О балласте. Большинство организмов любого вида проживают нулевой знаниевый цикл – не инициируя актов познания. На первый взгляд они являются эволюционным балластом, но
Большинство организмов любого вида проживают нулевой знаниевый цикл – не инициируя актов познания. На первый взгляд они являются эволюционным балластом, но это только на первый взгляд.
Если подсистема в большинстве своем будет состоять из познающих элементов, то она склонна к потере внутренней идентичности и устойчивости. Адаптационные механизмы подсистемы, реагирующие на появление нового знания, могут не успевать за скоростью его появления, что опасно с точки зрения устойчивости подсистемы, а информационная структура, формирующая идентичность вида, будет катастрофически быстро размываться новым знанием, препятствуя формированию устойчивой идентичности.
Также, если знание будет прибавляться излишне быстро, оно будет некачественно тестироваться и частично теряться вследствие нехватки передающих его консервативных элементов.
Непознающие являются тем консервативным звеном, которое придает подсистеме устойчивость в ее развитии. Без него эволюция, приобретя в скорости, явно потеряет в качестве и устойчивости.
Не исключено, что одной из причин текущей неустойчивости социосистемы является огромный объем генерируемого внутри нее нового знания. Не случайно у С.Б.Переслегина в сформулированном им для социосистемы знаниевом цикле (см. выше) появился новый базовый процесс – «управление знанием». С одной стороны, это рациональное управление структурой знания и внутренними информационными потоками. С другой стороны, это может быть рефлекторное, не зависящее от человека глобальное управление со стороны социосистемы скоростью познания, синхронизирующее объемы присвоения знания с возможностями его усвоения социосистемой. Вполне возможно, что обозначившиеся во всем мире проблемы с образованием являются инстинктивной реакцией социосистемы на «отравление» знанием – реализуемыми ею мерами по уменьшению объемов его генерации. Если вспомнить определение системы в начале работы, то социосистема, как и всякая другая система, обладает свойствами, которых нет у каждого из ее элементов в отдельности, поэтому ее «видение и решения» могут не совпадать с нашим представлением о правильности образования.
Последствия знаниевого отравления наглядно иллюстрирует типичная ситуация, когда большие объемы знания присваиваются «отсталыми» этносами, эволюционно не готовые к его усвоению. В результате, происходит потеря ими внутренней устойчивости. Если убрать внешнюю силу в качестве стабилизирующего их фактора, то катастрофическая дестабилизация таких этносов неизбежна: внутри них и между ними начинаются войны всех против всех, в итоге которых знаниевые циклы и объем сохраняемого при передаче знания деградируют (в отсутствии искусственной внешней поддержки) до приемлемого для этносов уровня.
Яркие художественные примеры отравления социосистемы знанием представлены в романах К.Воннегута «Колыбель для кошки» и «Галапагосы». «Галапагосах», в частности, описан случай обратной эволюции социосистемы, позволивший ей вновь обрести устойчивость.