Билеты обсуждены и утверждены

Брянский городской лицей № 1 и м е н и А.С. П у ш к и н а

«Утверждаю»

Директор лицея

_______________

П. В. Тарико

Билеты

Для проведения экзамена по биологии (в традиционной форме)

Учебный год

Билет №1

1. Систематика растений, как наука. Понятие диагностики и классификации растений. Основные этапы развития систематики. Таксономия.

2. Многообразие и взаимоотношения животных. Формы взаимоотношений: позитивные взаимоотношения (кооперация, мутуализм, комменсализм), антибиотические взаимоотношения (хищничество, конкуренция, паразитизм) и нейтрализм.

3. Задание «Типы взаимоотношений в животном мире»

Билет №2

1. Вегетативные и генеративные органы цветкового растения. Строение цветка, семени и плода вишни.

2. Зоология – наука о животных. Предмет, задачи, методы исследования. Классификация животного мира.

3. Задание «Сравнительная характеристика живых организмов»

Билет №3

1. Основные жизненные формы цветковых растений, их сходства и различия.

2. Подцарство одноклеточные животные, или простейшие, их многообразие, классификация. Строение и жизнедеятельность амёбы обыкновенной как представителя класса Саркодовые. Значение простейших в природе и жизни человека.

3. Задание «Одноклеточные, или простейшие, животные. Обыкновенная амёба и зелёная эвглена»

Билет №4

1. Корень - подземный вегетативный орган растений, его строение. Виды корневых систем. Видоизменения корней: корнеплоды, корневые шишки, опорные корни и другие видоизменения корней.

2. Подцарство одноклеточные животные, или простейшие, их многообразие, классификация. Строение и жизнедеятельность эвглены зелёной как представителя класса Жгутиконосцы. Значение простейших в природе и жизни человека.

3. Задание «Одноклеточные, или простейшие, животные. Функции частей и органоидов клетки зеленой эвглены. Сравнительная характеристика хламидомонады и зеленой эвглены»

Билет №5

1. Побег - осевой вегетативный орган растений, его строение. Разнообразие побегов. Листорасположение. Надземные видоизменённые побеги.

2. Подцарство одноклеточные животные, или простейшие, их многообразие, классификация. Строение и жизнедеятельность инфузории туфельки как представителя типа Инфузорий. Значение простейших в природе и жизни человека.

3. Задание «Одноклеточные, или простейшие, животные. Сравнительная характеристика обыкновенной амёбы и инфузории туфельки»

Билет №6

1. Лист - боковой вегетативный орган растений, его строение. Разнообразие листовых пластинок. Жилкование листьев.

2. Подцарство многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика Класса Гидроидные. Размножение гидроидных. Регенерация.

3. Задание «Кишечнополостные – низшие многоклеточные животные. Клетки тела гидры»

Билет №7

1. Отдел Цветковые, или Покрытосеменные растения - господствующая группа растений на Земле. Общие признаки цветковых растений. Цветок, его строение. Однодомные и двудомные растения. Соцветия простые и сложные. Плоды сухие и сочные, образование плодов.

2. Подцарство многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика Класса Сцифоидные и Класса Коралловые полипы. Происхождение кишечнополостных.

3. Задание «Кишечнополостные – низшие многоклеточные животные. Строение медузы»

Билет №8

1. Классификация цветковых растений. Сравнительная характеристика Класса Двудольных и Класса Однодольных.

2. Тип Плоские черви, их многообразие, классификация. Общая характеристика молочной планарии как представителя Класса Ресничные черви.

3. Задание «Плоские черви – первые трехслойные животные. Особенности внутреннего строения белой планарии»

Билет №9

1. Семейство Крестоцветные и его роль в природе и сельском хозяйстве.

2. Тип Плоские черви, их многообразие, классификация. Общая характеристика печеночного сосальщика как представителя Класса Сосальщиков. Жизненный цикл печеночного сосальщика.

3. Задание «Семейство Крестоцветные».

Билет №10

1. Классификация семейств класса Двудольные. Общая характеристика семейства Бобовые, или Мотыльковые и семейства Розоцветные, или Розовые.

2. Тип Плоские черви, их многообразие, классификация. Общая характеристика Класса Ленточные черви. Размножение и развитие ленточных червей: широкого лентеца, бычьего цепня, эхинококка.

3. Задание «Семейство Бобовые»

Билет №11

1. Классификация семейств класса Двудольные. Общая характеристика семейства Пасленовые и семейства Сложноцветные, или Астровые.

2. Тип Круглые черви, или Первичнополостные черви. Общая характеристика аскариды человеческой как представителя Класса Нематод. Многообразие паразитических червей, их приспособленность к жизни в организме хозяина. Какие меры профилактики необходимо соблюдать, чтобы не заразиться червями-паразитами?

3. Задание «Семейство Паслёновые»

Билет №12

1. Семейства класса Однодольные, общая характеристика Злаковых и Лилейных.

2. Тип Кольчатые черви, их многообразие, классификация. Общая характеристика дождевого червя как представителя Класса Малощетинковые черви. Роль в природе, значение в хозяйственной деятельности человека. Раскройте роль дождевых червей в образовании почвы и повышении ее плодородия.

3. Задание «Семейство Злаковые»

Билет №13

1. Подцарство Низшие растения, Отдел Зелёные водоросли, их многообразие и классификация. Общая характеристика зелёных одноклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.

2. Тип Кольчатые черви, их многообразие, классификация. Общая характеристика Класса Многощетинковые черви. Происхождение и значение кольчатых червей.

3. Биологическая задача «Одноклеточные зелёные водоросли»

Билет №14

1. Подцарство Низшие растения, Отдел Зелёные водоросли, их многообразие и классификация. Общая характеристика зелёных многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.

2. Тип Моллюски, их многообразие, классификация. Общая характеристика катушки как представителя Класса Брюхоногие. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

3. Задание «Моллюски, или Мягкотелые. Строение большого прудовика»

Билет №15

1. Подцарство Низшие растения, общая характеристика Отдела Бурые водоросли и Отдела Красные водоросли, их отличительные особенности от зелёных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека.

2. Тип Моллюски, их многообразие, классификация. Общая характеристика беззубки как представителя Класса Двустворчатые. Значение моллюсков в природе и жизни человека.

3. Задание «Моллюски, или Мягкотелые. Строение двустворчатого моллюска»

Билет №16

1. Отдел Моховидные, их многообразие и классификация. Особенности строения и размножения сфагновых мхов. Значение мхов в природе.

2. Тип Моллюски, их многообразие, классификация. Общая характеристика Класса Головоногие. Происхождение и значение моллюсков в природе и жизни человека.

3. Задание «Строение мха сфагнум: рассмотреть рисунок и ответить на вопросы»

Билет №17

1. Отдел Моховидные, их многообразие и классификация. Особенности строения и размножения зелёных листостебельных мхов. Значение мхов в природе.

2. Тип Членистоногие, их многообразие, классификация, происхождение. Общие признаки строения членистоногих.

3. Задание «Строение мха кукушкин лен: рассмотреть рисунок и ответить на вопросы»

Билет №18

1. Отдел Папоротниковидные, их многообразие. Особенности строения папоротниковидных. Размножение и развитие папоротника. Роль в природе и жизни человека.

2. Тип Членистоногие, их многообразие, классификация. Общая характеристика речного рака как представителя Класса Ракообразные. Значение в природе и в жизни человека.

3. Задание «Членистоногие – высокоорганизованные беспозвоночные животные. Класс Ракообразные»

Билет №19

1. Отдел Голосеменные. Признаки растений отдела. Сравнительная характеристика сосны и ели. Размножение и значение голосеменных растений.

2. Тип Членистоногие, их многообразие, классификация. Общая характеристика паука-крестовика как представителя Класса Паукообразные. Значение в природе и в жизни человека.

3. Задание «Членистоногие – высокоорганизованные беспозвоночные животные. Класс Паукообразные»

Билет №20

1. Царство Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Бактериальные заболевания, их профилактика.

2. Тип Членистоногие, их многообразие, классификация. Общая характеристика майского жука как представителя Класса Насекомые. Значение в природе и в жизни человека.

3. Задание «Членистоногие – высокоорганизованные беспозвоночные животные. Класс Насекомые»

Билет №21

1. Роль бактерий в природе и жизни человека: почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, хозяйственное значение бактерий гниения и брожения.

2. Общая характеристика главнейших отрядов насекомых. Отряды насекомых с неполным превращением. Отряды насекомых с полным превращением. Объясните, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле.

3. Биологическая задача, работа с гербарием «Отдел Папоротники»

Билет №22

1. Царство Грибы, общая характеристика (признаки растений и животных). Способы размножения грибов. Значение грибов в природе и в жизни человека.

2. Насекомые - вредители поля и огорода, сада и леса. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей.

3. Биологическая задача «Сфагновые мхи»

Билет №23

1. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений (трутовик, головня, спорынья и др.) В чем проявляется их вред для растений? Какие меры необходимо предпринять для предупреждения грибковых заболеваний растений?

2. Насекомые снижающие численность вредителей растений: хищные насекомые, паразитические перепончатокрылые.

3. Задание «Жизненный цикл печеночного сосальщика. Рассмотреть рисунок и дать ответы на вопросы»

Билет №24

1. Лишайники - симбиотические организмы, их разнообразие. Роль лишайников в природе.

2. Насекомые – переносчики возбудителей болезней и паразиты человека и домашних животных.

3. Задание «Цикл развития свиного цепня. Рассмотреть рисунок и дать ответы на вопросы»

Билет №25

1. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Особенности строения и деления клетки.

2. Среды обитания живых организмов. Виды сред обитания. Экологические факторы, их виды. Приспособленность организмов к среде обитания.

3. Лабораторная работа «Изучение строения клетки растения». Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука.

Билеты обсуждены и утверждены

На заседании НМО учителей

Наши рекомендации