Учимся садиться из лежачего положения

Сейчас мы будем выполнять быстрые движения, используя те знания, которые мы здесь получили, и постараемся научиться различать быстроту и спешку. Человек, ко­торый торопится, — это человек, осознаю­щий, что он слишком медлителен. Если бы мы не были столь медлительными, то необ­ходимость в спешке отпала бы сама собой. Торопящийся куда-то человек внутренне, можете быть уверены, чувствует себя при­мерно так: «Я такой копуша. Я, черт возьми, никуда не гожусь». И вся его сущность про­низана тревогой. Штекель, генерал-майор австрийской армии, был одним из психиат­ров, которого Фрейд ценил не меньше Адле­ра. Он был одним из первых четырех студен­тов Фрейда. Одно время Штекель был даже значительнее и известнее Фрейда. Его две наиболее важные книги (а их довольно мно­го) — это «Мужская импотенция» и «Жен­ская фригидность». В этих книгах он говорит о том, что половое бессилие у мужчин и сексуальная холодность у женщин возникают тогда, когда люди не имеют связи со време­нем. Они торопятся. И если откорректиро­вать отношение человека ко времени, то про­блемы в сексе исчезают. И больше для этого ничего не нужно делать. Некоторые к этому пришли самостоятельно с помощью осозна­ния через движение. Они пережили личност­ные изменения и получили возможность из­бавиться от проблем в интимной сфере. Нет предела совершенству. Основная идея — это научиться различать суету и время. Дайте себе достаточно времени. Если вы этого не сделаете, то начнете торопиться и будете считать себя совершенно никудышным че­ловеком. Поэтому сейчас мы собираемся ут­ратить наше чувство времени и начать дей­ствовать быстро, различая, однако, при этом быстроту и суету.

Лягте, пожалуйста, на живот. Согните колени, составьте их вместе и соедините ступни. Представьте, что у вас есть две боль­шие резиновые ленты, одной из которых вы связали колени, а другой лодыжки, чтобы скрепить ноги вместе. Связанные колени и лодыжки мысленно перенесите чуть правее и затем чуть левее. Теперь усильте это дви­жение и выясните, не мешают ли вам голо­ва, плечи и руки. Приведите в порядок руки и голову и определите, в какую сторону вам двигаться легче, когда голова устремлена влево. Разверните голову так, чтобы, когда ноги направлялись вправо, она лежала слева пра­вой щекой на полу. Теперь минутку подо­ждите. Начните наклоняться, но голову, плечи и руки перемещайте таким образом, чтобы уголком глаз вы могли видеть свои пятки.

Не заглядывайте себе под живот, там вы увидите только свои половые органы. Смот­рите на пятки. Где они находятся? А нахо­дятся они в воздухе. Значит, и ваши глаза должны устремиться в воздух, но не из-под руки. Почему вы не поставите обе руки на пол, как будто для отжимания? Почему вы так неуклюже это делаете? Ну да ладно, через минуту вы узнаете, что движения будут медленными, некрасивыми и трудными, ес­ли вы будете их делать так же неловко, как сейчас. Медленно поднимите голову, повер­ните плечи и используйте руки, чтобы уви­деть пятки. [Мойше кричит.] Не позволяйте пяткам двигаться, пока вы их не увидите. Затем посмотрите на них и следите за ними, пока они не лягут на пол. Смотрите, как они лежат на полу - целью этого крика было под­стегнуть вас двигаться быстрее — что-то вроде приказа. А чему учитесь вы? Кто вам сказал, что таким образом вы приобретете положительный опыт? В жизни это звучит примерно так: «Вы будете шевелиться? Или нет?» или «Убирайтесь!». Вы увидите, какого рода знания мы получим благодаря таким приказаниям.

Хорошо. Теперь лягте на живот и упри­тесь руками в пол, как будто собираетесь от­жиматься. Поднимите голову, посмотрите на пятки и начните наклонять ноги до тех пор, пока не увидите, что пятки легли на пол. Обратите внимание, что делают ваши руки. Лягте в исходное положение. Повто­рите движения три или четыре раза и поду­майте о том, как бы вы их выполняли с дру­гой стороны. Продолжайте движения, пока в свете вашего опыта, полученного на этой стороне, вы не станете себе отчетливо пред­ставлять их с другой. А сейчас выполните движения в обе стороны. Увеличьте скорость и простоту движения. Теперь, чтобы увидеть свои пятки, вам нужно будет сесть. Если вы не сядете, то только зря скривите лицо — пятки все равно не увидите. Это легко сде­лать — вот что главное. Все части тела долж­ны постоянно взаимодействовать. Руки по­ложите так, чтобы вы смогли сесть. Что с вашей правой рукой? Что с ногами? Можете ли вы сесть, одновременно наклоняя ноги? Зачем их вытягивать? По мере того как вы будете продолжать свои действия, вы обна­ружите, что для того, чтобы сесть, одна рука вам не нужна вовсе. Продолжайте выпол­нять движения, не прибегая к ее помощи. Однако она не может вам не понадобиться, пока вы как следует не сядете. Так как же мы поступим? Проверьте, можете ли вы развес­ти колени в стороны. Вы держите их вместе, потому что ягодицы так близко прилегают одна к другой, что между ними есть лишь одна маленькая бороздка. Эти две ягодицы постоянно спорят о заднем проходе, никог­да не соглашаясь и всегда противореча друг другу. Глупые, правда?

Продолжайте, но двигайтесь медленно. Сейчас мы научимся освобождать вторую руку. Перестаньте сжимать колени вместе — развяжите одну, а затем и другую резиновые ленты. Теперь выполните то же движение, что и раньше, но на этот раз, когда будете садиться, колени разведите, чтобы можно было увидеть обе пятки. Затем одну ногу за­несите за другую.

Лягте, а когда будете садиться, снова вы­полните то же движение. Если вы продол­жите свои действия и будете наблюдать за пятками, то вторая рука вам уже не понадо­бится. Просто станет ненужной. Еще раз, помогая себе обеими руками, примите сидя­чее положение, и вы обнаружите, что можете сидеть вообще без рук. Вы можете освобож­дать их вместе с ногами. Чтобы себе помочь, разведите колени еще больше. Вот теперь вы сидите правильно, без рук.

Верните их на место и представьте, что собираетесь проделать те же движения с другой стороны. Теперь вы должны обратить внимание на своих соседей с каждой сторо­ны. Если вы не посмотрите, то кого-нибудь ударите, когда будете пытаться сделать дви­жение. Не говорите ни слова и ни о чем не думайте. Я могу приказать: «Все дружно по­ворачиваемся налево!» Вот тогда вы будете организованны. Но чему вы при этом научи­тесь? Поэтому если вы, повернувшись на другой бок, говорите соседу: «Давай-ка по­смотрим, мы двигаемся очень близко друг к другу» — то это звучит как музыка. Музы­ка — очень забавная вещь. Многие полага­ют, что она возвышает душу, очищает мысли и делает нас более человечными. Но под му­зыку сжигали евреев! И люди, которые дела­ли это, были выходцами из одной из самых музыкальных стран в мире. Они дали не­скольким евреям выжить, чтобы те играли, пока сжигали остальных. Так что музыка, несущая очищение, — это пустой треп. Му­зыка не очищает всех. Хотя, конечно, не склонный к насилию человек может создать хорошую музыку. Но это не та музыка, кото­рая делает людей людьми. Музыка может быть чудеснейшей. И может быть отврати­тельнейшей вещью на свете.

Поэтому, если вы хотите настроиться на совместную работу, ведите себя гуманно. Не пользуйтесь музыкой. Не отдавайте прика­заний. Не делайте ничего, а лишь почувствуйте и ощутите человека, который находит­ся рядом с вами. Лягте, пожалуйста, на жи­вот и не разговаривайте. Начните двигаться и почувствуйте, где находятся другие люди. Обе ваши руки будут свободны, если вы в достаточной мере разведете колени и доста­точно отведете одно колено назад, а другое достаточно выдвинете вперед. Эй вы, красо­та наоборот, вы неверно расположили но­ги — вы должны научиться правильно их разводить. Это очень важно для женщины. Вот так уже лучше. Переносите обе руки на эту сторону и обе руки на другую. Раскачи­вайтесь — каждая частица вас должна раска­чиваться. [Мойше делает замечание человеку, ко­торый хорошо организует свои движения с одной стороны и плохо с другой.]

То, что у вас выходит, — это суета. Таз должен двигаться так, как мы этому учились раньше: направляясь влево, он должен вы­рисовывать непрерывную плавную дугу. Тог­да ваши руки и ноги будут знать, куда им перемещаться дальше. Следите за своим та­зом, головой и смотрите на пятки. Посмот­рите на его движение — он очень сообрази­телен, — теперь он работает тазом правиль­но. До этого он им дергал. Он действует все еще не совсем верно. Ложась на пол, вы не должны об него биться костями таза. Вы же ударяетесь левой подвздошной костью. Не так сильно, чтобы было больно, однако если вы сделаете миллион таких движений, то в этом месте образуется синяк. Смотрите, ког­да вы раскачиваетесь, передняя часть таза делает так: «о-оооо», а не так: «ой». Не де­лайте «ой», иначе это будет означать, что вы почувствовали резкую боль и заработали растяжение ноги. Попытайтесь двигаться медленно. Если вы достаточно отведете ногу назад, то перекатитесь на живот, а не на под­вздошные кости. Независимо от того, осоз­наете вы это или нет, но раскачивание на подвздошных костях мешает вам двигаться быстрее. У нашей нервной системы на этот счет сложился достаточно большой опыт. Она знает, когда вам нужно чихнуть, когда вам нужно уносить ноги и куда вам нужно перекатываться. Что заставляет нас делать глупые вещи, так это наш разум. Вот теперь уже лучше.

Не могли бы вы на минуту прерваться? После мы посмотрим, до какой скорости вы можете разогнаться. Вы испробуете любой другой способ сидения и лежания и выясни­те, можете ли вы достигнуть определенной скорости. Говорю вам, что с той скоростью вы будете двигаться быстрее кошки. Лягте, пожалуйста, на живот и начинайте после моего сигнала. Но если вы, приступая к дви­жениям, не посмотрите друг на друга, то не почувствуете друг друга и будете задевать своих соседей. А теперь дышите свободно и вспомните, как говорил Штекель, что спеш­ка и скорость — это две большие разницы. Первая — это чертовски несносная штука, а вторая — величайшая в жизни радость. На­чинайте. И руками, и ногами, и грудью, и усами, и всем, что у вас есть, вы должны одинаково качаться. Прекрасно. Вы види­те — ого! — видите, как вы теперь садитесь на левый бок? Знаете почему? Потому что вы справились с этим благодаря двум лю­дям. У вас одного месяц ушел бы на то, что­бы левую сторону подвести к одному знаме­нателю с правой. Это все из-за того, что у вас есть некоторые проблемы. Но подумайте вот о чем: ваша нервная система с самого начала училась действовать правильно. Ре­бенок испытывает побуждение что-то сде­лать и со своими ощущениями передвигает­ся в пространстве, отыскивая во внешнем мире объекты, которые дают ему знания и стремятся занять свое место в его жизни. И это познание должно быть социальным, иначе личность становится аутичной и ши­зофреничной и изгоняется из общества. Ес­ли социальное функционирование несовер­шенно, то движения индивида не могут при­способиться к успешному существованию в реальном обществе. Если вам приходится сталкиваться с настоящей биологической или физиологической проблемой, то до тех пор, пока вы не осмыслите ее, вы не сможете ни совершенствоваться сами, ни излечить этого человека. Вы лекарствами можете убить это в зародыше, но человек все равно не будет действовать правильно.

Теперь посмотрите вы и определите, на­сколько стала лучше ваша левая половина тела благодаря тому, что движения регули­ровались двумя соседями. Снова лягте на живот, и все трое выполните движение еще раз. Это было требование, а значит, вы долж­ны сделать движение хуже. (Смех.) Никто не смотрит. Теперь посмотрите — вот женщи­на, у которой с одной стороны тела были за­труднены движения. В четверг она пришла, ужасно этим раздосадованная. А теперь взгля­ните, как она перемещается влево, как пово­рачивается направо, и определите, с какой стороны у нее были проблемы, а какая была здорова? Видно, что двигается она не хуже остальных и одинаково в обе стороны. Поэ­тому она должна мне поцелуй. (Смех и апло­дисменты.) Нет, я не прошу о нем сейчас, вы мне подарите его, когда я этого захочу.

Теперь лягте, пожалуйста, на пол и убе­дитесь в том, что социальное функциониро­вание — это не просто досадная помеха. Оно улучшает нашу физиологию. Если вам это неизвестно, то вас нельзя будет назвать добро­порядочной общественной личностью, даже если вы будете посещать синагогу или церковь семь раз в неделю. Как существо соци­альное, мы используем весь свой мозг, вклю­чая его унаследованные свойства, так же, как и свойства животного происхождения. Мозгом мы продуцируем свободу, которая освобождает наши руки и дает нам возмож­ность преобразования левого полушария, в котором заложены функции письма, речи и чтения. Следовательно, наши биологичес­кое, физиологическое и социальное сущест­вования взаимосвязаны. Для людей в этом состоит жизнь.

Зачастую людям задают вопрос, что бы они делали, если бы остаток жизни им при­шлось провести в одиночестве на острове. Что бы вы с собой взяли, какие книги, какие кассеты? Я бы вам посоветовал вот что: вы­бросите все кассеты и книги в море. Вам нужно, чтобы у вас было больше себя, чтобы выжить.

Мы стараемся не думать о том, что соци­альная жизнь — это не только социальная жизнь, но еще и биологические и физиоло­гические потребности. Без них вы не просу­ществовали бы ни дня. Чтобы избавить себя от человечества, нужно иметь что-то челове­ческое. Даже чтобы совершить самоубийст­во, вам потребовался бы пистолет или ка­кие-нибудь таблетки, которые были кем-то сделаны. Фактически мы не можем ни жить, ни умереть не как общественные существа. Люди только начинают это осознавать. Ме­дики, например, не понимают, что, чтобы вылечить человека с рассеянным склерозом, нужно правильно организовать его социаль­ные функции.

Мы не одни в этом мире. Мы действуем с постоянным осознанием того, что существу­ет некий наблюдатель. Мы были произведе­ны на свет матерью и вошли в мир с наблю­дателем, другим существом. И всю остав­шуюся жизнь вы должны учитывать важность этого. И поэтому наши отношения с други­ми людьми и с вещами, которые мы создаем, которыми пользуемся и с которыми мы иг­раем, и со всем миром в целом, улучшает нашу физиологию.

В состоянии депрессии люди тоже имеют отношение к вещам социальной жизни или к другим людям. Одни могут купить шляпу, которую никогда не наденут. Но выбор под­ходящей шляпы может снять депрессию. Дру­гие имеют с кем-то интимные отношения. Неважно, насколько эти отношения близки и искренни, но это лучше, чем быть одному. Вот почему некоторые несчастные люди живут вместе — потому, что это лучше, чем жить в одиночестве.

Итак, если это лучше, чем жить в одино­честве, тогда перекатитесь по полу, и не так, как если бы вы были одни. Лягте на живот и, не глядя, всем своим существом почувствуйте, как далеко от вас находится другой чело­век и мужчина это или женщина. Вы може­те это ощутить, и если обратите внимание, то обнаружите, что вы знаете это. Теперь приступите к выполнению движения. Оче­видно, начинать вы должны очень-очень медленно, чтобы другие ухватили ритм. Но это не столь важно. Если вы начнете дви­гаться быстро, остальные могут и подождать, пока не найдут для себя возможным следо­вать за вами. Посмотрите, Нэнси теперь уп­равляется с этим движением гораздо лучше, чем многие из вас. У некоторых это движе­ние не получается из-за того, что они не по­зволяют себе выполнять его помедленнее. Им следует остановиться. А все медлитель­ные деятели, продолжайте двигаться не­спешно, в такт собственному ритму. Избавь­тесь от всего, что вам мешает ускоряться. Не торопясь, одну за другой устраняйте все ма­лейшие ошибки, которые вы делаете, рабо­тая руками, сгибая ноги и так далее. Двигай­тесь настолько медленно, насколько вам это необходимо, чтобы почувствовать то, чего вы не делаете по-настоящему хорошо. Не­удача имеет социальные корни. Те, кто чув­ствует социальное одобрение, полагают, что медленные движения означают понижение общественного положения. У них это вызы­вает внутреннюю обиду, они отказываются от снижения темпа и в результате изо всех сил стараются двигаться быстрее, чем могут на самом деле. Двигайтесь медленно, и вы сможете добиться той же скорости, что и у остальных. Двигайтесь так медленно, чтобы вы могли избавиться от всего, что вам не нужно. Еще больше разведите колени. Ско­рость возрастет сама собой. И вы добьетесь больших успехов, если будете действовать вместе с окружающими вас людьми. Тогда ваша скорость приблизится к пределу чело­веческих возможностей. Почему вы остано­вились? Почему не перевели это в непрерыв­ное движение? Вы понимаете? Существует такое множество камней преткновения — так много всяких комплексов. Это значит, что вы сами себе создаете ограничения, ко­торые вам вовсе не понадобятся, если вы по­желаете двигаться быстрее. Вот почему, чтобы стать золотым медалистом, не нужно часами заниматься бегом, а важно исследо­вать собственные непродуктивные действия.

Хорошо. Теперь все начните двигаться так медленно, чтобы у самого неторопливо­го из вас было время выполнить движение. Двигайтесь так, словно вы завязли в меде или в тине. И вы увидите, что, когда вы передвигаетесь медленно, крайне важно со­хранить одну и ту же мобилизацию во всем теле. Это относится и к ускорению.

Свободно размахивайте руками и вклю­чите их в свое движение. Ваши голова и плечи, и вообще все, должны поворачиваться так, как нужно вам.

Теперь, я думаю, достаточно. Вы видите, что теперь мы можем двигаться и быстро тоже. И вы убедились в том, что быстрые движения имеют огромное значение. Быть быстрее кого-то — это еще самое малое до­стижение. Но вот узнавать в ком-то быстро­ту или медлительность — это исключитель­ный дар, который служит не только как пси­хологическая функция, но и необходим в человеческих отношениях, в сексуальных отношениях и в прочих отношениях. Торо­питесь вы или даете себе время действовать в собственном ритме, имеет огромнейшее значение. Впрочем, теперь вы и так доста­точно шустрые. Спасибо. (Аплодисменты.)

Содержание

БЛАГОДАРНОСТИ............................5

ОТ РЕДАКТОРА..............................6

ВВЕДЕНИЕ ................................. 9

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ...............20

Вводная лекция. ВЫЯВЛЕНИЕ МАЛЕНЬКИХ РАЗЛИЧИЙ.............................24

Урок первый. ВИНТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ К ПОЛУ................................48

Урок второй. ПРОДУМЫВАНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ........................75

Урок третий. ИЗУЧЕНИЕ ПОЛА: ДВИЖЕНИЯ ПЛЕЧА.................................87

Урок четвертый. ПОЛЗАНИЕ И ХОДЬБА....... 104

Урок пятый. РЕБРА И ПЕРЕКАТЫВАНИЕ...... 121

Урок шестой. Часть первая. КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ РУКАМИ................... 137

Урок шестой. Часть вторая. КРУГОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ БЕДРОМ................... 142

Обсуждение: Глаза влияют на мышцы шеи..... 149

Урок седьмой. ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ОРГАНИЗУЮТ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА...................... 173

Урок восьмой. СЕДЬМОЙ ШЕЙНЫЙ ПОЗВОНОК. 225

Обсуждение: Пытаясь забыть................ 239

Урок девятый. ГОЛОВА, ПРОХОДЯЩАЯ ЧЕРЕЗ ВОРОТА............................... 254

Урок десятый. ЧЕЛЮСТЬ, ЯЗЫК И АГРЕССИЯ. . 277

Урок одиннадцатый. ПОКАЧИВАНИЕ ТАЗОМ.. . 306

Урок двенадцатый. УЧИМСЯ САДИТЬСЯ ИЗ ЛЕЖАЧЕГО ПОЛОЖЕНИЯ............. 333

Наши рекомендации