Ответ. Возможные гипотезы.
1. Стадии 2 и 4 – день, 1 и 3 – ночь. Фотосинтезирующий организм.
2. 1 – лаг-период, бактерии постепенно переходят к метаболической активности. 2 – рост 3 – истощение ресурсов, стационарная фаза, перед стадией 4 добавлена питательная среда, 4 — снова рост
3. Питательная среда содержит смесь субстратов. 1 – лаг-период, бактерии постепенно переходят к метаболической активности (синтез РНК, ферментов, необходимых для использования одного из субстратов). 2 – рост 3 – первый субстрат заканчивается, рост прекращается, клетка перестраивается на использование второго субстрата, 4 — снова рост
Система оценки:
По 2 б за разумную гипотезу и еще 2 б – за объяснение графика исходя из этой гипотезы, но не более 12 баллов. (возможно, будут и другие разумные гипотезы, кроме приведенных в ответе – надо оценивать их биологическую грамотность)
4. Возраст и оптические изомеры.(6 баллов)
В структурных метаболически неактивных белках эмали зубов один из каждой тысячи остатков L-аспартата переходит в D-форму за один год. Определите примерный возраст человека, у которого обнаружили 7% D-аспартата в эмали.
Ответ:
Первый способ расчета приблизительный: За 1 год накапливается 0.1% D-формы.
Значит 7% накопилось за 7 / 0,1 = 70 лет (4 балла, если есть объяснение расчетов)
Второй более точный с логарифмированием. (возможно, из 10-11 классов кто-то так решит) За такое решение задачи даем 6 баллов (если оно с объяснением):
решение через логарифмы:
0,999 L-аспартата за 1 год остается, через х лет останется 0,999 в степени х.
Составляем уравнение (0.999)х = 0,93 , откуда. х = lg 0,93/ lg 0, 999 = 72,5 лет
5. Методы молекулярной биологии: гель-электрофорез ДНК.(9 баллов) Гель-электрофорез ДНК— это аналитический метод в молекулярной биологии, применяемый для разделения фрагментов ДНК по размеру (длине). Для этого в карманы агарозного геля наносят исследуемые образцы (а). Под действием внешнего электрического поля молекулы ДНК начинают движение (б). По истечении 20-30 минут, фрагменты ДНК полностью разделяются по длине (в). Полоски на рисунке – это фрагменты ДНК определённых размеров. |
Ответьте на следующие вопросы:
1) Какими цифрами на рисунке обозначены катод (-) и анод (+) и почему?
2) Где на финишной стадии электрофореза будут расположены наиболее длинные фрагменты ДНК? А наиболее короткие? Почему?
3) Раствор с фрагментами ДНК – бесцветный. Как можно увидеть ДНК в геле?
Ответ:
1) 2 - катод(-), 1 – анод(+). (1 балл)
ДНК – отрицательно заряженная молекула 1б , поэтому молекулы ДНК двигаются от катода, заряженного отрицательно, к положительному аноду. (1 балл) всего за вопрос 1 – 3б
2) Молекулы приобретают различные скорости в зависимости от величины заряда (1 балл) и (или ) размеров (1 балл). Более протяженные молекулы ДНК будут двигаться медленнее и оставаться ближе к карманам, а молекулы меньшего размера будут легче проходить через поры геля и продвигаться дальше от карманов. (1 балл) по 1б за подчеркнутое – всего 4 б
3) Добавить в гель интеркалирующий краситель (либо: краситель, который может встроиться в ДНК/бромистый этидий) (1 балл) и облучить УФ с определенной длиной волны. (1 балл) 2б за вопр 3
6. Задача по генетике.(10 баллов)
Цифрами показаны номера скрещиваний – сохраните их при записи решения.
1. От самоопыления красной розы получили 19 красных и 6 желтых цветов.
2. От скрещивания этой же красной розы с белой половина потомков оказалась розовыми, а половина - кремовыми. Потомков от этого скрещивания размножили самоопылением (скрещивания 3 и 4).
3. Самоопыление розовых цветов из скрещивания 2 дало розовых, красных и белых.
4. А самоопыление кремовых из того же скрещивания 2 – кремовых, желтых и белых.
Определите, как наследуется окраска цветков розы, если известно, что в данном случае различия определяются аллелями одного гена.
Запишите схемы всех четырех скрещиваний задачи, указав все генотипы и фенотипы.
Объясните расщепления в скрещиваниях 1 и 2.
ОТВЕТ
Три аллеля – красного, желтого и белого. Красный и желтый неполностью доминируют над белым. Красный полностью доминирует над желтым.
1. Исходная красная роза – аллели красного и желтого. Белая – гомозигота.
2. Анализирующее скрещивание.
3 и 4 – расщепление гетерозигот при неполном доминировании.
Система оценивания:
Определите, как наследуется окраска цветков розы, если известно, что в данном случае различия определяются аллелями одного гена. – 4 балла за верные обозначения и отношения доминирования. Если аллели обозначены разными буквами – 0 баллов за эту часть.
Пример правильных обозначений:
Аллели: | Отношения доминирования: |
А – красный | А > a (полное доминирование) |
а1 – желтый | А а2 – розовый (неполное доминирование) |
а2 – белый | а1 а2 – кремовый (неполное доминирование) |
(Возможен вариант, когда все три аллеля обозначены строчными буквами с разными индексами – цифровыми или буквенными)
Запишите схемы всех четырех скрещиваний задачи, указав все генотипы и фенотипы. – еще 4 балла (по 1б за скрещ), если верно указаны генотипы и подписаны фенотипы.
Объясните расщепления в скрещиваниях 1 и 2. – 2 б за объяснение (должны быть указаны расщепления 3:1 и 1:1 и сказано, как по ним определяются генотипы родителей)
Желаем успехов в выполнении заданий!