Генетика: миф и истина
Миф о генетике, который доселе влиял на умы общества, гласил, что наше умственное и телесное благополучие зависит полностью от генов, непостижимых и недостижимых. Генетика считалась подобной божеству. Здоровье множества людей, как умственное, так и физическое, радость и мир в их душах слишком долго пребывали в оковах этой выдумки. То и дело появлялись на свет новомодные концепции о генах того и генах сего. Вы стали алкоголиком, или подвержены депрессии, или слабо усваиваете знания – это потому, что вы унаследовали ген алкоголизма, или ген депрессии, или ген неспособности к обучению, или еще какой-нибудь там ген. Но гены лишь дают предрасположенность, создают среду, в которой привычка может развиться. Саму же привычку мы развиваем своими собственными решениями. Именно они «расстегивают» нашу ДНК, о чем я уже говорила выше.
Генам вменили ответственность за все на свете: за переживания, за духовность, за верования, даже за наслаждение музыкой. В общем, за все поведение человека, включая привязанности, личные и социальные взаимоотношения. Фактически миф о генетических предрасположенностях обрел выражение в популярных расхожих высказываниях, типа «у нее хорошая генетика» и «он таким родился».
Подобная концепция устраняет из рассмотрения свободу выбора и ответственность, она ни духовно, ни научно не обоснована. Именно вы управляете своими генами, а не они вами. Гены могут предопределять физические характеристики, но не психологию. Напротив, гены постоянно перекраиваются в соответствии с нашим образом жизни.
Недавно д-р Гейл Айронсон, ведущий ученый в области психофизиологических исследований, профессор психологии и психиатрии Университета Майами, сделала выдающееся открытие. Она установила, что самым главным фактором в исцелении больных ВИЧ было их решение поверить в благого и любящего Бога, – особенно если они изъявляли желание начать лично общаться с этим всеблагим и любящим Богом.
Д-р Айронсон проводила исследования более четырех лет. Она стремилась достигнуть выздоровления пациентов, уменьшая количество вируса СПИД на единицу крови и увеличивая концентрацию распознающих антигены Т-лимфоцитов. Чем больше их будет в крови, тем успешней тело сможет сопротивляться болезни. И ей удалось установить: пациенты, не верившие в то, что Бог их любит, теряли помогающие Т-лимфоциты в три раза быстрее, чем верующие. Количество вирусов в их крови также возрастало в три раза быстрей. И подверженность пациентов стрессу была намного выше: наличие кортизола в крови было разрушительным. Д-р Айронсон так подытожила свои исследования: «Если вы верите в любящего вас Бога, это – в смысле здоровья – является мощнейшим защитным фактором. Вера в любящего Бога защищает, но личное заявление «Бог любит меня!» защищает еще сильнее».
Вы, конечно, понимаете, сколько областей жизни затрагивают эти исследования. Начиная с того, как мы преподносим себя другим людям, и заканчивая тем, как мы помогаем себе и окружающим справляться с болезнями. Наши решения очень влиятельны. Решения становятся физиологией. То, во что мы верим, в том числе и в отношении самих себя, решает все.
Мы не являемся заложниками нашей биологии. Мы творцы своей судьбы, если согласны с нашим Творцом. Бог ведет нас, но мы позволяем Ему это делать. Мы были созданы способными творить мысли, – и что мы сотворим, так мы и живем (см.: Притчи 23:7).
В Послании к Евреям сказано: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (11:1). То, во что вы верите, на что надеетесь, становится физической субстанцией, на основании которой вы действуете. И этот процесс может идти как в добрую, так и в худую сторону.
В следующей главе мы пристальнее рассмотрим влияние наших решений на нас и нашу жизнь и также разберем, как избавляться от вредоносных решений.