Проверка оптимальности распределения поставок
Транспортная задача
Постановка задачи
Важным частным случаем ЗЛП является транспортная задача. Задача выглядит следующим образом: имеется m поставщиков и n потребителей, мощности поставщиков, спросы потребителей и затраты на перевозку единицы груза для каждой пары «поставщик-потребитель».
Задача представляется в виде таблицы.
Поставщики | Мощность поставщиков | Потребители и их спрос | |||
… | n | ||||
N1 | N2 | … | Nn | ||
M1 | c11 х11 | c12 х12 | … | c1n х1n | |
M2 | c21 х21 | c22 х22 | … | c2n х2n | |
… | … | … | … | … | … |
m | Mm | cm1 хm1 | cv2 хv2 | … | cmn хmn |
В левом верхнем углу клетки стоит коэффициент затрат cij – затраты наперевозку единицы груза от i-го поставщика j-му потребителю.
Задача ставится следующим образом: найти объемы перевозок xij для каждой пары «поставщик-потребитель», так чтобы:
- Мощности всех поставщиков были реализованы.
- Спросы всех потребителей были удовлетворены.
- Суммарные затраты на перевозку должны быть минимальны.
Таким образом, для транспортной задачи характерны две системы ограничений:
Первая система ограничений для поставщиков
х11+х12+…+х1n=M1
х21+х22+…+х2n=M2
…
хm1+хm2+…+хmn=Mm
Вторая система ограничений для потребителей
х11+х21+…+хm1=N1
х12+х22+…+хm2=N2
…
х1n+х2n+…+хmn=Nn
Очевидно, что объем перевозимого груза не может быть отрицательным, поэтому следует предположить, что xij³0 (i=1,..,m; j=1,…,n).
Суммарные затраты F на перевозку выражаются через коэффициенты затрат и поставки следующим образом: F=c11x11+c12x12+…+c1nx1n+…+cmnxmn
Математическая постановка задачи
На множестве неотрицательных решений систем ограничений и найти такое решение Х=(х11,х12,…,хij,…,xmn), при котором линейная функция принимает минимальное значение.
Транспортные задачи делятся на закрытые (сбалансированные) и открытые.
Закрытая модель-это частный случай транспортной задачи, при которой суммарные мощности поставщиков равны суммарным спросам потребителей.
Открытая модель-это частный случай транспортной задачи, при которой условие равенства суммарных мощностей поставщиков и суммарного спроса потребителей не выполняется.
Нахождение первоначального базисного распределения поставок
По аналогии с другими задачами линейного программирования решение транспортной задачи начинается с построения допустимого базисного распределения. Первоначальное базисное распределение поставок можно найти:
ü методом северо-западного угла;
ü методом минимального элемента;
ü методом Фогеля и т.д.
Проверка оптимальности распределения поставок
Базисное распределение поставок оптимально тогда и только тогда, когда оценки всех свободных клеток неотрицательны.
Правило нахождения оценок свободных клеток: к коэффициентам затрат таблицы поставок в каждой строке и столбце надо прибавить такие числа (потенциалы), чтобы коэффициенты затрат в заполненных клетках стали равными нулю. Полученные при этом коэффициенты затрат свободных клеток равны оценкам этих клеток.