Качественные реакции на белки и аминокислоты
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра химии и биологии
ПРАКТИКУМ ПО БИОХИМИИ
для студентов II курса
лечебного факультета
Черкесск
ВВЕДЕНИЕ
В данном практикуме изложены методики учебных лабораторных работ и некоторых современных биохимических методов исследования, выполняемых студентами на занятиях по биохимии. Проведение лабораторных работ позволит осмыслить теоретический материал, рассмотреть особенности строения и свойства вещества.
Методические указания могут быть использованы студентами лечебного факультета для самостоятельной, учебно- и научно-исследовательской работы.
I.ТЕМА: Вводное занятие
Лабораторная работа № 1.
Особенности работы в биохимической лаборатории и инструктаж по технике безопасности:
1. Работать разрешается только в халате с длинными рукавами.
2. Длинные волосы должны быть аккуратно убраны.
3. Выполнять лабораторную работу разрешается только на химическом столе. На химический стол нельзя класть одежду, учебники и другие ценные вещи.
4. Работа с биологическим материалом должна выполняться в медицинских перчатках.
5. Работать с агрессивными жидкостями (концентрированные кислоты, щелочи и др.) допускается только строго отвеченном для этого месте (вытяжной шкаф).
6. Использовать реагенты, маркировка которых указана на этикетке.
7. Отмеривать такие жидкости необходимо с большой осторожностью следующими способами:
а) с помощью мерного цилиндра;
б) с помощью пипетки с грушей;
в) с помощью стеклянной пипетки. Опустить пипетку в жидкость, после заполнения пипетки жидкостью плотно закрыть верхний конец указательным пальцем, перенести пипетку с жидкостью в пробирку. Осторожно приоткрыть конец пипетки и отмерить жидкость.
Внимание! Запрещается при отмеривании агрессивных жидкостей заполнять ими пипетку путем засасывания ртом. Так можно вызвать повреждение зубной эмали, ожог слизистой оболочки ротовой полости и пищевода.
8. Если на кожу, слизистые оболочки или в глаза попала агрессивная жидкость, немедленно смыть ее большим количеством воды и обратиться и лаборантскую службу кафедры.
9. Не нагревать посуду из простого химического стекла на открытом пламени.
10. Следить за тем, чтобы вода и другие жидкости не попадали в электрические приборы.
11. В лабораторные центрифуги помещать парное (четное) количество тщательно уравновешенных пробирок. Роторная камера может быть открыта только после полной остановки ротора.
12. Работу на измерительной аппаратуре следует проводить в присутствии преподавателя или ответственного лаборанта кафедры.
13. Необходимо аккуратно обращаться с лабораторной посудой, чтобы в случае ее повреждения не получить травму.
14. После завершения работы убрать рабочее место, отключить электричество, а также убедиться, что краны холодной и горячей воды закрыты.
II.ТЕМА: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА БЕЛКОВ
Белки представляют собой высокомолекулярные полимерные органические соединения, построенные из α-аминокислот. Аминокислоты соединены меду собой пептидными связями (-СО-NН-), образуя полипептидные цепи. Пептидная связь формируется только за счет α–NH2 группы одной и COOH-группы другой аминокислоты у α -углеродного атома.
В белках различают первичную структуру (последовательность аминокислотных остатков, соединенных между собой при помощи пептидных связей), вторичную структуру (возникает за счет образования водородных связей между группами =N-H и O=C= данной полипептидной цепи, что приводит к расположению полипептидной цепи в виде спиральной или складчатой структуры), третичную структуру (возникает в результате взаимодействия между боковыми цепями аминокислотных остатков полипептидных цепей), четвертичную структуру (межмолекулярные взаимодействия между отдельными полипептидными цепями).
Лабораторная работа № 2.
КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ
Для проведения качественной реакции к исследуемому веществу прибавляют реагент, способный взаимодействовать с определенной химической группой. Если исследуемое вещество содержит такую группу, происходит реакция, в результате которой наблюдается, либо изменение цвета, либо выпадение осадка, либо появление характерного запаха. В этом случае реакцию можно считать положительной и сделать вывод о наличии данной группы в составе исследуемого вещества. Если изменений не происходит (отрицательная реакция), то вещество не содержит искомой группы.
Качественные реакции на белки и аминокислоты
Присутствие белка в биологических жидкостях можно обнаружить с помощью качественных (цветных) реакций. Можно выделить универсальные цветные реакции (биуретовая, нингидриновая), которые дают вещества, содержащие не менее двух пептидных связей, и специфические реакции, которые обусловлены наличием только определенных аминокислот в молекуле белка (ксантопротеиновая, Миллона, Фоля и др.)