Процесс деления клетки покровной ткани стебля изучает
1) Экология
2) Генетика
3) Эмбриология
4) Цитология
5) Ботаника
3. Утомляемость скелетных мышц человека и восстановление их работоспособности изучает:
1) Анатомия
2) Морфология
3) Физиология
4) Биохимия
5) Гистология
4. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода:
1. экспериментального
2. наблюдения
3. проведения опытов
4. палеонтологического
5. мониторинга
5. Генеалогический метод исследования использует наука:
1. систематика
2. генетика
3. цитология
4. физиология
5. селекция животных
6. Изучением многообразия растительных организмов, их классификацией занимается наука:
1. генетика
2. систематика
3. физиология
4. экология
5. ботаника
7.Для выявления общих признаков царств живой природы используются методы:
1. моделирования
2. центрифугирования
3. сравнения
4. генной инженерии
5. биогеографического
8. Предмет «Общая биология» изучает:
1. строения и функции организма
2. природные явления
3. закономерности развития и функционирования живых систем
4. строение и функции растений и животных
5. пути развития органического мира
9. Наука физиология растений изучает:
1. строение хлоропластов и хромопластов
2. передвижение веществ от корня к побегу
3. строение слоев и тканей корня
4. расположение почек и листьев на побеге
5. процессы фотосинтеза
10. Наука морфология растений изучает:
1. отличие простых и сложных листьев
2. строение и функции вакуолей
3. синтез органических веществ в пластидах
4.необходимые условия прорастания семян
5. отличие стержневой и мочковатой корневой системы
11. Какой уровень организации живой природы является предметом науки экологии?
1) молекулярный
2) популяционно-видовой
3) органный
4) клеточный
5) биосферный
12. Генная инженерия, в отличие от клеточной, включает исследования, связанные с
1) культивированием клеток высших организмов
2) гибридизацией соматических клеток
3)пересадкой генов
4) пересадкой ядра из одной клетки в другую
5) получение новых генетически модифицированных сортов зерновых культур
13. Одними из главных признаков живого является
1) увеличение размеров
2) изменение под влиянием условий среды
3) обмен веществ
4) движение молекул
5) репродукция
14. Молекулярный уровень организации изучают:
1) биохимия
2) цитология
3) генетика
4) анатомия
5) физиология
15. Клеточный уровень организации изучают:
1) цитогенетика
2) молекулярная биология
3) физиология
4) микробиология
5) анатомия
16. Тканевый уровень организации жизни изучают:
1) гистология
2) физиология
3) генетика
4) гистохимия
5) цитология
17. Органный уровень организации жизни изучают:
1) эмбриология
2) физиология
3) генетика
4) биохимия
5)биофизика
18. Организменный уровень организации живого изучают:
1) палеонтология
2) генетика
3) микробиология
4) экология
5) гистология
19. Организменный уровень организации жизни – это уровень:
1) органов многоклеточных организмов
2) функционирования биополимеров
3) одноклеточных, ведущих как одиночный, так и колониальный образ жизни
4) совокупности организмов
5) многоклеточных организмов
20. Популяционно-видовой уровень организации жизни изучают:
1) биогеография
2) морфология
3) анатомия
4) таксономия
5) физиология
21. Популяционно-видовой уровень организации жизни изучает:
1) сукцессии
2) трофические связи видов
3) генетические и экологические особенности популяций
4) элементарные эволюционные факторы
5) типы взаимоотношений организмов
22. Метод микрофотографирования для изучения движения цитоплазмы применяют в:
1. физиологии
2. эмбриологии
3. цитологии
4. генетике
5. микробиологии
23. Объекты изучения каких из приведённых наук находятся на доклеточном уровне организации живого.
1) анатомия
2) экология
3) молекулярная биология
4) эмбриология
5)биофизика
24. Основные признаки различия объектов живой и неживой природы – способность к
1) разрушению
2) самовоспроизведению
3) движению
4) росту
5)саморегуляции
25. Доклеточные формы жизни изучает наука
1) вирусология
2) микология
3) бактериология
4) гистология
5) цитогенетика
26. Примером гомеостаза может служить
1) постоянная температура тела млекопитающего
2) оборонительный рефлекс при виде опасности
3) переваривание пищи с участием ферментов
4) постоянная кислотность внутренней среды организма
5) утоление голода
27. При изучении растительной клетки под световым микроскопом можно увидеть
1) клеточную мембрану и аппарат Гольджи
2) оболочку, цитоплазму, ядро
3) рибосомы и митохондрии
4) эндоплазматическую сеть и лизосомы
5)хлоропласты
28. Амеба обыкновенная представляет уровень организации жизни:
1) молекулярный
2) клеточный
3) организменный
4) видовой
5) биоценотический
29. Особенности процессов онтогенеза изучает наука
1) систематика
2) палеонтология
3) селекция
4) эмбриология
5)анатомия
30 . Кариотип организма исследуется
1) анатомами
2) генетиками
3) цитологами
4) физиолагми
5) биохимиками
31. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в
1) генной инженерии
2) клеточной инженерии
3) генетике
4) бионике
5) цитологии
32. На каком уровне жизни происходит передача наследственной информации?
1) молекулярном
2) клеточном
3) тканевом
4) организменном
5) биогеоценотическом
ДЛЯ ПРОРАБОТКИ ТЕМЫ
ПРЕДЛАГАЮ ПОТРУДИТЬСЯ НАД СЛЕДУЮЩИМИ ЗАДАНИЯМИ:
Задание с развернутым ответом:
1. Охарактеризовать уровни организации живой природы по плану:
Уровень организации | Что изучает | Какие науки изучают данный уровень | Какие методы используются при изучении уровня |
ВНИМАНИЕ: данная тема может быть озвучена во второй части, в вопросе 22. Предлагаю проработать типовые задания, чтобы иметь представление, что вас может ожидать.
Часть 2. Вопрос 22.
Дайте полный ответ на вопросы
1. Назовите открытия, которые внесли существенный вклад в развитие биологии, и их авторов. Назовите не менее шести открытий.
2. Если бы вы прочитали в газете сообщение о том, что профессор Андреев создал лекарство от обычной простуды и был награжден государственной премией, то были бы вы уверены в том, что это достоверный научный факт? Приведите аргументы в пользу своего ответа.
3. Что такое метод исследования? Приведите примеры биологических методов исследования и ситуации, в которых они применяются.
4. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?
5. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?
6. Клетку можно отнести и к клеточному, и к организменному уровням организации жизни. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры.
ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВУЮ ЧАСТЬ:
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВТОРОЙ ЧАСТИ
1. Назовите открытия, которые внесли существенный вклад в развитие биологии, и их авторов. Назовите не менее шести открытий.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:
1) Открытие законов наследственности Грегором Менделем в 1865 г.
2) Эволюционное учение Ч. Дарвина.
3) Клеточная теория Т. Шванна и М. Шлейдена.
4) Открытие фагоцитарной теории И. Мечникова.
5) Теория абиогенного происхождения жизни А. Опарина.
6) Теория рефлексов и высшей нервной деятельности И. Павлова.
Допустимы другие варианты ответов, исключающие биологические ошибки.
2. Если бы вы прочитали в газете сообщение о том, что профессор Андреев создал лекарство от обычной простуды и был награжден государственной премией, то были бы вы уверены в том, что это достоверный научный факт? Приведите аргументы в пользу своего ответа.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:
1) Это сообщение не может быть достоверным научным фактом.
2) Обычная простуда может быть вызвана разными факторами или их комбинациями.
3) Лечение простуды может требовать разных, иногда взаимоисключающих или вызывающих разные последствия лекарств.
3. Что такое метод исследования? Приведите примеры биологических методов исследования и ситуации, в которых они применяются.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:
1) Метод исследования — это способ научного познания действительности.
2) Различают биологические методы исследования: описание, наблюдение, сравнение, эксперимент, микроскопия, центрифугирование, гибридологический, близнецовый метод, биохимический метод и др.
3) Методы исследования применяются только в определенных случаях и для достижения определенных целей. Например, гибридологический — для изучения наследственности применяется в животноводстве и растениеводстве, но не применяется для человека. Центрифугирование позволяет выделять органоиды клетки для их изучения.
4. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:
1) Признаки живого: обмен веществ и превращение энергии.
2) Наследственность и изменчивость.
3) Адаптация к условиям среды, раздражимость.
4) Размножение, рост и развитие,саморегуляция и т. д.
5. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:
1) Клеточная теория обосновала родство живых организмов, их общность происхождения.
2) Установила структурную и функциональную единицу живого.
3) Установила единицу размножения и развития живого.
6. Клетку можно отнести и к клеточному, и к организменному уровням организации жизни. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:
Клетка – основная структурная и живая единица живого. Клетка может существовать изолированно и независимо. Все организмы состоят из клеток, в которых идут реакции метаболизма. Клеточный уровень.
Уровень организации простейших совпадает с организменным уровнем. Зигота многоклеточного организма – одна клетка, но организменный уровень.
Используемые источники:
1. https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=205
2. http://jbio.ru/predmet-zadachi-i-metody-biologii
3. Сборники типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ разных лет (ФИПИ)
4. Учебники биологии (УМК Пономарева, 5-11 кл)
5. Авторские разработки тестов для контроля знаний по теме (9-11 класс), используемые на уроках с 2014 по настоящее время