Оценка возможности фирмы воспользоваться благоприятной ситуацией
Анализ бизнеса в контексте рыночного окружения
SWOT-анализ
SWOT-анализ заключается в исследовании сильных и слабых сторон бизнеса и определении возможностей успешного функционирования фирмы в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка.
Strengths – сильные стороны;
Weaknesses – слабые стороны;
Opportunities – возможности;
Threats – угрозы.
Первый этап SWOT-анализазаключается в исследовании внешней среды фирмы и выявлении возможностей и угроз.
Модель прогноза развития внешней среды
Время появления ситуации | Оценка вероятности появления ситуации | ||
Маловероятно | Возможно | Весьма вероятно | |
В краткосрочном периоде | |||
В среднесрочном периоде | |||
В долгосрочном периоде |
В клетках матрицы располагаются ситуации, которые могут иметь место во внешней среде, классифицированные в соответствии со временем их возможного появления и вероятностью появления. Для дальнейшего анализа выбираются ситуации, появление которых достаточно вероятно в рассматриваемом периоде (анализ будущих возможностей и угроз может быть проведен для любого из обозначенных периодов) и те, которые могут повлиять на фирму. То есть в таблицу 2 перемещаются те ситуации из красных клеток, которые могут повлиять на фирму.
Модель анализа влияния внешней среды на фирму
Оценка возможного влияния ситуации на фирму | Оценка вероятности влияния ситуации на фирму | ||
Маловероятно | Возможно | Весьма вероятно | |
Негативное | |||
Позитивное |
В клетках матрицы располагаются те ситуации, которые могут повлиять на фирму, классифицированные в соответствии с характером их возможного влияния на фирму и вероятностью данного влияния. Для дальнейшего анализа выбираются негативные и позитивные ситуации, влияние которых на фирму достаточно вероятно. Множество ситуаций делится на две группы: позитивные (возможности) и негативные (угрозы). В таблицу 3 перемещаются ситуации из зеленых клеток. В таблицу 4 перемещаются ситуации из синих клеток.
Модель анализа рыночных возможностей фирмы
Степень благоприятности ситуации | Оценка степени влияния ситуации на фирму | ||
Низкая | Средняя | Высокая | |
Низкая | |||
Средняя | |||
Высокая |
В клетках матрицы располагаются позитивные ситуации, которые могут иметь место во внешней среде, классифицированные в соответствии со степенью их благоприятности для фирмы и степенью влияния на фирму.
Модель анализа рыночных угроз для фирмы
Степень опасности ситуации | Оценка степени влияния ситуации на фирму | ||
Низкая | Средняя | Высокая | |
Низкая | |||
Средняя | |||
Высокая |
В клетках матрицы располагаются негативные ситуации, которые могут иметь место во внешней среде, классифицированные в соответствии со степенью их опасности для фирмы и степенью влияния на фирму.
Второй этап SWOT-анализа заключается в исследовании фирмы, ее внутренней среды и характеристик, описывающих функционирование компании на рынке. Основой для оценки сильных и слабых сторон фирмы (в целом и/или на отдельном рынке) является анализ корпоративного профиля. Для этого строится «карта слабостей и преимуществ», в которой в соответствующих столбцах отмечаются сильные и слабые стороны фирмы:
Карта слабостей и преимуществ компании
Характеристики корпоративного профиля | Слабости фирмы | Преимущества фирмы |
Характеристика 1 | - | |
Характеристика 2 | + | |
… | - | |
Характеристика N | + |
Оценка возможности фирмы воспользоваться благоприятной ситуацией
Благоприятные ситуации | Наличие сильных сторон (преимуществ) | Наличие слабых сторон |
Ситуация 1 | ||
… | ||
Ситуация N |
Для каждой ситуации выявляются характеристики корпоративного профиля, позволяющие или не позволяющие фирме воспользоваться благоприятной ситуацией с выгодой для себя. (В клетках матрицы указываются характеристики корпоративного профиля).
Например:
Благоприятные ситуации | Наличие сильных сторон (преимуществ) | Наличие слабых сторон |
Ситуация 1 | Характеристика 1 | |
… | ||
Ситуация N | Характеристика 2 |