Методические рекомендации по подготовке сообщения
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине ОДП. 19«Биология»
для специальностей:
49.02.01 –«Физическая культура»
Составитель: Чегодаева Н.Ю. ___________________________ (подпись) «_____»________________20____г. |
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены на основе рабочей программы ОДП.19 Биология, реализуемой в рамках основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 49.02.01Физическая культура
Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС СПО (пункт 7.16), Уставом колледжа, Положением о внеаудиторной самостоятельной работе, а также рекомендациями Регионального центра развития образования Оренбургской области.
Внеаудиторная самостоятельная работаявляется обязательной для каждого студента и определяется учебным планом; выполняется по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Разработчик:
ГАПОУ «Педколледж» г. Орска | преподаватель | Н.Ю. Чегодаева |
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы …………4 | |
2. | Содержание самостоятельной работы …………………………………..6 | |
Список рекомендуемой литературы …………………………………….......29 | ||
Приложение |
Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы
№ п/п | Наименование темы | № урока | Задания для самостоятельной работы | Коли чество часов |
Введение. Предмет, задачи и методы цитологии | Составить схему «Способы саморегуляции живых организмов» | |||
Введение. Основные положения клеточной теории | Сравнить исторические и современные формулировки основных положений клеточной теории | |||
Строение и функции клетки | Зарисовать схему строения растительной клетки, обозначив её основные части | |||
Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Заполнить таблицу «Структуры белковой молекулы» | |||
Обмен веществ и превращение энергии в клетке | Составить схему молекулярной организации клетки | |||
Размножение и индивидуальное развитие организмов | Сравнить основные этапы развития человеческого организма в зародышевый и послезародышевый периоды | |||
Размножение и индивидуальное развитие организмов | Выявить толкование значений корней слов по теме, результаты оформить в виде таблицы | |||
Размножение и индивидуальное развитие организмов | Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных, внешнего и внутреннего оплодотворения | |||
Основы биологии развития. | Сравнить фазы митоза и мейоза, результаты оформить в виде таблицы | |||
Наследственность и изменчивость | Составить принципиальные схемы моно- и дигибридного скрещивания, схемы при сцепленном наследовании признаков | |||
Основные положения хромосомной теории наследственности | Выявить толкование значений биологических терминов по теме, результаты оформить в виде таблицы | |||
Основные положения хромосомной теории наследственности | Систематизировать и описать положение хромосомной теории наследственности в виде таблицы | |||
Изменчивость | Выявить формы ненаследственной и наследственной изменчивости, оформить в виде таблицы | |||
Изменчивость | Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), изменчивости у особей одного вида | |||
Основы селекции | Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания; решение генетических задач. Выполнить мультимедийную презентацию о генной и клеточной инженерии | |||
Основы селекции | Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Сравнительная характеристика пород (сортов). Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | |||
Эволюционная теория | Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас. | |||
Эволюционная теория | Сравнить точки зрения К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина на эволюцию видов животных | |||
Эволюционная теория | Критика расизма и социального дарвинизма. Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции | |||
Современная теория эволюции | Составление характеристики больших рас человека | |||
Современная теория эволюции | Выявить стадии эволюции человека | |||
Экосистемы | Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота. Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах своей местности | |||
Экосистемы | Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. | |||
Содержание самостоятельной работы
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1
1. | Тема | Введение. Предмет, задачи и методы цитологии |
2. | № урока | |
3. | Задание | Составить схему «Способы саморегуляции живых организмов» |
4. | Количество часов | |
5. | Источники | 1. Биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учереждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина. - М. : Вента - Граф, 2010. - 224с. 2. http://biosocio.narod.ru/bs_8.html |
6. | Методические рекомендации | 1.Откройте учебник на стр. 8 - 12 2.Изучите материал интернет-ресурса 3.На основе данного материала составьте схему «Способы саморегуляции живых организмов» |
7. | Форма организации | Индивидуальная работа |
8. | Форма отчетности | Выполненные задания в папке |
9. | Форма проверки | Контроль во время урока |
10. | Критерии оценки | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2
1. | Тема: | Введение. Основные положения клеточной теории |
2. | № урока: | |
3. | Задание: | Сравнить исторические и современные формулировки основных положений клеточной теории |
4. | Количество часов: | |
5. | Источники: | 1. Биология. Общая биология. 10 - 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н Воронцов и др. - М. : Просвещение, 2012. - 304с. 2. http://licey.net/free/6-biologiya/21-lekcii_po_obschei_biologii/stages/259-lekciya__5_kletochnaya_teoriya_tipy_kletochnoi_organizacii.html 3. http://www.lyceum95.ru/biolog/klet_teoria.htm 4. http://biology-of-cell.narod.ru/subject1.html 5. http://botan.cc/uchebnik/biologiya/10/by001/p010.html |
6. | Методические рекомендации: | 1. Изучите материалы учебника на стр 28 - 31 2. Изучите материалы интернет-ресурса 3. Подготовьте аргументированный, развернутый ответ на предложенный вопрос 4. Сообщение оформите в виде таблицы в тетради |
7. | Форма организации: | Индивидуальная работа |
8. | Форма отчетности: | Выполненные задания в папке |
9. | Форма проверки: | Контроль во время урока |
10. | Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3
1. | Тема: | Строение и функции клетки |
2. | № урока: | |
3. | Задание: | Зарисовать схему строения растительной клетки, обозначив её основные части |
4. | Количество часов: | |
5. | Источники: | 1. Общая 6иoлoгия. 10 - 11 класс : уче6. для oбщeoбрaзoват. учреждений / A. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М. : Дрофа, 2005. - 367с. 2. http://newsbee.net/rki/subjects/%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/buildcel |
6. | Методические рекомендации: | 1. Изучите материалы учебника на стр 55 - 60 2. Изучите материалы интернет-ресурса 3. Составьте описание строения растительной клетки с иллюстрацией |
7. | Форма организации: | Индивидуальная работа |
8. | Форма отчетности: | Выполненные задания в папке |
9. | Форма проверки: | Контроль во время урока |
10. | Критерии оценки: | - Студент подготовил аргументированный, развернутый ответ на предложенный вопрос с иллюстрацией - 5 (отлично); - Студент подготовил ответ на предложенный вопрос без иллюстрации - 4 (хорошо); - Студент подготовил иллюстрацию - 3 (удовлетворительно); - Студент не подготовил - 2 (неудовлетворительно). |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4
1. | Тема: | Обмен веществ и превращение энергии в клетке |
2. | № урока: | |
3. | Задание: | Заполнить таблицу «Структуры белковой молекулы» |
4. | Количество часов: | |
5. | Источники: | Общая 6иoлoгия. 10 - 11 класс : уче6. для oбщeoбрaзoват. учреждений / A. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М. : Дрофа, 2005. - 367с. |
6. | Методические рекомендации: | 1. Изучите материалы учебника на стр 40 - 60 2. Составьте описание структуры белковой молекулы в виде таблицы |
7. | Форма организации: | Индивидуальная работа |
8. | Форма отчетности: | Выполненные задания в папке |
9. | Форма проверки: | Контроль во время урока |
10. | Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5
1. | Тема: | Обмен веществ и превращение энергии в клетке |
2. | № урока: | |
3. | Задание: | Составить схему молекулярной организации клетки |
4. | Количество часов: | |
5. | Источники: | http://scask.ru/book_len1.php?id=46 |
6. | Методические рекомендации: | 1. Изучите интернет-ресурс 2. Составьте схему молекулярной организации клетки |
7. | Форма организации: | Индивидуальная работа |
8. | Форма отчетности: | Выполненные задания в папке |
9. | Форма проверки: | Контроль во время урока |
10. | Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6
1. | Тема: | Размножение и индивидуальное развитие организмов |
2. | № урока: | |
3. | Задание: | Сравнить основные этапы развития человеческого организма в зародышевый и послезародышевый периоды |
4. | Количество часов: | |
5. | Источники: | 1. http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Human-Sciences/Anatomy-and-Physiology/9899 2. http://medichelp.ru/posts/view/6735 3. http://biology-konspect.org/?content=7642 |
6. | Методические рекомендации: | 1. Изучите интернет-ресурс 2. Подготовьте ответ на данный вопрос в виде таблицы |
7. | Форма организации: | Индивидуальная работа |
8. | Форма отчетности: | Выполненные задания в папке |
9. | Форма проверки: | Контроль во время урока |
10. | Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7
1. | Тема: | Размножение и индивидуальное развитие организмов |
2. | № урока: | |
3. | Задание: | Выявить толкование значений корней слов по теме, результаты оформить в виде таблицы |
4. | Количество часов: | |
5. | Источники: | Биология. Общая биология. 10 - 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н Воронцов и др. - М. : Просвещение, 2012. - 304с. |
6. | Методические рекомендации: | 1. Откройте книгу на стр 75 - 95 2. Выделите все термины и определения по данной теме 3. Выявить толкование значений корней слов по теме 4. Результаты оформить в виде таблицы |
7. | Форма организации: | Индивидуальная работа |
8. | Форма отчетности: | Выполненные задания в папке |
9. | Форма проверки: | Контроль во время урока |
10. | Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8
Тема: | Основы биологии развития. | |
№ урока: | ||
Задание: | Сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных, внешнего и внутреннего оплодотворения | |
Количество часов: | ||
Источники: | Биология. Общая биология. Базовый уровень : учебник для 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М. : Дрофа, 2010. - 381с. | |
Методические рекомендации: | 1.Откройте книгу на стр. 108 - 114 2.Изучите материалы учебника 3.Составьте сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных, внешнего и внутреннего оплодотворения | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9
Тема: | Основы биологии развития | |
№ урока: | ||
Задание: | Сравнить фазы митоза и мейоза, результаты оформить в виде таблицы | |
Количество часов: | ||
Источники: | Биология. Общая биология. 10 - 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н Воронцов и др. - М. : Просвещение, 2012. - 304с. | |
Методические рекомендации: | 1.Откройте книгу на стр. 75 - 78, 80 - 83 2.Изучите материалы учебника 3.Составьте сравнительную характеристику фаз митоза и мейоза | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10
Тема: | Наследственность и изменчивость | |
№ урока: | ||
Задание: | Составить принципиальные схемы моно- и дигибридного скрещивания, схемы при сцепленном наследовании признаков | |
Количество часов: | ||
Источники: | Биология. Общая биология. 10 - 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н Воронцов и др. - М. : Просвещение, 2012. - 304с. | |
Методические рекомендации: | 1. Откройте учебник на стр 96 - 100, 103 - 109 2. Составить принципиальные схемы моно- и дигибридного скрещивания, схемы при сцепленном наследовании признаков. | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11
Тема: | Основные положения хромосомной теории наследственности | |
№ урока: | ||
Задание: | Выявить толкование значений биологических терминов по теме, результаты оформить в виде таблицы | |
Количество часов: | ||
Источники: | Общая 6иoлoгия. 10 - 11 класс: уче6. для oбщeoбрaзoват. учреждений / A. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М. : Дрофа, 2005. - 367с. | |
Методические рекомендации: | 1. Откройте книгу на стр 152 - 154 2. Выделите все термины и определения по данной теме 3. Выявить толкование значений биологических терминов по теме 4. Результаты оформить в виде таблицы | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 12
Тема: | Основные положения хромосомной теории наследственности | |
№ урока: | ||
Задание: | Систематизировать и описать положение хромосомной теории наследственности в виде таблицы | |
Количество часов: | ||
Источники: | Общая 6иoлoгия. 10 - 11 класс : уче6. для oбщeoбрaзoват. учреждений / A. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М. : Дрофа, 2005. - 367с. | |
Методические рекомендации: | 1. Откройте книгу на стр 152 - 154 2. Систематизировать и описать положение хромосомной теории наследственности в виде таблицы | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 13
Тема: | Изменчивость | |
№ урока: | ||
Задание: | Выявить формы ненаследственной и наследственной изменчивости, оформить в виде таблицы | |
Количество часов: | ||
Источники: | Общая 6иoлoгия. 10 - 11 класс: уче6. для oбщeoбрaзoват. учреждений / A. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М. : Дрофа, 2005. - 367с. | |
Методические рекомендации: | 1. Откройте книгу на стр 163 - 166 2. Выявите формы ненаследственной и наследственной изменчивости 3. Оформить в виде таблицы | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 14
Тема: | Изменчивость | |
№ урока: | ||
Задание: | Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), изменчивости у особей одного вида | |
Количество часов: | ||
Источники: | Общая 6иoлoгия. 10 - 11 класс : уче6. для oбщeoбрaзoват. учреждений / A. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М. : Дрофа, 2005. - 367с. | |
Методические рекомендации: | 1. Откройте книгу на стр 169 - 173 2. Выявите источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), изменчивость у особей одного вида | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 15
Тема: | Основы селекции | |
№ урока: | ||
Задание: | Создание презентации по одной из тем (на выбор студента): 1. " Генной и клеточной инженерия" 2. "Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии" Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания; решение генетических задач. | |
Количество часов: | ||
Источники: | 1. Общая 6иoлoгия. 10 - 11 класс : уче6. для oбщeoбрaзoват. учреждений / A. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М. : Дрофа, 2005. - 367с. 2. Биология. Общая биология. 10 - 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н Воронцов и др. - М. : Просвещение, 2012. - 304с. | |
Методические рекомендации: | 1. Откройте книгу №1 на стр 140 - 151 2. Составьте таблицу схем скрещивания 3. Вспомните алгоритм решения генетических задач 4. Составьте одну генетическую задачу 5. Откройте книгу на стр 138 - 141 6. Выполните мультимедийную презентацию 7. Рекомендации по составлению презентации смотреть в приложении | |
Форма организации: | Работа в парах | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке Мультимедийная презентация | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 16
Тема: | Основы селекции | |
№ урока: | ||
Задание: | Построение вариационного ряда и вариационной кривой. Сравнительная характеристика пород (сортов). Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | |
Количество часов: | ||
Источники: | 1. http://blgy.ru/biology10p/phenotypic-plasticity 2. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М. : Дрофа, 2010. - 381с. | |
Методические рекомендации: | 1. Изучите материалы интернет - ресурса 2. Составьте краткую характеристику построения вариационного ряда и вариационной кривой 3. Откройте учебник на стр 176 - 190 4. Составьте краткую сравнительную характеристику пород (сортов) 5. Проанализируйте эстетические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 17
Тема: | Эволюционная теория | |
№ урока: | ||
Задание: | Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас. | |
Количество часов: | ||
Источники: | Биология. Общая биология. Базовый уровень : учебник для 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М. : Дрофа, 2010. - 381с. | |
Методические рекомендации: | 1. Откройте учебник на стр 262 - 273, 282 - 296, 298 - 299 2. Проанализируйте различные гипотезы возникновения жизни на Земле 3. Проанализируйте происхождения человека и формирования человеческих рас | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 18
Тема: | Эволюционная теория | |
№ урока: | ||
Задание: | Сравнить точки зрения К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина на эволюцию видов животных | |
Количество часов: | ||
Источники: | Биология. Общая биология. Базовый уровень : учебник для 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М. : Дрофа, 2010. - 381с. | |
Методические рекомендации: | 1. Изучите материалы учебника на стр 196 - 217 2. Сравните точки зрения К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина на эволюцию видов животных 3. Оформить в виде таблицы | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 19
Тема: | Эволюционная теория | |
№ урока: | ||
Задание: | Подготовьте сообщение на тему: на выбор) 1. Критика расизма и социального дарвинизма. 2. Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции | |
Количество часов: | ||
Источники: | 1. http://sbio.info/materials/obbiology/obbevolut/obbchelpro/66 2. http://proznania.ru/books.php/?page_id=563 3. Биология. Общая биология. 10 - 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н Воронцов и др. - М. : Просвещение, 2012. - 304с. | |
Методические рекомендации: | 1. Изучите материалы интернет-ресурса 2. Составьте критику расизма и социального дарвинизма. 3. Изучите материалы учебника на стр. 172 - 179 4. Составьте характеристику приспособления организмов и видообразования | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 20
Тема: | Современная теория эволюции | |
№ урока: | ||
Задание: | Составление характеристики больших рас человека | |
Количество часов: | ||
Источники: | Общая 6иoлoгия. 10 - 11 класс : уче6. для oбщeoбрaзoват. учреждений / A. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М. : Дрофа, 2005. - 367с. | |
Методические рекомендации: | 5. Изучите материалы учебника стр 285 - 289 6. Составьте характеристику больших рас человека 7. Оформить в виде таблицы | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 21
Тема: | Современная теория эволюции | |
№ урока: | ||
Задание: | Выявить стадии эволюции человека | |
Количество часов: | ||
Источники: | Биология. Общая биология. 10 - 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н Воронцов и др. - М. : Просвещение, 2012. - 304с. | |
Методические рекомендации: | 1. Изучите материалы учебника стр 223 - 237 2. Опишите стадии эволюции человека 3. Оформить в виде таблицы | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 22
Тема: | Экосистемы | |
№ урока: | ||
Задание: | Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота. Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах своей местности | |
Количество часов: | ||
Источники: | 1. Биология. Общая биология. 10 - 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н Воронцов и др. - М. : Просвещение, 2012. - 304с. 2. Биология. Общая биология. Базовый уровень : учебник для 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М. : Дрофа, 2010. - 381с. | |
Методические рекомендации: | 1. Изучите материалы учебника №1 стр 268 - 271 2. Составьте схемы круговоротов углерода, кислорода, азота 3. Изучите материалы учебника №2 стр 304 - 319 4. Проведите биологические исследования: наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах своей местности | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 23
Тема: | Экосистемы | |
№ урока: | ||
Задание: | Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. | |
Количество часов: | ||
Источники: | Общая 6иoлoгия. 10 - 11 класс : уче6. для oбщeoбрaзoват. учреждений / A. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М. : Дрофа, 2005. - 367с. | |
Методические рекомендации: | 1. Изучите материалы учебника стр 361 - 363 2. Проанализируйте глобальные антропогенные изменения в биосфере | |
Форма организации: | Индивидуальная работа | |
Форма отчетности: | Выполненные задания в папке | |
Форма проверки: | Контроль во время урока | |
Критерии оценки: | Студент выполнил задание в полном объеме - 5 баллов; Студент выполнил задание в неполном объеме - 4 балла; Студент выполнил задание несвоевременно - 3 балла; Задание не выполнено - 2 балла |
Список рекомендуемой литературы:
1. Биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учереждений / И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина. - М. : Вента - Граф, 2010. - 224с.
2. Биология. Общая биология. 10 - 11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н Воронцов и др. - М. : Просвещение, 2012. - 304с.
3. Общая 6иoлoгия. 10 - 11 класс : уче6. для oбщeoбрaзoват. учреждений / A. А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М. : Дрофа, 2005. - 367с.
4. Биология. Общая биология. Базовый уровень : учебник для 10 - 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М. : Дрофа, 2010. - 381с.
Приложение
Методические рекомендации по подготовке сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
· фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
· суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
· мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видеофрагметы, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего" (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит…»
- «Благодаря этому вы получите…»
- «Это позволит избежать…»
- «Это повышает Ваши…»
- «Это дает Вам дополнительно…»
- «Это делает вас…»
- «За счет этого вы можете…»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
· Вызывает ли мое выступление интерес?
· Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
· Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
· Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.