Найдите в тексте функции почек, мочеточников, мочевого пузыря, подчеркните или впишите их.
Ответ: в почках образуется моча, мочеточники проводят ее в мочевой пузырь, мочевой пузырь накапливает мочу. (слайд 9)
Давайте рассмотрим строение почки.
*Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.
* Под капсулой расположен корковый слой почек
*Ниже – мозговой слой, *состоящий из пирамидок
*Пирамидки открываются в малые почечные чашки
*Малые чашки впадают в большие почечные чашки
*А те открываются в почечную лоханку. Вспомните, что такое лохань? (Вид корыта). В лоханку поступает моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря.
Маленькое отступление. Что такое лоханка мы уже выяснили. А что такое лох? Это вид кустарников, их выращивают как декоративные растения и медоносы. Теперь вы знаете значение слов лох и лоханка и, надеюсь не будете использовать их в качестве ругательства?
Кровь для фильтрации *поступает в почки по почечной артерии, а очищенная кровь собирается в *почечную вену. (слайд 10)
Прочитайте заголовок слайда(Микростроение почки).
- Что означает этот заголовок? (Что мы будем рассматривать внутреннее строение почки под микроскопом)
По щелчку появляется рамка «Нефрон - структурно-функциональная единица почки».
- Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица – это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица – это такая часть органа, которая выполняет его функции, работу).
В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация крови.
Дополняю: В каждой почке насчитывается около 1 млн. нефронов.
По ходу моего рассказа учащиеся записывают части нефрона в тетрадях:
Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой.
От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены. (слайд 11)
Уберите лишнее
- Извитой каналец 1. Капиллярный клубочек
- Петля 2. Мочеточник
- Лоханка 3. Извитой каналец
- Собирательная трубочка 4. Капсула
Ответы:* 3. лоханка, она не является частью нефрона *2 мочеточник, он не является частью нефрона( слайд 12)
Какими номерами на рисунке обозначены части нефрона:
Извитой каналец
Капиллярная сеть канальца
Почечная капсула
Собирательная трубочка
Капиллярный клубочек?
*Ответы: 2,1,4,5,3
Поднимите руку, у кого получилось так же? Кто допустил 1 ошибку? (Слайд 13)
Рассмотрим схему строения нефрона еще раз. Показываю капсулу, обращаю внимание, что она двухслойная и переходит в извитой каналец, а он – в собирательную трубочку. Прошу обратить внимание на кровеносный сосуд.
Беседа.В тетрадь пишем: Работа нефрона.
В связи с тем, что приносящий кровеносный сосуд шире, чем выносящий, давление крови в капиллярном клубочке повышается до 70 мм рт. ст., а давление в полости капсулы низкое (около 30 мм рт. ст.). За счет разности давления происходит фильтрация веществ, находящихся в крови, в полость капсулы почечного тельца.
В тетрадь пишем: Кровь в капсуле находится под давлением. Плазма крови фильтруется через капсулу.
Дополняю: Через почечные клубочки фильтруется до 1500 л крови в сутки.
Задания учащимся:
1. В крови, принесенной в нефрон содержатся как полезные, так и вредные вещества. Вспомните начало урока, схему «Обмен веществ» и дайте ответ на вопрос: какие из веществ, представленных на схеме, вы считаете полезными? (белки, глюкоза, вода). А вредными? (избыток воды, соли и мочевина).
2. * Проследите движение белковой молекулы.
- Фильтруется ли она через капсулу нефрона? (нет, белковые молекулы слишком крупные, кроме того они – ценные для организма вещества).
В тетрадь пишем: Белки не фильтруются через капсулу.
3. *Проследите за движением глюкозы.
- Фильтруется ли она через капсулу нефрона? В какую часть нефрона она попадает? (Да, фильтруется и попадает в извитой каналец).
В тетрадь пишем: плазма крови без белков попадает в извитой каналец – это первичная моча.
Дополняю: У человека образуется 150л первичной мочи в сутки.
- Попадает ли глюкоза в собирательную трубочку? (Нет).
- Что происходит с глюкозой в нижней части канальца? (Молекулы глюкозы всасываются обратно в кровь).
В тетрадь пишем: Из первичной мочи глюкоза, аминокислоты, витамины и др. ценные вещества всасываются обратно в кровь.
Дополняю: За 1 мин. В канальце образуется 125 г фильтрата, из них 124 г. всасывается обратно.
4.*Опишите процесс движения солей и мочевины из капиллярного клубочка до собирательной трубочки
(Соли и мочевина, просачиваются в капсулу нефрона, потом движутся по извитому канальцу. Из канальца – в собирательную трубочку).
5. *Проследите по схеме и объясните, что происходит с водой? (Вода просачивается через мембраны капсулы, попадает в извитой каналец, а потом часть воды всасывается обратно в кровь, а другая часть движется по извитому канальцу в собирательную трубочку).
6. Сделайте общий выводо работе нефрона (Ценные вещества возвращаются в кровь, а ненужные или лишние отфильтровываются из крови, собираются в собирательной трубочке и выводятся) В тетрадь пишем: Мочевина, мочевая кислота, избыток солей обратно не всасываются, поэтому они накапливаются во вторичной моче.
Дополняю: В результате обратного всасывания у взрослого человека в мочевых канальцах образуется до 1,5— 2,5 л вторичной (конечной) мочи в сутки; у детей количество мочи меньше.(слайд 14)
Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности.
- Мочевой пузырь
- Мочеточники
- Лоханка
- Почечные чашки
- Мочеиспускательный канал
*Ответ: 4,3,2,1,5
(В почечные чашки, лоханку, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)(слайд 15)