Понятие о репродуктивной ф-ции
Это- процесс воспроизведения себе подобных живых орг-мов, способствующий сохранению и продолжению существования вида на протяжении поколений. Первичное звено процесса пол/дифференциации - генетический пол, создается в момент оплодотворения, определяет будущую генетич программу орг-ма, в частности дифференцирование его пол/желез - истинный (гонадный) пол. Наряду с этим гонадный пол определяет также гормональный пол - специфичность и направленность д-я пол/гормонов, кот-е формируют фенотип чел-ка с хар-ным строением и развитием внутр и наружных пол/органов, вторичных пол/признаков - морфологич (соматический) пол. На 7-8-й нед берем-ти под влиянием Y-хромосомы происходит дифференцировка семенников. Дифференцировка по жен типу идет пассивно, не требуя контроля со стороны пол/желез. Наружные муж пол/органы формир-ся к 19-20-й нед внутриутробн развития. С момента рождения пол опред-ся строением наружных пол/органов - гражданский (акушерский) пол, в соответствии с кот-м ребенка воспитывают - пол воспитания. В период пол/созревания пол/железы начинают интенсивно вырабатывать соответствующие муж или жен пол/гормоны, под влиянием кот-х у подростка появляются вторичные пол/признаки и эротич переживания.
Процесс пол/созревания орг-ма чел-ка происходит по мере становления гормональной ф-и пол/желез. В дет возрасте (1-7 лет) наружные и внутр гениталии развив-ся медленно в связи с невысоким уровнем пол/гормонов. В препубертатном периоде (8-12 лет) ↑ секреция гонадотропных гормонов гипофизом. Начин-ся развитие пол/органов. Происходит «скачок» роста. У девочек ↑окружность таза, отложение жир/ткани на бедрах, у мальчиков - ↑ширина плеч. Появл-ся вторичные пол/признаки: оволосение на лобке, в подмыш впадинах; у девочек - рост мол/желез. Препубертатный период у девочек завершается наступлением 1-й менструации - менархе (к 12 годам).
В пубертатном периоде (с12-13 до 16-18 лет) активиз-ся гормон деят-ть пол/желез. Интенсивно идет развитие пол/органов, вторичных пол/признаков. Заверш-ся оволосение по женскому (лобок с горизонтальной границей волос) и мужскому типу (на лобке с переходом на белую линию живота; на лице бакенбарды, усы, борода; на груди). У мальчиков меняется тембр голоса (мутация). Потовые и сальные железы усиленно секретируют, выделяя специфич запах. Менструальный цикл у девочек приобретает овуляторный хар-р. В яичках у мальчиков идет активное деление незрелых пол/клеток, приводящее к появлению зрелых сперматозоидов к 16 годам. К концу периода пол/созревания женский орг-м готов к наступлению и вынашиванию берем-ти, мужской орг-м позволяет совершать полноценный пол/акт, включая способность оплодотворять яйцеклетку.
Однако в отличие от животных у чел-ка пол/поведение находится под контролем сознания и явл-ся одним из вариантов социального поведения. Биологич факторы принадлежности к муж или жен полу, определяющие соответствующие различия в пол/поведении, тесно связаны с психологич и социальными факторами. Психосексуальное развитие чел-ка происходит поэтапно. В детстве формир-ся пол/самосознание. В 1-й фазе этого этапа происходит осознание собственной пол/принадлежности. Во 2-й - возникает любопытство, направленное на пол/признаки. В детском и препубертатном периодах проходит понятийная стадия формир-я пол/сознания. В пубертатном периоде происходит формир-е либидо (пол/влечение), кот-е проходит 3 стадии: романтическая(платонич) - выраженные эмоциональные компоненты; эротическая - стремление к нежности и ласкам без совершения генитального пол/акта; сексуальная - любопытство к любой сексуальной и генитальной тематике, у юношей - спонтанные эрекции с выраженным пол/возбуждением, ночными поллюциями.
Беременность.
Оплодотворение -процесс слияния муж и жен пол/клеток (сперматозоида и яйцеклетки). С момента оплодотворения начинается беременность.
Беременность.В течение 3 дней происходит продвижение плодн/яйца по трубе за счет перистальтич движений трубы, продольной складчатости слизистой трубы и мерцания ресничек эпителия в сторону матки. На стадии морулы плодное яйцо попадает в матку. Следующие 3 дня плодн/яйцо наход-ся в матке, продолж-ся деление, морула превращ-ся в бластоцисту. Все это время зародыш питается за счет запасов питат в-в яйцеклетки. На 7-8-й день происходит прикрепление зародыша к стенке матки - имплантация. Матка вырабатывает факторы, растворяющие блестящую оболочку бластоцисты, а трофобласт (наружные клетки зародыша) выделяет ферменты, растворяющие эндометрий. Зародыш погруж-ся в слизистую матки и питается за счет нее. Трофобласт продуцирует хорионный гонадотропин (ХГ), кот-й попадает в кровь и дает сигнал орг-му матери, что наступила берем-ть, это побуждает его к перестройке. ХГ поддерживает желтое тело, оно продолжает выделять гормоны и превращ-ся в желтое тело берем-ти. Трофобласт разрастается, превращ-ся в хорион, из кот-о в последующем формир-ся плацента. Одновременно происходит рост внутр слоев клеток зародыша - эмбриобласта. Из эмбриобласта формир-ся эмбрион, затем плод и амниотич полость, окруженная оболочками. Эмбрион соединен с хорионом аллантоисом, по нему идут сосуды к хориону (аллантоисное кровообр-е). В дальнейшем из аллантоиса формир-ся пуповина, по кот-й проходят 2 артерии и вена.
Изменения в орг-ме беременной женщины.В ЦНС беременной формир-ся доминанта берем-ти. В течение берем-ти, за исключением последних 1-1,5нед, возбуд-ть спинного мозга и рецепторов матки ↓, что обеспечивает «покой» (инертность матки). С начала берем-ти прогрессивно ↑ продукция пролактина гипофизом. Он стимулирует ф-ю желтого тела и блокирует созревание фолликулов и менструальную ф-ю, подготавливает мол/железы к лактации. Секреция ФСГ и ЛГ значительно ↓. В яичниках прекращ-ся циклич процессы и овуляция. Наиболее глубокие изменения во время берем-ти происходят в матке. Длина небеременной матки = 7-8 см, масса 50 г; к концу берем-ти она ↑ до 37-38 см и достигает массы 1000-1500 г (без плодного яйца).
Происходят изменения в иммунной системе:↑ содержания гормонов в крови способствует ↓клеточного иммунитета женщины, что в сочетании с барьерной ф-ей плаценты, оболочек и вод препятствует отторжению плода. ↑ обмен в-в - основной обмен ↑ на 15- 20%.
Сердечно-сосуд система: ↑ ОЦК на 25-45% за счет объема циркулир плазмы. ↓ АД за счет ↑ сосудистого русла (развитие сосудистой сети берем матки приводит к ↓ общего периферич сопротивления). Наблюдается физиологич тахикардия, ↑ венозное давление в крупных венах, ↑ мин объем сердца.
↑ дыхательный объем легких, ↑ частота дыхания.
Во время берем-ти ↑ нагрузка на почки и печень. Расширяются почечные лоханки, расшир-ся и удлин-ся мочеточники. ↑ кровоснабжение почек и печени. Главным связующим звеном м/у ними является плацента. Плацента, околоплодные воды и плодн/оболочки образуют единый комплекс. Взаимод-е орг-мов матери и плода осущ-ся посредством нервных и гумор связей. Эти связи могут осущ-ся, минуя плаценту - экстраплацентарно (через амниотич ж-ть, плодн/оболочки) и интраплацентарно. Интраплацентарный - самый обширный и информативный канал связи. При помощи системы мать-плацента-плод соверш-ся дых-е, питание, выдел-е продуктов метаболизма, формирование гормон-го и иммунного статуса плода.
Методы оценки состояния плода.Предпочитаются неинвазивные методы. Уровень α-фетопротеина использ-ся для выявления врожденных и наследственных забол-й плода. УЗИ- наиболее доступный, информативный метод исслед-я состояния плода. Для оценки сердечной деят-ти плода используют электро-, фонокардиографию, кардиотокографию плода. Комплексная УЗ-диагностика состояния дых движений, сердечной деят-ти, двигат активности и тонуса плода, а также оценки кол-ва околопл/вод, структурных особ-тей плаценты позволяет оценить биофизич профиль плода.