ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный технический университет»
Методические указания
Для студентов биологического факультета
По подготовке и оформлению
Курсовых и дипломных
Работ
Мурманск
Методические указания подготовлены заведующим межкафедрального УМК БФ МГТУ, к.б.н. А.В. Гудимовым и зам. декана БФ МГТУ П.Г. Приймаком и обсуждены на заседании Совета БФ
___ ___________2004г., протокол № ___
Декан БФ МГТУ, зав. кафедрой биологии, д.б.н._________ / Е.В. Шошина/
Методические указания одобрены методическим советом биологического факультета
___ ___________2004г., протокол № ___
Председатель УМК факультета _________________
Составители: Александр Владимирович Гудимов, - кандидат биологических наук, заведующий учебно-методическим кабинетом биологического факультета Мурманского государственного технического университета (БФ МГТУ);
Павел Георгиевич Приймак, - доцент кафедры биологии, заместитель декана по научной работе БФ МГТУ.
Рецензент – О.Ю. Богданова, кандидат биологических наук, доцент кафедры микробиологии, заместитель декана по учебной работе БФ МГТУ
Аннотация
Методические указания составлены в соответствии с Государственным Образовательным стандартом высшего профессионального образования «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 020201 «Биология», 020803 «Биоэкология» и 020209 «Микробиология» всех форм обучения.
Методические указания предназначены для использования студентами БФ МГТУ в качестве методического руководства при подготовке курсовых и дипломных работ по всем дисциплинам.
В данном руководстве представлены основные принципы написания и требования к оформлению курсовых и дипломных работ; дана структура работы, с объяснением содержания каждого из ее элементов; представлены правила и примеры оформления данных; указаны действующие ГОСТы, необходимые для правильного оформления работы и составления списка литературы или результатов патентного исследования; даны примеры оформления титульного листа, содержания, списка литературы и приложения дипломной работы.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ или Дипломной РАБОТЫ
Структурными элементами работы являются:
1) ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
2) Реферат
3) Содержание
4) Условные обозначения
5) Введение
6) ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ,- обычно содержит главы (разделы):
1. Обзор литературы
2. Материалы и методы
3. Результаты
4. Обсуждение
7) Заключение
8) Выводы
9) Список литературы
10) Приложения (если имеются)
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ
2.1. Т и т у л ь н ы й л и с т
содержит следующие сведения:
1) наименование организации
2) наименование работы
3) курс, группа (для курсовой), факультет, фамилия и инициалы студента, выполнившего работу, специальность
4) должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы преподавателя, проверяющего работу
5) место и год выполнения курсовой работы
2.2. Р е ф е р а т – краткое описание основных положений работы. Включает: название (тему) работы, фамилию И.О. автора (студента) и один абзац текста, содержащего не более 200 слов.
Реферат включает (по ГОСТ 7.9-95, с сокращениями авторов):
- предмет и цель работы (если они не ясны из заглавия),
- метод или методологию (новые – кратко описывать; стандартные - только упоминать),
- результаты работы (обнаруженные закономерности, взаимосвязи, фактические данные),
- область применения результатов (для патентов)
- выводы,
- дополнительную информацию (название организации, в которой выполнены эксперименты или сбор данных).
Текст реферата отличается лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации и вводных фраз.
2.3. С о д е р ж а н и е представляет собой перечень всех структурных элементов с указанием их места в тексте и включает: введение, наименование всех разделов и подразделов основной части, заключение, выводы и список литературы с указанием номеров страниц, с которых они начинаются.
2.4. У с л о в н ы е о б о з н а ч е н и я включают перечень м а л о р а с п р о с т р а н е н н ы х сокращений и условных обозначений, символов, единиц измерения и специфических терминов. Они должны быть представлены в виде отдельного списка, если встречаются в тексте более 3-х раз. Если сокращения в тексте встречаются до трех раз, то расшифровка указывается в тексте, при первом использовании сокращения.
2.5. В в е д е н и е направлено на раскрытие общего смысла проведенного исследования. Здесь дается краткая характеристика проблематики и состояния вопроса по выбранной теме, отражается теоретическое и практическое значение исследований/работ такого рода; основные достижения или результаты, полученные ранее в данной области; местные, региональные особенности объекта исследования; значение (актуальность) таких работ для науки и практики, а также для области или города. Во введении необходимо указать цели и задачи исследования. Помимо этого в дипломной работе нужно дать оценку новизны и сложности выполнения данного исследования, указать число ваших публикаций (если есть) и привести краткие названия конференций, на которых докладывались материалы данной работы.
2.6. О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь должна содержать данные, существо, методику, основные результаты и выводы выполненной работы. Методика включает как традиционные, так и новые методы решения задач и их сравнительную оценку, а также описание общей методики/методологии, т.е. общего подхода к исследованию и/или разработку новой методологии (если таковая проводилась). Содержание основной части должно точно соответствовать теме (проблематике) работы и полностью ее раскрывать. Основная часть – это смысловой структурный элемент, она не выделяется в Содержании отдельным блоком и не нумеруется, вместо этого в Содержании дипломной или курсовой работы указываются следующие главы (разделы) основной части:
1. Обзор литературы
2. Материалы и методы
3. Результаты
4. Обсуждение
Глава 3 и 4 могут быть объединены в одну главу «Результаты и обсуждение», что вполне допустимо по согласованию с руководителем. Однако в дипломной работе для ясности изложения их лучше разделять.
2.6.1. Обзор литературы
В этой главе в краткой реферативной форме приводятся результаты основных исследований, выполненных ранее, как в регионе и России, так и в мире, по данной теме (как можно ближе к теме конкретной курсовой или дипломной работы). Изложение литературных данных должно быть построено так, чтобы было видно, что дипломная (курсовая) работа является продолжением, развитием проводимых ранее исследований, а не простым копированием, прямым повторением уже выполненных работ (измерений, экспериментов, анализов).
Материал лучше излагать в историческом аспекте: от более давних исследований к современным. Из литературного обзора должно следовать, почему вами выбрана именно данная тема, данные методы. В конце изложения нужно сделать переход от достигнутого ранее к проблематике и теме вашей курсовой/дипломной работы.
Обзор литературы – первая глава (раздел) дипломной (курсовой) работы. Эта глава может иметь и другое (собственное) название.
2.6.2. МАТЕРИАЛЫ И методы
Эта глава содержит описание того, какой именно биологический (природный) объект был предметом исследования, какие методы при этом применялись, какой объем материала был собран и какими (математическими, статистическими) методами он был обработан. В методахнужно указать: как, где, с применением какой техники и методики был получен данный материал; какие показатели/параметры анализировались. Методы получения данных и/или анализа собранного материала должны быть описаны достаточно подробно со ссылками на литературу или нормативные документы, в которых данные методы уже описаны. Если метод является новым, необходимо указать его отличие от традиционного (стандартного) метода. Из описания собранного и проанализированного материала должно быть ясно, особенно в дипломной работе, какую часть данных получил сам практикант, а какие данные/результаты получены другими (например, сотрудниками лаборатории/кафедры). Надо указывать, кто участвовал в получении и обработке данных, выражая соответствующие благодарности (за что именно автор благодарит) отдельным абзацем в конце главы.
Совокупность полученных данных, т.е. их объем, лучше всего представлять в виде таблицы, где указывается вид полученных данных (например, вид биохимического анализа крови), количество измерений и источники их получения (свои данные, данные сотрудников базы практики, литературные данные). Словом, данный раздел дает представление о том, ЧТО исследовалось, КАКИЕ методы применялись, каков ОБЪЕМ полученных или использованных данных (или литературных источников).
2.6.3. РЕЗУЛЬТАТЫ
В этом разделе важно наглядно, компактно и понятно представить все полученные результаты: все данные и/или результаты экспериментов, наблюдений, анализов, полевых сборов и т.п., которые вы считаете важными и будете затем обсуждать. В тексте должны быть даны необходимые для понимания результатов комментарии, но они должны быть краткими, без ссылок на литературу. Рекомендуется проводить сравнительный анализ результатов, полученных в разных опытах (или в разных сезонах, у разных животных, в разных условиях...). Помимо текстовой части, описывающей особенности процесса получения данных/результатов, материал должен быть иллюстрирован в компактной форме, т.е. таблицами и графиками (рисунками) (пример, - рис. 1).
В таблицах (пример, - табл. 1) обычно представляют средние значения серии полученных данных (измерений), с указанием статистической ошибки среднего (среднее значение ± ошибка) или доверительного интервала. (Эти статистические параметры вычисляют, обычно, на основании СКО- среднеквадратичного отклонения; - см., например, Microsoft Excel).
Примеры:
Рис. 1. Среднегодовые линейные приросты мидий трех возрастных групп; по оси абсцисс: 1-3 – возраст моллюсков, годы.
Таблица 1.
Биохимические показатели крови
Показатель | пациенты группы А | пациенты группы В | пациенты группы С |
Общий белок (г/л) | 70±2 | 85±4 | ... |
Мочевина (ммоль/л) | 3±1 | 8±3 | ... |
Билирубин (мкмоль/л) | 15±3 | 250±10 | ... |
2.6.4. Подразделы и пункты. Основную часть (в основном, Результаты и Обсуждение) дипломной/курсовой работы следует делить по смыслу и содержанию на разделы, подразделы и пункты, каждый из которых представляет определенную сторону работы (измеряемый параметр, показатель, вид анализа и т.п.) или информационный блок, обладающий смысловой самостоятельностью. Например, в главе Результаты для биохимической работы могут быть выделены, в частности: «подраздел» - Ферменты сыворотки крови, «пункт» - Щелочная фосфатаза.
2.6.5. Обсуждение
Включает обобщение и оценку результатов исследований на основе сопоставления/сравнения полученных результатов с литературными данными. В обсуждении проводится анализ результатов и доказательства выдвигаемых положений, включая оценку полноты решения поставленной задачи и достоверности полученных результатов, а также дается анализ отрицательных результатов, если это необходимо по смыслу изложения. В главе Обсуждение графики, таблицы или иные иллюстрации обычно не приводятся, за исключением тех немногих случаев, когда для лучшего понимания результатов или приводимых доказательств процесс анализа данных необходимо сделать более наглядным (рекомендуем не более 2 обобщающих или вспомогательных таблиц и/или рисунков).
2.6. З А К Л Ю Ч Е Н И Е – обобщение результатов работы в виде отдельного раздела «Заключение» и/или «Выводы».
2.6.1. Заключение–это краткий очерк всех основных результатов и положений курсовой или дипломной работы. Оно должно содержать не только обсуждение значения полученных результатов, но и оценку полноты решений поставленных задач, а также разработку рекомендаций по использованию результатов и оценку значимости (экологической, научной, социальной, практической) данной работы.
2.6.2. ВЫВОДЫ–перечень основных результатов работы. Каждый вывод содержит 1-2 коротких предложения, без вводных слов и эпитетов. Выводы пишутся друг под другом по порядковым номерам. В дипломной работе не рекомендуется делать более 5 выводов (в курсовой достаточно одного).
2.7. С П И С О К Л и т е р а т у р Ы - с п и с о к и с п о л ь з о в а н н ы х в работе л и т е р а т у р н ы х и с т о ч н и к о в должен содержать сведения об источниках информации, использованных при выполнении работы (составленный по ГОСТ 7.1-2003).
2.8. П р и л о ж е н и я
2.8.1. В Приложение(я) рекомендуется включать материалы, связанные с результатами работы, которые по причине их излишней детальности, большого объема или по каким-либо другим причинам не могут быть включены в основную часть. В Приложение, как правило, включают материалы, дополняющие основные результаты работы, а именно:
1) промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;
2) таблицы вспомогательных цифровых данных или первичные данные;
3) протоколы испытаний/экспериментов, включая таблицы и графики;
4) техническое описание применяемой аппаратуры;
5) иллюстрации вспомогательного характера (фотографии, рисунки).
2.9.2. В Приложении к работе, в которой предусмотрено проведение патентных исследований, должны быть включены результаты патентных исследований, оформленные по ГОСТ 15.011- 96 «Патентные исследования», а также библиографический список публикаций и патентных документов, полученный в результате выполнения работы.