Процесс деления клетки покровной ткани стебля изучает

1) Экология

2) Генетика

3) Эмбриология

4) Цитология

5) Ботаника

   

3. Утомляемость скелетных мышц человека и восстановление их работоспособности изучает:

1) Анатомия

2) Морфология

3) Физиология

4) Биохимия

5) Гистология

   
   

4. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода:

1. экспериментального

2. наблюдения

3. проведения опытов

4. палеонтологического

5. мониторинга

   

5. Генеалогический метод исследования использует наука:

1. систематика

2. генетика

3. цитология

4. физиология

5. селекция животных

   

6. Изучением многообразия растительных организмов, их классификацией занимается наука:

1. генетика

2. систематика

3. физиология

4. экология

5. ботаника

   

7.Для выявления общих признаков царств живой природы используются методы:

1. моделирования

2. центрифугирования

3. сравнения

4. генной инженерии

5. биогеографического

   

8. Предмет «Общая биология» изучает:

1. строения и функции организма

2. природные явления

3. закономерности развития и функционирования живых систем

4. строение и функции растений и животных

5. пути развития органического мира

   

9. Наука физиология растений изучает:

1. строение хлоропластов и хромопластов

2. передвижение веществ от корня к побегу

3. строение слоев и тканей корня

4. расположение почек и листьев на побеге

5. процессы фотосинтеза

   

10. Наука морфология растений изучает:

1. отличие простых и сложных листьев

2. строение и функции вакуолей

3. синтез органических веществ в пластидах

4.необходимые условия прорастания семян

5. отличие стержневой и мочковатой корневой системы

   

11. Какой уро­вень ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды яв­ля­ет­ся пред­ме­том науки эко­ло­гии?

1) мо­ле­ку­ляр­ный

2) по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вой

3) ор­ган­ный

4) кле­точ­ный

5) биосферный

   

12. Ген­ная ин­же­не­рия, в от­ли­чие от кле­точ­ной, вклю­ча­ет ис­сле­до­ва­ния, свя­зан­ные с

1) культивированием клеток высших организмов

2) гибридизацией соматических клеток

3)пересадкой генов

4) пересадкой ядра из одной клетки в другую

5) получение новых генетически модифицированных сортов зерновых культур

   

13. Одними из глав­ных при­зна­ков жи­во­го яв­ля­ет­ся

1) уве­ли­че­ние раз­ме­ров

2) из­ме­не­ние под вли­я­ни­ем усло­вий среды

3) обмен ве­ществ

4) дви­же­ние мо­ле­кул

5) репродукция

   

14. Молекулярный уровень организации изучают:

1) биохимия

2) цитология

3) генетика

4) анатомия

5) физиология

   

15. Клеточный уровень организации изучают:

1) цитогенетика

2) молекулярная биология

3) физиология

4) микробиология

5) анатомия

   

16. Тканевый уровень организации жизни изучают:

1) гистология

2) физиология

3) генетика

4) гистохимия

5) цитология

   

17. Органный уровень организации жизни изучают:

1) эмбриология

2) физиология

3) генетика

4) биохимия

5)биофизика

   

18. Организменный уровень организации живого изучают:

1) палеонтология

2) генетика

3) микробиология

4) экология

5) гистология

   

19. Организменный уровень организации жизни – это уровень:

1) органов многоклеточных организмов

2) функционирования биополимеров

3) одноклеточных, ведущих как одиночный, так и колониальный образ жизни

4) совокупности организмов

5) многоклеточных организмов

   

20. Популяционно-видовой уровень организации жизни изучают:

1) биогеография

2) морфология

3) анатомия

4) таксономия

5) физиология

   

21. Популяционно-видовой уровень организации жизни изучает:

1) сукцессии

2) трофические связи видов

3) генетические и экологические особенности популяций

4) элементарные эволюционные факторы

5) типы взаимоотношений организмов

   

22. Метод микрофотографирования для изучения движения цитоплазмы применяют в:

1. физиологии

2. эмбриологии

3. цитологии

4. генетике

5. микробиологии

   

23. Объ­ек­ты изу­че­ния каких из при­ведённых наук на­хо­дят­ся на до­кле­точ­ном уров­не ор­га­ни­за­ции жи­во­го.

1) ана­то­мия

2) эко­ло­гия

3) мо­ле­ку­ляр­ная био­ло­гия

4) эм­брио­ло­гия

5)биофизика

   

24. Основные признаки раз­ли­чия объ­ек­тов живой и не­жи­вой при­ро­ды – спо­соб­ность к

1) раз­ру­ше­нию

2) са­мо­вос­про­из­ве­де­нию

3) дви­же­нию

4) росту

5)саморегуляции

   

25. До­кле­точ­ные формы жизни изу­ча­ет наука

1) вирусология

2) микология

3) бактериология

4) гистология

5) цитогенетика

   

26. При­ме­ром го­мео­ста­за может слу­жить

1) постоянная температура тела млекопитающего

2) обо­ро­ни­тель­ный ре­флекс при виде опас­но­сти

3) пе­ре­ва­ри­ва­ние пищи с уча­сти­ем фер­мен­тов

4) по­сто­ян­ная кис­лот­ность внут­рен­ней среды ор­га­низ­ма

5) уто­ле­ние го­ло­да

   

27. При изу­че­нии рас­ти­тель­ной клет­ки под све­то­вым мик­ро­ско­пом можно уви­деть

1) кле­точ­ную мем­бра­ну и ап­па­рат Голь­д­жи

2) обо­лоч­ку, ци­то­плаз­му, ядро

3) ри­бо­со­мы и ми­то­хон­дрии

4) эн­до­плаз­ма­ти­че­скую сеть и ли­зо­со­мы

5)хлоропласты

   

28. Амеба обык­но­вен­ная пред­став­ля­ет уро­вень ор­га­ни­за­ции жизни:

1) мо­ле­ку­ляр­ный

2) клеточный

3) ор­га­низ­мен­ный

4) ви­до­вой

5) био­це­но­ти­че­ский

   

29. Осо­бен­но­сти про­цес­сов он­то­ге­не­за изу­ча­ет наука

1) си­сте­ма­ти­ка

2) па­ле­он­то­ло­гия

3) се­лек­ция

4) эм­брио­ло­гия

5)анатомия

   

30 . Ка­ри­о­тип ор­га­низ­ма ис­сле­ду­ет­ся

1) анатомами

2) генетиками

3) цитологами

4) физиолагми

5) биохимиками

   

31. Ме­то­ды кон­стру­и­ро­ва­ния кле­ток но­во­го типа на ос­но­ве их куль­ти­ви­ро­ва­ния, ги­бри­ди­за­ции, ре­кон­струк­ции ис­поль­зу­ют­ся в

1) ген­ной ин­же­не­рии

2) кле­точ­ной ин­же­не­рии

3) ге­не­ти­ке

4) био­ни­ке

5) цитологии

   

32. На каком уров­не жизни про­ис­хо­дит пе­ре­да­ча на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции?

1) мо­ле­ку­ляр­ном

2) клеточном

3) тканевом

4) организменном

5) биогеоценотическом

   

ДЛЯ ПРОРАБОТКИ ТЕМЫ

ПРЕДЛАГАЮ ПОТРУДИТЬСЯ НАД СЛЕДУЮЩИМИ ЗАДАНИЯМИ:

Задание с развернутым ответом:

1. Охарактеризовать уровни организации живой природы по плану:

Уровень организации Что изучает Какие науки изучают данный уровень Какие методы используются при изучении уровня
       

ВНИМАНИЕ: данная тема может быть озвучена во второй части, в вопросе 22. Предлагаю проработать типовые задания, чтобы иметь представление, что вас может ожидать.

Часть 2. Вопрос 22.

Дайте полный ответ на вопросы

1. На­зо­ви­те от­кры­тия, ко­то­рые внес­ли су­ще­ствен­ный вклад в раз­ви­тие био­ло­гии, и их ав­то­ров. На­зо­ви­те не менее шести от­кры­тий.

2. Если бы вы про­чи­та­ли в га­зе­те со­об­ще­ние о том, что про­фес­сор Ан­дре­ев со­здал ле­кар­ство от обыч­ной про­сту­ды и был на­граж­ден го­су­дар­ствен­ной пре­ми­ей, то были бы вы уве­ре­ны в том, что это до­сто­вер­ный на­уч­ный факт? При­ве­ди­те ар­гу­мен­ты в поль­зу сво­е­го от­ве­та.

3. Что такое метод ис­сле­до­ва­ния? При­ве­ди­те при­ме­ры био­ло­ги­че­ских ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния и си­ту­а­ции, в ко­то­рых они при­ме­ня­ют­ся.

4. По каким при­зна­кам живые ор­га­низ­мы от­ли­ча­ют­ся от тел не­жи­вой при­ро­ды?

5. Какое зна­че­ние для фор­ми­ро­ва­ния на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния имело со­зда­ние кле­точ­ной тео­рии?

6. Клет­ку можно от­не­сти и к кле­точ­но­му, и к ор­га­низ­мен­но­му уров­ням ор­га­ни­за­ции жизни. Объ­яс­ни­те по­че­му. При­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щие при­ме­ры.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВУЮ ЧАСТЬ:

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ВТОРОЙ ЧАСТИ

1. На­зо­ви­те от­кры­тия, ко­то­рые внес­ли су­ще­ствен­ный вклад в раз­ви­тие био­ло­гии, и их ав­то­ров. На­зо­ви­те не менее шести от­кры­тий.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:

1) От­кры­тие за­ко­нов на­след­ствен­но­сти Гре­го­ром Мен­де­лем в 1865 г.

2) Эво­лю­ци­он­ное уче­ние Ч. Дар­ви­на.

3) Кле­точ­ная тео­рия Т. Шван­на и М. Шлей­де­на.

4) От­кры­тие фа­го­ци­тар­ной тео­рии И. Меч­ни­ко­ва.

5) Тео­рия абио­ген­но­го про­ис­хож­де­ния жизни А. Опа­ри­на.

6) Тео­рия ре­флек­сов и выс­шей нерв­ной де­я­тель­но­сти И. Пав­ло­ва.

До­пу­сти­мы дру­гие ва­ри­ан­ты от­ве­тов, ис­клю­ча­ю­щие био­ло­ги­че­ские ошиб­ки.

2. Если бы вы про­чи­та­ли в га­зе­те со­об­ще­ние о том, что про­фес­сор Ан­дре­ев со­здал ле­кар­ство от обыч­ной про­сту­ды и был на­граж­ден го­су­дар­ствен­ной пре­ми­ей, то были бы вы уве­ре­ны в том, что это до­сто­вер­ный на­уч­ный факт? При­ве­ди­те ар­гу­мен­ты в поль­зу сво­е­го от­ве­та.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:

1) Это со­об­ще­ние не может быть до­сто­вер­ным на­уч­ным фак­том.

2) Обыч­ная про­сту­да может быть вы­зва­на раз­ны­ми фак­то­ра­ми или их ком­би­на­ци­я­ми.

3) Ле­че­ние про­сту­ды может тре­бо­вать раз­ных, ино­гда вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щих или вы­зы­ва­ю­щих раз­ные по­след­ствия ле­карств.

3. Что такое метод ис­сле­до­ва­ния? При­ве­ди­те при­ме­ры био­ло­ги­че­ских ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния и си­ту­а­ции, в ко­то­рых они при­ме­ня­ют­ся.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:

1) Метод ис­сле­до­ва­ния — это спо­соб на­уч­но­го по­зна­ния дей­стви­тель­но­сти.

2) Раз­ли­ча­ют био­ло­ги­че­ские ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния: опи­са­ние, на­блю­де­ние, срав­не­ние, экс­пе­ри­мент, мик­ро­ско­пия, цен­три­фу­ги­ро­ва­ние, ги­бри­до­ло­ги­че­ский, близ­не­цо­вый метод, био­хи­ми­че­ский метод и др.

3) Ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния при­ме­ня­ют­ся толь­ко в опре­де­лен­ных слу­ча­ях и для до­сти­же­ния опре­де­лен­ных целей. На­при­мер, ги­бри­до­ло­ги­че­ский — для изу­че­ния на­след­ствен­но­сти при­ме­ня­ет­ся в жи­вот­но­вод­стве и рас­те­ние­вод­стве, но не при­ме­ня­ет­ся для че­ло­ве­ка. Цен­три­фу­ги­ро­ва­ние поз­во­ля­ет вы­де­лять ор­га­но­и­ды клет­ки для их изу­че­ния.

4. По каким при­зна­кам живые ор­га­низ­мы от­ли­ча­ют­ся от тел не­жи­вой при­ро­ды?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:

1) При­зна­ки жи­во­го: обмен ве­ществ и пре­вра­ще­ние энер­гии.

2) На­след­ствен­ность и из­мен­чи­вость.

3) Адап­та­ция к усло­ви­ям среды, раз­дра­жи­мость.

4) Раз­мно­же­ние, рост и раз­ви­тие,са­мо­ре­гу­ля­ция и т. д.

5. Какое зна­че­ние для фор­ми­ро­ва­ния на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния имело со­зда­ние кле­точ­ной тео­рии?

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:

1) Кле­точ­ная тео­рия обос­но­ва­ла род­ство живых ор­га­низ­мов, их общ­ность про­ис­хож­де­ния.

2) Уста­но­ви­ла струк­тур­ную и функ­ци­о­наль­ную еди­ни­цу жи­во­го.

3) Уста­но­ви­ла еди­ни­цу раз­мно­же­ния и раз­ви­тия жи­во­го.

6. Клет­ку можно от­не­сти и к кле­точ­но­му, и к ор­га­низ­мен­но­му уров­ням ор­га­ни­за­ции жизни. Объ­яс­ни­те по­че­му. При­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щие при­ме­ры.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:

Клет­ка – ос­нов­ная струк­тур­ная и живая еди­ни­ца жи­во­го. Клет­ка может су­ще­ство­вать изо­ли­ро­ван­но и не­за­ви­си­мо. Все ор­га­низ­мы со­сто­ят из кле­ток, в ко­то­рых идут ре­ак­ции ме­та­бо­лиз­ма. Кле­точ­ный уро­вень.

Уро­вень ор­га­ни­за­ции про­стей­ших сов­па­да­ет с ор­га­низ­мен­ным уров­нем. Зи­го­та мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма – одна клет­ка, но ор­га­низ­мен­ный уро­вень.

Используемые источники:

1. https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=205

2. http://jbio.ru/predmet-zadachi-i-metody-biologii

3. Сборники типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ разных лет (ФИПИ)

4. Учебники биологии (УМК Пономарева, 5-11 кл)

5. Авторские разработки тестов для контроля знаний по теме (9-11 класс), используемые на уроках с 2014 по настоящее время

Наши рекомендации