Лабораторные и практические работы

Изучение органов цветкового растения

Выявление роли света и воды в жизни растений

Размножение комнатных растений

Изучение строения плесневых грибов

Распознавание съедобных и ядовитых грибов

Многообразие и эволюция живой природы(8 часов)

Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голо-

семенные, покрытосеменные. Главные признаки основных отделов. Классы и семейства покрытосе-

менных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Разнообразие видов

растений - основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообра-

зия растений. Фитоценозы. Взаимное влияние фитоценозов и человека друг на друга.

Демонстрации:

Многообразие видов

Приспособления у организмов к среде обитания

Растения разных отделов, семейств, видов

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения водорослей

Изучение внешнего строения мхов

Изучение внешнего строения папоротника

Изучение строения и многообразия голосеменных растений

Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений образом жизни

Распознавание растений разных отделов

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности

Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур

Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)

Выявление приспособлений у растений к среде обитания

Требования к уровню подготовки В результате изучения биологии ученик 6-ого класса должен Знать/понимать

- признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений, грибов, бактерий.

Уметь

  • наблюдатьвлияние факторов среды на живые организмы;
    • объяснятьобщность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль бактерий, грибов, растений в жизни человека; действие лимитирующих факторов на состояние флоры Волгоградской области; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Волгоградской области;
    • изучать биологические объекты и процессыописывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями растений; рассматривать на готовых микропрепаратах и пописывать биологические объекты;
    • распознавать и описывать на таблицах и живых объектах органы цветкового растения; растения разных отделов; наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
    • приводить примеры редких и охраняемых растений, грибов, лишайников;
    • сравниватьбиологические объекты: клетки растений, бактерий, грибов; растения различных отделов, экологические группы лишайников и делать выводы на основе этого сравнения;
    • определятьпринадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
    • давать характеристику растениям различных систематических групп;
    • анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды на растения;
    • оформлятьрезультаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
    • формулироватьвыводы на основе собранного материала;
    • прогнозироватьпоследствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Воронежской области;
    • применять знания для обоснованиямер охраны видов и природных сообществ;
    • использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране растений, грибов, лишайников Воронежской области.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240с.;
а также методических пособий для учителя:

  1. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2005;
  2. Т.А. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 166 с.;
  3. Н.Ф. Бодрова Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. – 204с.;

дополнительной литературы для учителя:

  1. А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
  2. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
  4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;

для учащихся:

    • Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
    • Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
    • Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
    • Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
    • Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
    • Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
    • Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
    • Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
    • Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
    • Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
    • Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
    • Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.
  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина(электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
  • Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс(электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
  • Дидактический и раздаточный материал. Биология 5-7 классы. Издательство «Учитель», 2008.
  • Интернет-ресурсы.

Умения познавательной компетентности учащихся 6 класса:

  • Находят в предложенных формулировках терминов ключевые слова и видовые характеристики.
  • Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
  • Сравнивают биологические объекты по предложенным критериям.
  • Характеризуют по предложенному плану биологические объекты.
  • Владеют приемами сопоставления биологических объектов.
  • Проводят фенологические наблюдения за жизнью живых организмов.
  • Анализируют содержание рисунков, таблиц, схем.

Умения информационной компетентности учащихся 6 класса:

Наши рекомендации