Билеты обсуждены и утверждены
Брянский городской лицей № 1 и м е н и А.С. П у ш к и н а
«Утверждаю»
Директор лицея
_______________
П. В. Тарико
Билеты
Для проведения экзамена по биологии (в традиционной форме)
Учебный год
Билет №1
1. Систематика растений, как наука. Понятие диагностики и классификации растений. Основные этапы развития систематики. Таксономия.
2. Многообразие и взаимоотношения животных. Формы взаимоотношений: позитивные взаимоотношения (кооперация, мутуализм, комменсализм), антибиотические взаимоотношения (хищничество, конкуренция, паразитизм) и нейтрализм.
3. Задание «Типы взаимоотношений в животном мире»
Билет №2
1. Вегетативные и генеративные органы цветкового растения. Строение цветка, семени и плода вишни.
2. Зоология – наука о животных. Предмет, задачи, методы исследования. Классификация животного мира.
3. Задание «Сравнительная характеристика живых организмов»
Билет №3
1. Основные жизненные формы цветковых растений, их сходства и различия.
2. Подцарство одноклеточные животные, или простейшие, их многообразие, классификация. Строение и жизнедеятельность амёбы обыкновенной как представителя класса Саркодовые. Значение простейших в природе и жизни человека.
3. Задание «Одноклеточные, или простейшие, животные. Обыкновенная амёба и зелёная эвглена»
Билет №4
1. Корень - подземный вегетативный орган растений, его строение. Виды корневых систем. Видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки, опорные корни и другие видоизменения корней.
2. Подцарство одноклеточные животные, или простейшие, их многообразие, классификация. Строение и жизнедеятельность эвглены зелёной как представителя класса Жгутиконосцы. Значение простейших в природе и жизни человека.
3. Задание «Одноклеточные, или простейшие, животные. Функции частей и органоидов клетки зеленой эвглены. Сравнительная характеристика хламидомонады и зеленой эвглены»
Билет №5
1. Побег - осевой вегетативный орган растений, его строение. Разнообразие побегов. Листорасположение. Надземные видоизменённые побеги.
2. Подцарство одноклеточные животные, или простейшие, их многообразие, классификация. Строение и жизнедеятельность инфузории туфельки как представителя типа Инфузорий. Значение простейших в природе и жизни человека.
3. Задание «Одноклеточные, или простейшие, животные. Сравнительная характеристика обыкновенной амёбы и инфузории туфельки»
Билет №6
1. Лист - боковой вегетативный орган растений, его строение. Разнообразие листовых пластинок. Жилкование листьев.
2. Подцарство многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика Класса Гидроидные. Размножение гидроидных. Регенерация.
3. Задание «Кишечнополостные – низшие многоклеточные животные. Клетки тела гидры»
Билет №7
1. Отдел Цветковые, или Покрытосеменные растения - господствующая группа растений на Земле. Общие признаки цветковых растений. Цветок, его строение. Однодомные и двудомные растения. Соцветия простые и сложные. Плоды сухие и сочные, образование плодов.
2. Подцарство многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика Класса Сцифоидные и Класса Коралловые полипы. Происхождение кишечнополостных.
3. Задание «Кишечнополостные – низшие многоклеточные животные. Строение медузы»
Билет №8
1. Классификация цветковых растений. Сравнительная характеристика Класса Двудольных и Класса Однодольных.
2. Тип Плоские черви, их многообразие, классификация. Общая характеристика молочной планарии как представителя Класса Ресничные черви.
3. Задание «Плоские черви – первые трехслойные животные. Особенности внутреннего строения белой планарии»
Билет №9
1. Семейство Крестоцветные и его роль в природе и сельском хозяйстве.
2. Тип Плоские черви, их многообразие, классификация. Общая характеристика печеночного сосальщика как представителя Класса Сосальщиков. Жизненный цикл печеночного сосальщика.
3. Задание «Семейство Крестоцветные».
Билет №10
1. Классификация семейств класса Двудольные. Общая характеристика семейства Бобовые, или Мотыльковые и семейства Розоцветные, или Розовые.
2. Тип Плоские черви, их многообразие, классификация. Общая характеристика Класса Ленточные черви. Размножение и развитие ленточных червей: широкого лентеца, бычьего цепня, эхинококка.
3. Задание «Семейство Бобовые»
Билет №11
1. Классификация семейств класса Двудольные. Общая характеристика семейства Пасленовые и семейства Сложноцветные, или Астровые.
2. Тип Круглые черви, или Первичнополостные черви. Общая характеристика аскариды человеческой как представителя Класса Нематод. Многообразие паразитических червей, их приспособленность к жизни в организме хозяина. Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы не заразиться червями-паразитами?
3. Задание «Семейство Паслёновые»
Билет №12
1. Семейства класса Однодольные, общая характеристика Злаковых и Лилейных.
2. Тип Кольчатые черви, их многообразие, классификация. Общая характеристика дождевого червя как представителя Класса Малощетинковые черви. Роль в природе, значение в хозяйственной деятельности человека. Раскройте роль дождевых червей в образовании почвы и повышении ее плодородия.
3. Задание «Семейство Злаковые»
Билет №13
1. Подцарство Низшие растения, Отдел Зелёные водоросли, их многообразие и классификация. Общая характеристика зелёных одноклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.
2. Тип Кольчатые черви, их многообразие, классификация. Общая характеристика Класса Многощетинковые черви. Происхождение и значение кольчатых червей.
3. Биологическая задача «Одноклеточные зелёные водоросли»
Билет №14
1. Подцарство Низшие растения, Отдел Зелёные водоросли, их многообразие и классификация. Общая характеристика зелёных многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.
2. Тип Моллюски, их многообразие, классификация. Общая характеристика катушки как представителя Класса Брюхоногие. Значение моллюсков в природе и жизни человека.
3. Задание «Моллюски, или Мягкотелые. Строение большого прудовика»
Билет №15
1. Подцарство Низшие растения, общая характеристика Отдела Бурые водоросли и Отдела Красные водоросли, их отличительные особенности от зелёных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.
2. Тип Моллюски, их многообразие, классификация. Общая характеристика беззубки как представителя Класса Двустворчатые. Значение моллюсков в природе и жизни человека.
3. Задание «Моллюски, или Мягкотелые. Строение двустворчатого моллюска»
Билет №16
1. Отдел Моховидные, их многообразие и классификация. Особенности строения и размножения сфагновых мхов. Значение мхов в природе.
2. Тип Моллюски, их многообразие, классификация. Общая характеристика Класса Головоногие. Происхождение и значение моллюсков в природе и жизни человека.
3. Задание «Строение мха сфагнум: рассмотреть рисунок и ответить на вопросы»
Билет №17
1. Отдел Моховидные, их многообразие и классификация. Особенности строения и размножения зелёных листостебельных мхов. Значение мхов в природе.
2. Тип Членистоногие, их многообразие, классификация, происхождение. Общие признаки строения членистоногих.
3. Задание «Строение мха кукушкин лен: рассмотреть рисунок и ответить на вопросы»
Билет №18
1. Отдел Папоротниковидные, их многообразие. Особенности строения папоротниковидных. Размножение и развитие папоротника. Роль в природе и жизни человека.
2. Тип Членистоногие, их многообразие, классификация. Общая характеристика речного рака как представителя Класса Ракообразные. Значение в природе и в жизни человека.
3. Задание «Членистоногие – высокоорганизованные беспозвоночные животные. Класс Ракообразные»
Билет №19
1. Отдел Голосеменные. Признаки растений отдела. Сравнительная характеристика сосны и ели. Размножение и значение голосеменных растений.
2. Тип Членистоногие, их многообразие, классификация. Общая характеристика паука-крестовика как представителя Класса Паукообразные. Значение в природе и в жизни человека.
3. Задание «Членистоногие – высокоорганизованные беспозвоночные животные. Класс Паукообразные»
Билет №20
1. Царство Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Бактериальные заболевания, их профилактика.
2. Тип Членистоногие, их многообразие, классификация. Общая характеристика майского жука как представителя Класса Насекомые. Значение в природе и в жизни человека.
3. Задание «Членистоногие – высокоорганизованные беспозвоночные животные. Класс Насекомые»
Билет №21
1. Роль бактерий в природе и жизни человека: почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, хозяйственное значение бактерий гниения и брожения.
2. Общая характеристика главнейших отрядов насекомых. Отряды насекомых с неполным превращением. Отряды насекомых с полным превращением. Объясните, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле.
3. Биологическая задача, работа с гербарием «Отдел Папоротники»
Билет №22
1. Царство Грибы, общая характеристика (признаки растений и животных). Способы размножения грибов. Значение грибов в природе и в жизни человека.
2. Насекомые - вредители поля и огорода, сада и леса. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей.
3. Биологическая задача «Сфагновые мхи»
Билет №23
1. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений (трутовик, головня, спорынья и др.) В чем проявляется их вред для растений? Какие меры необходимо предпринять для предупреждения грибковых заболеваний растений?
2. Насекомые снижающие численность вредителей растений: хищные насекомые, паразитические перепончатокрылые.
3. Задание «Жизненный цикл печеночного сосальщика. Рассмотреть рисунок и дать ответы на вопросы»
Билет №24
1. Лишайники - симбиотические организмы, их разнообразие. Роль лишайников в природе.
2. Насекомые – переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных.
3. Задание «Цикл развития свиного цепня. Рассмотреть рисунок и дать ответы на вопросы»
Билет №25
1. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Особенности строения и деления клетки.
2. Среды обитания живых организмов. Виды сред обитания. Экологические факторы, их виды. Приспособленность организмов к среде обитания.
3. Лабораторная работа «Изучение строения клетки растения». Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука.
Билеты обсуждены и утверждены
На заседании НМО учителей