Современные методы диагностики знаний учащихся.
Тестирование (от англ. – проба, испытание) является объективным инструментом для выявления уровня усвоения знаний.
Педагогический тест – система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, создаваемая с целью объективно оценить структуру и измерить уровень подготовленности учащихся. В настоящее время тестирование занимает ведущее место среди всех форм контроля деятельности школьников, особенно при итоговой аттестации (централизованное тестирование, единый государственный экзамен). Тесты, созданные внутри школы (одним учителем или группой учителей) или вне школы (научными центрами) и прошедшие экспертную оценку, называются стандартизированными. Разработанные тесты проверяются на валидность (адекватность, соответствие) и надежность (степень доверия к данной форме).
Цели использования тестов:
- текущий контроль (входной, для закрепления);
- тематический;
- итоговый контроль (за четверть, полугодие, год, экзамены, соответствие знаний стандарту);
- с целью диагностики (коррекция).
Преимущества тестового контроля:
- объективность контроля;
- развитие у учащихся альтернативности мышления, интуиции,
самоконтроля;
- формирование положительной мотивации у детей;
- возможность выстроить рейтинг учащихся;
- создается система подготовки учащихся к урокам;
- творческий рост учителя.
Недостатки:
- страдает развитие устной и письменной речи;
- проверяется конкретность знаний, а не глубина их;
- большая трудоемкость в составлении тестов;
- значительный процент угадывания правильных ответов.
Этапы создания тестов:
1. Планирование или моделирование содержания тестов. Выделение в теме учебных элементов, из которых состоит тема и которые предполагается проверить (не более 6 УЭ даже в итоговом тесте).
2. Создание тестовых заданий.
3. Композиция теста (от легких к сложным).
Требования, предъявляемые к тестам:
1. Количество слов в задании минимально (до 7 слов).
2. Формулировка в форме утверждения, а не вопроса, при ответе они превращаются либо в истину, либо в ложное высказывание.
3. Желательно, чтобы в вопросе и ответе не было одинаковых слов.
4. Тестовые задания должны выполняться быстро (в биологии – 0,5 – 1 мин.)
5. Ответы должны быть правдоподобны.
В настоящее время тесты находят очень широкое применение при контроле и оценке знаний учащихся, но, тем не менее, увлекаться тестами и заменять ими все другие формы контроля не рекомендуется. Это должна быть всего лишь одна из форм контроля, используемых учителем.
Учебные портфолио.
Учебное портфолио представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно – познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций и др.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшая коррекция процесса обучения.
Отдельные авторы характеризуют портфолио как:
- коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
- выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
- форму систематической, целенаправленной и непрерывной оценки самооценки учебных результатов учащегося;
- антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.
Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен.
Основная задача – проследить динамику учебного процесса. Исходя из целей создания портфолио, в него могут быть включены:
- работы самого учащегося как классные самостоятельные, так и домашние, прикладные проекты, решения сложных задач, рефераты, листы самоконтроля, записи выступлений учащегося и т.д.
- заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие описание результатов наблюдений учителя за данным учащимся, листы проверок учителя с комментариями, лист оценок учителя по работам учащегося и др.
Опыт использования портфолио в американских школах показывает, что целесообразно использовать два вида портфолио для каждого ученика: рабочее и оценочное. В рабочее портфолио учащийся складывает все продукты своей учебно – познавательной деятельности по данной теме, а далее отбирает из него те элементы, которые являются либо обязательными в оценочном портфолио по требованию учителя, либо, на взгляд школьника, наиболее полно отражает его усилия и прогресс в обучении.
Оценивается портфолио как по качеству, так и по количеству. Важную роль в системе оценки учебных портфолио играют критерии, которые непосредственно отражают основные цели обучения данному предмету. Это могут быть: развитость мышления, сформированность специальных умений, сформированность прикладных умений, развитость коммуникативных умений, сформированность умений самоконтроля и самооценки. Для более детальной оценки каждый критерий может быть разбит на подкритерии.
Преимущества учебного портфолио:
- органически интегрирует преподавание, учение и оценивание;
- позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно – познавательной деятельности;
- поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка, а также самоанализ и самоконтроль учащегося;
- учебное портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении;
- учебные портфолио легко интегрируются в профессиональные и служебные системы оценивания, что дает возможность раннего формирования профессионально – значимых умений учащегося.
Недостатки:
- требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей;
- требует от учителя и учащихся новых организационных и познавательных умений;
- требует больше времени для организации, чем традиционная система оценки.
Данная инновация только начинает внедряться в учебный процесс и, безусловно, существуют реальные трудности. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения.
Рейтинг учебных достижений.
Рейтинг – это бальная система оценки учебной деятельности, при изучении конкретной темы. Учебная деятельность может включать:
- ответы на вопросы;
- выступление по обязательной или дополнительной литературе;
- постановку вопросов;
- решение задачи;
- выполнение теста;
- терминологический диктант;
- изготовление карточек и заданий;
- дополнения к ответу;
- ассестирование учителю и другие приемы.
Каждый вид деятельности оценивается определенным количеством баллов. В сумме все эти баллы образуют рейтинг по учебной теме, в журнал выставляется единственная итоговая оценка по теме. Данная система способствует активизации индивидуальной работы школьника, делает учебный процесс открытым. В этом видится большой плюс использования данной системы контроля знаний учащихся.