Тема1. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.
Философские проблемы биологии
Тема 3. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Одна из основных особенностей познания биологических объектов заключается в изучении их предшествующей истории, без которой невозможно глубоко понять сущность жизни как специфической формы движения материи. Созданная на основе исторического метода, эволюционная теория, в задачу которой входит изучение факторов, движущих сил и закономерностей органической эволюции, по праву занимает центральное место в системе наук о живом. Она представляет собой наиболее обобщающую биологическую дисциплину. Практически нет отраслей биологии, для которых эволюционная теория не давала бы методологических принципов исследования.
Эволюционная теория возникла не сразу, а прошла длительный путь от научной идеи до научной теории. Проникновение идеи развития в биологию происходило в обостренной борьбе с теологическими и креационистскими представлениями. Формирование же самой эволюционной теории и ее утверждение в биологии было связано с преодолением различного рода механистических и идеалистических учений (неоламаркизма, неокатастрофизма, телеологизма, номогенеза и др.).
Философские проблемы биологии
Тема1. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.
Первое, с чем сталкивается биологическое познание, — это необычайное разнообразие и удивительная сложность внешнего и внутреннего строения живых форм. Вместе с тем живые организмы, населяющие нашу планету, не представляют собой хаотическую, неорганизованную систему, в которой нет каких-то определенных, закономерных связей и взаимозависимостей между отдельными составляющими ее компонентами и их группами. Как известно, живые существа группируются (в соответствии с особенностями своего внутреннего и внешнего строения, а также по ряду других признаков) в целый ряд систематических единиц, имеющих общее происхождение. Кроме того, все без исключения организмы обладают рядом специфических, признаков, отличающих их от других, неживых естественных образований. И это не только внешние, морфологические признаки, но и то, что характеризует жизнь как таковую, независимо от конкретных форм ее проявления, и что выражается в особом типе структурной организованности строения и функций живой материи, начиная с ее атомно-молекулярного и клеточного уровня и кончая популяцией и биосферой в целом.
Специфика жизненных процессов связана с особым типом их субстрата — чрезвычайно сложными органическими соединениями: белками и нуклеиновыми кислотами. Она обусловливается также тем, что объект биологического познания представляет собой открытые, органически целостные системы, в которых наблюдаются сложные взаимодействия взаимозависимости отдельных структурных и функциональных компонентов, определяющих автономный и самопроизвольный характер морфогенетических процессов живых систем, их способность к самоорганизации. Это обеспечивает самосохранение живых систем, их приспособленность к внешней среде, осуществляющуюся через обменные процессы, в ходе которых происходит сложный синтез и распад поступающих в организм веществ, имеет место множество различных химических, тепловых, электрических, механических и других явлений (например, превращение химической энергии сложных органических соединений в тепловую, механическую и т. п.). Эта специфическая черта объекта биологического познания имеет множество различных проявлений как в морфологическом, структурном, так и в физиологическом, функциональном отношении.
Приспособленность (разумеется, всегда относительная) является результатом более общих особенностей живых систем — прежде всего их способности к инвариантному воспроизводству, т. е. к передаче без изменений от поколения к поколению информации, соответствующей их первичной структуре. Это обеспечивается универсальностью генетического кода, спецификой его молекулярной структуры, связанной с особенностями строения ДНК и ее взаимодействия с РНК и белком, в ходе которого осуществляется молекулярный синтез и, в конечном счете, самовоспроизведение клетки и живой системы в целом.
Способность к наследственному самовоспроизведению, выступающая как вид самоподдержания живых систем, обеспечивает не просто сохранение индивидуальных живых систем, но и историческую длительность жизни как таковой. Жизнь сохраняется в теоретически бесконечном временном интервале за счет ее постоянного воспроизводства путем размножения индивидуальных живых систем. Таким образом, обеспечивается органическая связь между индивидуальными системами, создается необходимая предпосылка для жизни как исторического процесса. Прогрессирующие изменения живых систем, перестройка их наследственной природы осуществляются под влиянием целого комплекса внутренних и внешних факторов, специфическое действие которых весьма неоднозначно. Эта неоднозначность, известная статистичность наследственных изменений (и вообще биологических процессов) существует в диалектической связи с их приспособительной направленностью, которая реализуется, однако, лишь в качестве интегрального итога целой серии различных (по своему качеству и соответственно приспособительному эффекту) мутаций и модификаций. Как для индивидуальной живой системы, так и для вида и популяции специфически органическая детерминация, в ходе которой необходимый приспособительный эффект оказывается интегральным результатом и формой проявления множества отдельных неоднозначных, объективно случайных генетических процессов, является общим законом.
Научное познание, может быть методологически правильно ориентированным, а соответственно теоретически и практически эффективным лишь тогда, когда оно учитывает эту сложную органическую детерминированность процессов, совершающихся в живых системах, если оно вообще в расчленении и синтетическом рассмотрении биологического объекта исходит из понимания его специфических характеристик и постоянно движется лишь в этих гносеологически необходимых параметрах.
Для научного познания специфических свойств живых систем (естественно, здесь отмечены только некоторые из них) требуются весьма разнообразные подходы и методы, которые в совокупности определяют научную стратегию биологического познания. Объект биологии расчленяется, и отдельные его стороны, свойства «становятся самостоятельным предметом специальных научных дисциплин с особыми методами исследования. Тем самым общая проблема биологического познания конкретизируется, специализируется.
Современная биологическая наука представляет собой сложный комплекс специальных дисциплин, границы между которыми хотя и бывают зачастую весьма подвижными, условными, однако они «существуют и все более умножаются. Основой, принципом разделения, дифференциации науки о жизни является, как уже было сказано, определенное членение объекта исследования. Оно имеет разные формы и может обусловливаться различными мотивами. Наиболее общим и исторически исходным принципом разделения биологической науки является, как известно, естественная расчлененность объекта познания, которая обнаруживается уже с помощью простого наблюдения, группировка живых систем по классификационным признакам. Соответственно вычленяются специальные дисциплины, изучающие животных, растения, микроорганизмы и т. п.
Другой план «рассечения» науки о жизни осуществляется уже не на основе выделения естественных групп живых организмов, а в зависимости от искусственного расчленения определенных сторон объекта изучения — структуры и функций, строения живых систем и особенностей их жизнедеятельности, уровней организации и т. п. Морфология, например, изучает их макроскопическую имикроскопическую структуру, физиология - функции, цитология - строение, химический состав и функции клеток, гистология - ткани, генетика - процессы наследственности и ее изменчивости, экология — взаимоотношения организмов с окружающей средой и т. д. и т. п. Этот комплекс биологических дисциплин имеет и еще более специальные подразделения, перекрещиваясь с принципом разделения наук по группам живых организмов, например морфология животных и растений, морфология позвоночных животных, физиология животных и растений, физиология высшей нервной деятельности и т. д.
Характерной особенностью предшествующих типов деления: биологической науки (если взять их в некоторой исторически последовательной взаимосвязи) является то, что первоначальная классификационная группировка специальных дисциплин, зависящая от естественного членения объекта, начинает все более уступать место искусственной, в основе которой лежат некоторые как бы привнесенные в живую природу человеком, принципы, определяемые задачами познания.
Гносеологически это связано с тем, что на первый план все более ощутимо здесь выдвигаются методы исследования, которые и начинают в наибольшей степени определять саму основу дифференциации биологической науки (в частности, в ее новых, развивающихся направлениях), переплетаясь в то же время с традиционными принципами этой дифференциации. Само собой ясно, что методы исследования и в этом случае выступают не изолированно от содержания науки и специфики биологического объекта, а потому известная искусственность такой классификации является весьма относительной и не имеет ничего общего с субъективизмом. Наиболее четко принцип дифференциации наук в зависимости от методов исследования проявляется, например, в биофизике и биохимии, радиобиологии и т. п. Это относится, однако, не только к тем специальным биологическим дисциплинам, которые сформировались сравнительно недавно, а некоторые из них еще продолжают формироваться и в настоящее время. Например, сравнительная морфология, сравнительная физиология и т. п. — науки, имеющие весьма почтенный возраст, но и они возникли на основе преимущественного использования определенного метода исследования (в частности, сравнительного).
Гносеологической основой исторического процесса дифференциации биологической науки является закономерная тенденция познания к расчленению изучаемого объекта, выделению в нем сторон, которые можно было бы в максимальной степени эффективно исследовать с помощью имеющихся методов. Если взять, биологическое познание в целом, то можно сказать, что своеобразная «цель» процесса дифференциации (которая, разумеется, не всегда формулируется заранее и тем более в строго осознанной и отчетливой форме) — это осуществляемый в «макроскопическом» виде анализ живой природы. Аналитическая деятельность познающего мышления в сфере жизни, получающая адекватное выражение в расчленении задач исследования, связана со своеобразной «разборкой» целостного объекта, выполняемой с помощью отдельных (частных и специальных) методов, которые, с одной стороны, оказываются причиной процесса дифференциации, его основой, а с другой — сами формируются в ходе этого процесса и тем самым ускоряют его.
Таким образом, характерная для современного биологического знания внутренняя расчлененность, дифференциация специальных дисциплин исторически сложились под влиянием двух взаимодействующих факторов: специфики объекта и его познания. Каждый организм, как и живая природа в целом, представляет собой сложную систему, познание которой не может осуществляться лишь в каком-либо отдельном направлении и с помощью какого-либо одного метода исследования. Специфические свойства живых систем: своеобразие внешнего и внутреннего строения (структуры), молекулярные механизмы инвариантного воспроизводства, морфофизиологическая целостность и внутренняя расчлененность органов и функций, процессы саморегуляции живых систем и их связь с внешней средой, свойство наследственности и ее изменчивости, исторический характер природы организмов, особенности онто - и филогенетических изменений и т. д. - требуют для своего познания особых подходов и методов исследования, несравненно более сложных и разнообразных, чем в какой-либо другой области естествознания. Однако отдельные биологические дисциплины, изучающие разные стороны объекта науки о жизни, не могут дать исчерпывающей, полной картины этого объекта, они не позволяют воспроизвести его в целостном виде. Необходимы обобщающие исследования, которые, естественно, опирались бы, шли рука об руку с исследованиями, осуществляемыми в рамках отдельных специальных биологических дисциплин. Такое обобщение достигается, как известно, в общебиологических исследованиях, имеющих своей задачей синтетическое изучение целостных живых систем, нахождение объективных законов, единых для живой природы в целом и конкретно проявляющихся в специфических формах жизнедеятельности организмов. Это направление исследований получило свое наиболее впечатляющее выражение в попытках построения общей теории жизни, которая, беря в качестве исходного материала частные обобщения специальных дисциплин, устанавливает систему более широких закономерностей, лежащих в самой основе жизни.
Сформировавшаяся в неопозитивизме трактовка предмета науки как неизменного, объективного образования, независимого от теоретических установок и волевых параметров субъекта познания длительное время была господствующей в философии науки. Исходя из этого, история представала как односторонне кумулятивный процесс накопления данных о предметной реальности. Такая позиция критиковалась как несоответствующая реальным закономерностям развития научного знания.
Альтернативная позиция вытекала из представления о том, что при складывании новой парадигмы происходит изменение предмета науки. И поскольку новая парадигма определяется в первую очередь не внутринаучными факторами, получается, что понимание предмета науки задается не предметной реальностью, объективной по своему характеру, а теми критериями, которые вырабатываются научным сообществом.
Ныне задача не сводится к обоснованию истинности какой-либо позиции или примирению трактовок предмета науки, делающих акцент на когнитивные или социокультурные факторы.
Применительно к сфере биологических наук эта проблеме особенно остро встает в последние годы. Биологическая реальность включает не только объективно существующий мир живого, она тесно связана с активностью субъекта, деятельность которого зависит и от социокультурного влияния. Это положение определяет тот способ рассмотрения, что использован в данной работе, — историческое понимание предмета биологии, анализ изменений в его содержании, произошедших в ходе исторического обсуждения предмета биологии и природы биологической реальности.
На ранних этапах развития биологии внимание исследователей сосредотачивалось вокруг организма, следовательно, и предмет биологии может быть описан как замкнутый на организменном уровне. Дальнейшее расширение предмета произошло за счет включения представлений о виде и популяции, понятых не как абстрактные именования суммативных образований, а как целостные биологические объекты, имеющие собственные закономерности строения, функционирования и развития. Далее в предмет биологии включились все более сложные образования — биоценозы, экосистемы, биосфера как целостность. Кроме того, процесс расширения предмета происходит за счет углубления представлений о внутренней структуре живого. Анализ с привлечением методов и результатов точных наук привел к становлению комплекса междисциплинарных наук биофизики, биохимии и т.д. Так, изменение пределов реальности живого привело к изменению предмета биологического знания, который в настоящее время включает все уровни организации жизни. Формирование научных дисциплин при изучении каждого уровня организации определялось не только внутренними факторами развития биологического знания, но и функционированием биологии как звена в целостной системе «наука—общество». Некоторые биологические дисциплины включались в предмет биологии под влиянием социальных потребностей, а, не исходя из собственно научной разработанности проблемы, таков был путь селекции, паразитологии, растениеводства и т.д.
Следует указать на обращение науки к человеку как фактор расширения предмета биологии. Происходит это за счет углубления знаний о роли природных факторов в жизнедеятельности человека и человечества.
Таким образом, парадигмальное изменение предмета биологии отражает сложные взаимосвязи научных и социокультурных факторов развития науки в определенный исторический период ее существования.
Не претендуя на всеобщность охвата, выделим те познавательные модели, которые реализовались в ходе познания человеком мира живого:
Организменная — мир как организм. Эта модель раскрывает строение бытия, космоса, природы по аналогии с устройством живого организма. Возникла в античности и неоднократно воспроизводилась в различных формах в истории культуры.
Семиотическая — мир как текст. Будучи базовой моделью средневекового способа мысли, данная модель подразумевала прочтение, расшифровку, переинтерпретацию смыслов.
Механическая — мир как машина. Такое понимание восходит к новоевропейской традиции, требует познания природы как комплекса взаимодействующих частей механизма, с приоритетом вычислимости и однозначности.
Статистическая — мир как статистическое равновесие, совокупность балансов. Восходит к XIX в.
Организационная — мир как структурная целостность. Ориентирует на поиск всеобщих законов организации универсума. Сложилась в организмических движениях биологов 20-х гг. XX в.
Эволюционная — мир как развивающаяся по внутренним законам целокупность. Стала парадигмой естествознания после работ Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина; в XX в. приобрела статус эволюционистского способа мысли, выйдя за пределы биологии.
Системная — мир как сложнейшая дифференцированность, которая с необходимостью должна быть отражена на пути целостного подхода к миру в современной науке.
Самоорганизационная — мир как нелинейный, неустойчивый, неравновесный процесс, связанный с возникновением точек бифуркации, когда появляется спектр возможных направлений для изменения систем. Нацеливает на видение спонтанного возникновения самоорганизации из хаоса в диссипативных структурах.
Такие познавательные модели, как эволюционная, организменная, организационная, системная, и связанные с ними представления о целостности, организованности, развитии и системности во многом шли в науку и культуру именно из биологии.
На рубеже XX и XXI вв. формируются такие новые модели, как диатропическая — рассмотрение мира как реализации разнообразия, законы которого носят универсальный характер, не зависящий прямо от материальной структуры объектов, составляющих то или иное множество; и коэволюционная - разделяет ряд идей, присущих организационной, системной, самоорганизационной, диатропической моделям; рассматривает процесс развития как совместное сопряженное развитие систем с взаимными селективными требованиями.
Анализ стратегий отношения человеческого общества к научному познанию мира живого становится особенно актуальным в нынешних условиях, когда перед человеческой цивилизацией остро поставлен вопрос о выживании человечества и сохранении жизни на Земле в целом. Ответ на него возможен лишь на пути радикального переосмысления доминировавших ранее ценностей и регулятивов человеческого познания и деятельности, т.е. на пути формирования новой парадигмы культуры. Эта задача требует нового обращения к философии природы.