Тема 1.1. Химическая организация клетки
Задание 2. Неорганические и органические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Понятие о гене, хромосомах.—1 ч.
Цель: сформировать представление о химическом составе клетке: органических и неорганических веществах, их роль в клетке.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы
? 2.1 Заполнить таблицу « Неорганические и органические вещества клетки и живых организмов»
№ | Вещества клетки | Строение | Функции |
1. | Неорганические вещества | ||
а) | Вода | ||
б) | Соли | ||
2. | Органические вещества | ||
а) | Углеводы | ||
б) | Жиры (липиды) | ||
в) | Белки | ||
г) | Нуклеиновые кислоты |
? 2.2 Заполнить таблицу «Сравнение ДНК и РНК»
Признаки | ДНК | РНК |
Локализация | ||
Внешний вид | ||
Состав А) пентоза Б) азотистые основания В) остаток фосфорной кислоты | ||
Функции |
Методические указания по выполнению задания:
1. Внимательно прочитайте материал в учебнике по теме и заполните таблицу. Воспользуйтесь рекомендациями по выполнению самостоятельной работы (п.4.7. Составление и заполнение таблиц.).
? 2.3 Решите задачи:
Фрагмент левой цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАГЦЦТААЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов в правой цепи ДНК; ¶последовательность нуклеотидов в и-РНК.
Пример: Фрагмент правой цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. ¶ Определите последовательность нуклеотидов в левой цепи ДНК; ¶последовательность нуклеотидов в и-РНК.
Решение задачи:
Принцип комплементарности в молекуле ДНК: А-Т, Т-А, Г-Ц, Ц-Г; В молекуле РНК вместо азотистого основания Т(тимина)-У(урацил).
Ответ:
1) последовательность нуклеотидов в левой цепи ДНК: АТГГГАГТГААЦ.
2) последовательность на иРНК: АУГГГАГУГААЦ
Список литературы:
Сивоглазов В.И. Биология: общая биология. Базовый ур.: учеб. для 10-11 кл. / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Захарова Е.Т. -5-е изд., - М.: Дрофа, 2009. - §2.3-2.6 , стр.28-47
Общая биология: учебник для 10 – 11 кл. общ. уч. / под ред. Д. К. Беляева,Г. Дымшиц – 6 –е изд. - М: Просвещение, 2014.-§1-4, стр.8-27
Раздел 1. Учение о клетке
Тема 1.2. Строение и функции клетки
Задание 3. Краткая история изучения клетки. Органоиды клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.-1 ч.
Цель: формирование представления о клетке как элементарной живой системе, ее строении.
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы:
? 3.1 Напишите конспект
Ø «Краткая история изучения клетки»
Методические указания по выполнению задания:
1. При составлении опорного конспекта, воспользуйтесь рекомендациями по выполнению самостоятельной работы (п.4.6. Составление опорного конспекта. Свободный конспект).
& 3.2.Ответьте на вопросы:
1. Раскройте сущность клеточной теории. Назовите ее авторов.
2. Используя положения клеточной теории, составьте краткий рассказ о клетке, предназначенный для человека, не знакомого с биологией.
3. Найдите сходство и различие между прокариотами и эукариотами.
& 3.3Подготовить доклад «Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение», «Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)».
Методические указания по выполнению задания:
1. При подготовке доклада, воспользуйтесь рекомендациями по выполнению самостоятельной работы (п.4.2. Подготовка доклада).
2. При выступлении с докладом, постарайтесь изложить самое главное, логично переходя от изложения проблемы цели, задач к результатам. Используйте для этого презентацию, куда поместите необходимые графики, диаграммы, рисунки, фотографии. Каждый слайд презентации должен дополнять, иллюстрировать ваш доклад, а не дублировать его. Использовать только те термины, смысл которых вам хорошо ясен. Время выступления 7-10 минут.
3. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам (не менее 3 источников). Используя цитаты, делайте ссылки в тексте. Написание литературного обзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада.
Список литературы:Сивоглазов В.И. Биология: общая биология. Базовый ур.: учеб. для 10-11 кл. / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Захарова Е.Т. -5-е изд., - М.: Дрофа, 2009. - §2.7-2.11 ,
Стр.53-79
Общая биология: учебник для 10 – 11 кл. общ. уч. / под ред. Д. К. Беляева,Г. Дымшиц – 6 –е изд. - М: Просвещение, 2014. §6-9, стр.30-46
Раздел 1. Учение о клетке