Количество феноти-пов при дигибридном скрещивании рано четырем.
План урока.
1. Организационная часть (1 мин.)
2. Актуализация знаний учащихся (7 мин.)
3. Изучение нового материала (15 мин.).
4. Решение задач ускоренными методами (10 мин.).
5. Закрепление (5 мин).
6. Домашнее задание (2 мин.).
Актуализация знаний учащихся(7 минут)
1. Работа у доски (решение задач на продвинутом уровне; 3 человека – по желанию): 1.1. Множественный аллелизм; 1.2. Анализирующее скрещивание; 1.3. Неполное доминирование (задачи см. в приложении).
2. Фронтальный тестовый опрос и решение задачи на моногибридное скрещивание (см. приложение).
Изучение нового материала(15 минут)
Объяснение нового материала сопровождается слайдами (№39-47) презентации «Генетика».
Организмы отличаются друг от друга по многим признакам. Установить закономерности наследования двух и более пар альтернативных признаков, гены которых расположены в разных парах гомологичных хромосом, можно путем полигибридного скрещивания.
Если две особи отличаются друг от друга по двум признакам, то скрещивание между ними называется дигибридным, если по многим признакам - полигибридным.
Г. Мендель проводил опыты на горохе. Одно из скрещиваемых растений имело гладкие желтые семена, другое морщинистые зеленые. Желтый цвет (Y) и гладкая поверхность (R) семян доминируют.
Если гены находятся в разных парах хромосом, то пары признаков наследуются независимо друг от друга. У гомозиготных форм все потомство в первом поколении будет обладать желтыми гладкими семенами – проявится правило единообразия.
Если гены находятся в разных парах хромосом, то у дигетерозигот
(RrYy)образуется четыре сортагамет:RY, Ry, rY, ry.При слиянии гамет возможно появление16 комбинаций (см. рис).
Расщепление при этом происходит в соотно-шении 9:3:3:1 ( 9 R.Y. ; 3 R.yy ; 3 rrY. ; 1rryy).
Количество феноти-пов при дигибридном скрещивании рано четырем.
Если полученные результаты рассматривать отдельно по каждому признаку (например, цвет и форме), то по каждому из них будет сохраняться соотношение 3:1, харак-терное для моногибридного скрещивания 12 R : 4 r
(3 : 1); 12 Y : 4 y (3 : 1).
Этот вывод получил название закона независимого наследо-вания признаков (третий закон Менделя) -при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам аллельных признаков, во втором поколении гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются в различных сочетаниях. Данный закон справедлив только для тех случаев, когда гены рассматри-ваемых признаков лежат в разных хромосомах.
Задача 1. Курица с листовидным гребнем (r) и голыми ногами (f) скрещена с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень (R) и оперенные ноги (F). Какая часть потомства унаследует признаки курицы?
Петух образует 4 типа гамет, а курица (rrff) только один тип гамет (rf ), поэтому решетка Пеннета состоит только из 4 квадратов. Это дигибридное анализирующее скрещивание (см. решение).
.
Дано: R – розовидный гребень Р: ♂RrFf x rrff
r– листовидный гребень G: RF, Rf, rF, rf rf
RF | Rf | rF | rf | |
rf | RrFf | Rrff | rrFf | rrff |
F– оперенные ноги
f– голые ноги
F1 - ?
F1: 1RrFf ; 1 Rrff ; 1 rrFf ; 1 rrff
Ответ: вероятность рождения цыплят с признаками матери равна 25% (1/4).
При скрещивании с тремя парами генов организмы образуют 8 типов гамет (2 х 2 х 2 = 2³) и решетка Пеннета будет иметь 64 квадрата, а при скрещивании с четырьмя парами генов образуется 16 типов гамет и решетка будет состоять из 256 квадратов (16 х 16). Поэтому решение задач на полигибридное скрещивание с использованием решетки Пеннета требует больших временных затрат. Однако третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) позволяет быстро решать задачи на ди- и полигибридное скрещивание не строя решетку Пеннета. Так как каждый признак наследуется независимо, то нужно знать, как он наследуется при моногибридном скрещивании:
Аа х Аа– 3/4 А. и 1/4 аа или,отбросив общий знаменатель- (3А : 1а)
Аа х аа –1/2 А. и 1/2 аа или (1А : 1а)
АА х аа и АА х Аа –100% А. или (А.)
Для получения ответа нужно перемножить члены, характеризующие результаты независимых расщеплений. Например,
Р Аа Вв х аа Вв
(1А + 1а) х (3В + 1в)
1) 1А х 3В = 3А.В. ; 2) 1А х 1в = 1А.вв ; 3) 1а х 3В = 3ааВ. ;
4) 1а х 1в = 1аавв. (данные вычисления производят в уме)
F1: 3А.В. : 3ааВ. : 1А.вв : 1аавв
2. Р: Аа Вв Сс х Аа Вв сс
(3А + 1а) х (3В + 1в) х (1С + 1с)
1) 3А х 3В х 1С = 9А.В.С.; 2)3А х 3В х 1с = 9А.В.сс и т.д.
F1: 9А.В.С. : 9А.В.сс : 3А.ввС. : 3А.ввсс : 3ааВ.С. : 3ааВ.сс :
1ааввС. : 1ааввсс
На практике генетики и селекционеры не заинтересованы отношением всех возможных фенотипов. Им важно узнать вероятность появления какого-то определенного фенотипа, поэтому для решения задачи используют только цифровые вероятности наследования. Например, какова вероятность появления черного (В.) рогатого (р), белоголового (F.) быка от скрещивания
Р Вb Рр Ff x Bb Pp Ff , рассуждаем: черный – 3/4 (3В:1), рогатый – 1/4 (3:1р), белоголовый – 3/4 (3F:1), бык – 1/2 (♂1:♀1).
F1: 3/4 х 1/4 х 3/4 х 1/2 = 9/128, или 7%.
А какова вероятность, что этот бык будет чистопородным (ВВ рр FF): В – 1/3 (1ВВ : 2Вв), F – 1/3 (1FF : 2Ff) 1/3 х 1/3 = 1/9быков будет чистопородной, а всего:
1/9 х 9/128 = 1/128, или 0,8%вероятность того, что от данного скрещивания родится чистопородный бык с указанными призна-ками.
Однако, если требуется определить генотипы гибридов, то указанные методы решения задач не подходят, т.к. мы находим только фенотипы. В данном случае придется строить решетку Пеннета.
Вывод: метод решения задач с использованием решетки Пеннета можно применять для дигибридных скрещиваний, а при более сложных скрещиваниях лучше использовать способ перемножения.
Решение задач(10 минут)
Для закрепления практических умений решения задач на полигиб-ридное скрещивание ускоренными методами, учащимся предлагаются 3 задачи, расположенные на слайде №48 презентации «Генетика» (см. прило-жение). Учащиеся самостоятельно решают задачи. Записывают решение задачи в тетради. Делают вывод о возможности использования. Для проверки правильности решения учащиеся озвучивают полученный ответ каждой задачи.
Закрепление(5 минут)
Закрепление теоретического материала проводится в форме теста, расположенного на слайде №49 презентации «Генетика» с последующей самооценкой по эталону на слайде №50 (см. приложение).
Домашнее задание ( 2 минуты)
Для подготовки к практической работе «Решение задач: моногибридное и полигибридное скрещивание».
1. Общая биология /под ред. В.К. Шумного, §25-27.
2. Записи в тетради (формулы расщепления по фенотипу и генотипу всех типов скрещиваний; ускоренные способы решения задач)
3. Повторить решение всех типов задач.
4. Задачи 2-5 на стр.157 (§27).
Итоги урока: оценки за урок (задачи у доски и тесты; задачи на полигибридное скрещивание – первые правильно решившие; самооценка на закрепляющий тест).
Приложение:
1. Задачи для работы у доски: 1.1. Скрестили красноглазую (W+W) муху с абрикосовым (WaW) самцом. Какое потомство можно ожидать от этого скрещивания, если цвет глаз у дрозофил определяется множеством аллелей (W+ - красные; Wch – вишневые; We – эозиновые; Wa – абрикосовые; W – белые)?
1.2. Арахнодактилия («паучьи пальцы») наследуется как доминантный признак. В семье, где отец имеет данный признак, а мать здорова, родился сын с арахнодактилией и две здоровые дочери. Определите генотипы родителей и детей.
1.3. От скрещивания белых и серых мышей в потомстве все особи были черные, а во втором поколении было 154 черных, 74 серых и 90 белых. Как наследуется окраска у этих мышей? Определите генотипы родителей и потомства.
2. Тест В – 1
1. Аллельные гены расположены: а)а одной хромосоме, б)в одинаковых участках гомологичных хромосом, в)в разных хромосомах.
2. Фенотип – это: а)совокупность генов организма, б)совокупность внешних и внутренних признаков организма, в)диплоидный набор хромосом.
3. Как называются особи, не дающие расщепления признаков в потомстве?А)гомозиготные, б)гетерозиготные, в)образующие два типа гамет.
4. Гаметы, образуемые гетерозиготными особями при моногибридном скрещивании: а)А, а; б)Аа, Аа; в)АА, аа.
5. Соотношение генотипов гибридов при неполном доминировании, полученных от скрещивания Аа х Аа:а)1:1, б)3:1, в)1:2:1
6. Как называется первый закон Г. Менделя?а)закон единообразия первого поколения, б) закон независимого наследования признаков, в)закон расщепления признаков.
7. Задача: Плоды томатов бывают грушевидными и круглыми. Ген круглой формы плодов доминирует. Какими должны быть генотипы родительских растений, чтобы в потомстве получилось по данному признаку расщепление в отношении 1:1?
Тест В -2
1. Соотношение генотипов гибридов, полученных от скрещивания Аах Ааа)1:2:1, б)3:1, в)2:1, г)1:1
2. Количество возможных вариантов гамет с генотипом Сс равно: а)1, б)2, в)4.
3. Особи, в потомстве которых наблюдается расщепление признаков, называются:а)гетерозиготные, б)гомозиготные, в)гемизиготные.
4. Укажите запись анализирующего скрещивания: а)АА х Аа, б)Аа х аа, в)Аа х Аа
5 Как называется второй закон Г. Менделя?а)закон единообразия первого поколения, б) закон независимого наследования признаков, в)закон расщепления признаков.
6.Что такое анализирующее скрещивание?А)скрещивание с гомозиготой по доминантным признакам, б)скрещивание с гомозиготой по рецессивным признакам, в)скрещивание с гетерозиготой.
7.Задача: . Серый цвет тела мухи дрозофилы (А) доминирует над черным (а). В серии опытов при скрещивании серых мух в потомстве оказалось 1295 особей серого цвета и 374 – черного. Определите генотипы родительских форм.
Ответы на тесты: В – 11-б, 2-б, 3-а, 4-а, 5-в, 6-а; 7- Р: Аа х аа.
В – 2 1-а, 2-б, 3-а, 4-б, 5-в, 6-б; 7- Р: Аа х Аа
Ответы на задачи у доски:1.1. W+Wa ; W+W ; WaW ; WW.
1.2. Р: ♂Аа ┬ ♀аа
1.3. Р: Аа х Аа
F1: АА ; 2Аа ; аа