не ново под луной, и нечто подобное мы можем обнаружить не только в книгах Кастанеды и его сподвижниц, но и в старинных тибетских практиках, и в методиках дальневосточных буддистов. Но, в отличие от сталкинга исконных обитателей американского континента, предложенный мною метод, во-первых, максимально приспособлен к современной жизни и даже в расчёте на неё изрядно упрощён, а во-вторых, дополнен вспомогательной методикой стратегического мифотворчества, помогающей, в частности, правильно овладеть стратегией битвы. (Вообще-то, методика СМ сама по себе применима в очень многих направлениях работы с нашей психикой.)
Теперь — несколько правил общего характера. Во-первых, использовать стратегию битвы при взаимодействии с посторонними людьми несравненно проще, нежели при общении со своими близкими. (Не стану объяснять этот факт, поскольку он обусловлен очевидными причинами.) Так вот, в отношениях с последними использовать её и вовсе не следует — по крайней мере, до тех пор, пока вы не накопите солидный опыт «стратегических битв» со всеми прочими биологическими объектами, и уровень вашего восприятия качественно не изменится.
Затем, существует ещё и другая категория стратегических битв, быть может, даже более важная — это выслеживание самого себя, вернее, собственных психических реакций, связанных с восприятием. Разумеется, эта разновидность стратегического мышления значительно сложнее. (Кое-что о ней уже рассказано мною в «Тоннеле в подсознание».) В идеале вы должны научиться выслеживать себя и своего оппонента одновременно. Такую возможность даёт вам овладение (с помощью метода СМ) пятью правилами восприятия (прежде всего, двумя первыми) в сочетании с принципами паралогии. Как обратить третье, четвёртое и пятое правила против себя самого вы без особого труда установите опытным путём. Вообще, в работе с восприятием опыт — это главное. И возможности таковой обрести жизнь предлагает вам буквально на каждом шагу. Нужно лишь не лениться ими пользоваться. И ещё, любые ваши поражения на этом пути по сути таковыми не являются, поскольку, во-первых, вы всё же остаётесь безупречны, сделав всё, что можете в том или ином случае, чтобы добиться победы, а во-вторых, нужный вам опыт вы приобретаете даже тогда, когда формально вы проиграли.
Как уже было сказано, стратегия битвы родственна и методу чань, и искусству сталкинга толтеков. Если вы читали книги Кастанеды и его сподвижниц; то вам, вероятно, вспомнились четыре настроения сталкинга — безжалостность, хитрость, мягкость и твёрдость. В более традиционной для европейцев терминологии, эти четыре психических настроя, или способа восприятия, соотносятся с четырьмя первостихиями Гермеса Трисмегиста — с «огнём», «водой», «воздухом» и «землёй». Состояние «огонь» соответствует безжалостности толтеков, «вода» — хитрости, «воздух» — мягкости и «земля» — твёрдости. В предшествующих книгах серии мы уже подробно обсудили преимущества, которые даёт человеку овладение этими — теперь уже я могу назвать их именно так — формами восприятия, и предложили некоторые способы их реализации.
В контексте этой книги, в частности, применительно к стратегии битвы, данные психические состояния также весьма полезны, а при выведении стратегии на рефлекторный уровень просто необходимы. Но в свете того, что вы узнали в этой книге, мы можем, во-первых, взглянуть на них несколько в ином ракурсе, а во-вторых, научиться по-другому их реализовывать — проще и естественнее.
Итак, каждая из этих психических позиций есть определённый настрой восприятия, обладающий своими особыми качествами. Тем, кто не читал предшествующих книг данной серии, кратко сообщу, что у каждого человека есть какая-то родная первостихия — именно та, для реализации которой в своей психике ему практически не нужно прилагать усилий. Другая из первостихий является для него дружественной, то есть дающейся ему сравнительно легко. Для реализации ещё одной из первостихий, нейтральной, человеку требуется приложить серьёзные усилия. Наконец, последняя из первостихий, враждебная, даётся ему с большим трудом, если только даётся вообще. Наша задача при работе с первостихиями — сделать свою дружественную первостихию родной, нейтральную — дружественной, а враждебную как-то умилостивить и приблизить к состоянию нейтральной (подружиться с нею очень нелегко и, как правило, удаётся лишь в итоге длительной работы). Поскольку, как мы теперь знаем, каждая из первостихий есть определённый настрой восприятия, попробуйте иной способ овладения ими, опирающийся именно на восприятие.
Итак, начните с родной или дружественной первостихии. Допустим, это «вода», соответствующая настрою хитрости толтеков. Прежде вам предлагалось изначально расслабиться и, как бы, растворить в воде своё тело, ощутить его текучим и аморфным, способным легко изменять форму. Теперь, когда вы, надеюсь, умеете отслеживать собственное восприятие и, по меньшей мере, начали усваивать первые два правила восприятия, вам можно попробовать действовать без промежуточной стадии релаксации — прямо из своего обычного состояния, причём в любой жизненной ситуации. Это просто, это очень просто.
Прежде всего, почувствуйте саму субстанцию своего восприятия. (Описать это как-то иначе невозможно — во всяком случае, у меня не получается. Между тем, само это ощущение вызвать в себе нетрудно. Попробуйте и убедитесь сами.) Затем, когда вы почувствовали собственное восприятие, придайте ему качества воды. Ощутите его текучим, вязким, податливым и одновременно упругим.
Это действительно очень легко. Причём в таком состоянии вы сможете пребывать сколь угодно долго, занимаясь своими обычными делами и, главное, действуя в контексте стратегии битвы. Аналогичным образом через субстанцию восприятия вы сможете реализовывать в своей психике и состояния прочих первостихий.
Применительно к стратегии битвы этим состояниям цены нет, в чём вы очень скоро убедитесь сами. Например, выслеживать какой-то внешний объект или себя самого лучше всего удаётся, будучи в состояниях либо «вода», либо «воздух» — это уже зависит от того, какую форму выслеживания вы используете — активную или пассивную. В этих же состояниях проще всего применить четвёртое правило. В то же время, для завершения битвы вам могут пригодиться состояния «земля» или «огонь». В общем, всё это вы сможете установить самостоятельно, опытным путём.
В предыдущих книгах серии мы подробно рассматривали способы управления ещё одним важнейшим параметром нашего сознания — психической активностью. Вам были предложены некоторые методы, позволяющие по собственной воле разгонять её и тормозить. Но теперь, в контексте непосредственной работы с восприятием и, в частности, с реализацией на его основе в своей психике состояний первостихий, мы можем по-новому подойти и к управлению психической активностью. В общем, существует довольно практичный способ, не мудрствуя лукаво, разгонять и тормозить свою психическую активность в достаточно широком диапазоне, и при этом совмещать данную операцию с настроем на то или иное состояние первостихий. Иными словами, при помощи данного приёма вы можете одновременно контролировать и качество, и активность своего сознания. Кстати, прежде такие приёмы воздействия на свою психику мы называли психотехниками или психотехнологиями, но теперь они уже должны быть частью вашей жизни.
Итак, будучи в своём обычном состоянии сознания, почувствуйте субстанцию своего восприятия и реализуйте в нём состояние «вода». Для этого, как уже было описано, почувствуйте своё восприятие жидким, текучим, одновременно упругим и податливым, способным постоянно менять форму. Теперь максимально ускорьте своё восприятие, пусть ваше сознание-вода придёт в движение. (Одновременно разгоняется и ваша психика.) Продолжайте повышать активность восприятия, разгоняя её до запредельного состояния. Постепенно вы можете превратить своё восприятие-воду в бушующий океан или стремительный горный поток, сокрушающий скалы...
Действуя обратным образом, вы можете погасить активность своего восприятия (психики), доведя её до состояния спокойной водной глади. (Между тем, даже в пассивном состоянии ваше сознание-восприятие будет иметь выраженные свойства воды — текучесть, податливость и упругость и т.п.)
Можете отрабатывать эту форму контроля над своим восприятием буквально в процессе всей вашей жизни. Освоившись с состоянием «водяного» (тихого и буйного), перейдите к другой активной первостихии, к огню. Его свойства тоже очевидны — стремительность, импульсивность, безжалостность, ярость, решительность, яркость. Точно так же поупражняйтесь в разгонке и торможении своей психической активности именно на этой стихии, доводя накал своего восприятия до состояния ревущего пламени и вновь гася его буквально до состояния огонька лампады.
Имейте в виду, разгонка активности в состоянии «воздух» может означать также расширение объёма восприятия с одновременным ускорением времени в нём и усилением вашей способности видеть и различать.
Ну, а разгоняя активность восприятия в состоянии «земля», вы как бы твердеете, обретаете дополнительную массу, мощь и несокрушимость, становитесь монолитны и несокрушимы.
В общем, дерзайте! Одновременно контролировать качество и активность своего восприятия в жизни — это уже серьёзное достижение, в некотором смысле прорыв за рамки своей человеческой обусловленности.
Между прочим, с состоянием «вода», которое многие бойцы и цирковые фокусники используют для придания своему телу физической неуязвимости, я сумел по-настоящему подружиться лишь с помощью описанных тренингов на восприятие.
И, прежде чем перейти к другому вопросу, ещё одно замечание. Надеюсь, эта часть главы никого особенно не смутила и не обескуражила. Хотя от некоторых «силовиков» мне пришлось выслушать такие сомнения: как это можно разгонять психическую активность на изначально «слабенькой» стихии «воздух»! Повторяю: психическая активность — это активность нашего восприятия. И стихия «воздух» несёт собственные качества восприятия, которые преимущественно связаны с его объёмом и скоростью движения, и которые вполне можно усиливать и ослаблять. В конце концов, воздух может превращаться и в ураган, срывающий на своём пути деревья и дворцы. Кстати, в первых книгах этой серии мы указывали, что лица с постоянно разогнанной психикой, как правило, имеют повышенную склонность к алкоголизму. Так вот, по моим наблюдениям, этот вывод в первую очередь касается именно тех людей с повышенной активностью, чьё восприятие преимущественно «залипает» именно на статичных первостихиях («воздухе» и «земле»). Видимо, сама динамика «огня» или «воды» в определённой степени нейтрализует негативные в данном отношении тенденции. Но то — лишь мои предположения.
Теперь, после стратегического формирования своего восприятия или себя с