Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию
4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:
Термин | Определение |
Эшерихиозы | Группа инфекционных заболеваний, вызванных бактериями рода Escherichia семейства Enterobacteriaceae. |
Виды эшерихиозов | Различают два вида эшерихиозов : 1. Заболевание, вызванное условно-патогенной кишечной палочкой (обычный представитель нормальной микрофлоры кишечника); 2. Заболевания, вызванные патогенным сероваром эшерихий (коли-энтериты, коли-инфекции). |
Возбудители коли-инфекций | Разделяются на пять типов: энтеропатогенные кишечные палочки (ЭПКП), энтеротоксигенные кишечные палочки (ЭТКП), энтероинвазивные кишечные палочки (ЭИКП), энтерогеморагичные кишечные палочки (ЭГКП) и энтероадгезивные кишечные палочки (ЭАКП). ЭПКП - вызывают коли-энтериты. ЭИКП - вызывают дизентериеподобные поражение. ЭТКП - вызывают холероподобные заболевания. ЭГКП - вызывают диарею с выделением крови. ЭАКП - изучены еще недостаточно. |
Микробиологическая диагностика эшерихиозов | Имеет особое значение, поскольку клинические проявления эшерихиозов характеризуются отсутствием патогенетических симптомов относительно возбудителя. Основным остается бактериологический метод. |
Особенности бакте-риологической диаг-ностики эшерихиозов | Выделение и идентификация возбудителя базируется на изучении его антигенной структуры, а не на изучении его культуральных и биохимических свойств. |
4.2. Теоретические вопросы к занятию:
· Классификация и общая характеристика представителей семейства энтеробактерий.
· Современные взгляды на эволюцию кишечных бактерий.
· Антигенная структура эшерихий.
· Роль кишечной палочки в физиологии и патологии человека.
· Заболевания, вызванные кишечной палочкой, их классификация.
· Методы микробиологической диагностики эшерихиозов, их оценка.
· Препараты для лечения и профилактики коли-энтеритов.
4.3. Практические задания, выполняемые на занятии:
· Изучить морфологические, культуральные и биохимические свойства эшерихий.
· Создать схему микробиологической диагностики коли-энтеритов.
· Ознакомиться с методикой серологической идентификации копрокультуры, выделенной от больного с подозрением на коли-энтерит.
· Изучить препараты, которые используются для диагностики и терапии коли-энтеритов.
5. Содержание темы:
На практическом занятии студенты изучают морфологические, культуральные, биохимические и антигенные свойства эшерихий, проводят учет пробирочной реакции агглютинации, поставленной с целью серологической идентификации выделенной копрокультуры ЭПКП, делают вывод. Выполненные задания студенты записывают в протокол и подписывают его у преподавателя.
Рекомендации по оформлению протокола.
В протокол следует внести:
1. Рисунки морфологии кишечных палочек и ЭПКП, окрашенных по Граму.
2. Описание колоний эшерихий на средах Эндо, Левина.
3. Ряд Гиса до и после засева культуры эшерихий.
4. Схему микробиологической диагностики коли-энтеритов.
5. Схему постановки РА с целью серологической идентификации ЭПКП и результаты учета.
6. Перечень диагностических, профилактических и лечебных препаратов.
Вопросы для самоконтроля.
· Морфологические, тинкториальные, культуральные свойства E.coli.
· Антигенное строение E.coli и ЭПКП.
· Классификация патогенных кишечных палочек.
· Токсины ЭПКП, их характеристика.
· Особенности патогенеза коли-энтеритов, дизентериеподобных и холероподобных заболеваний. Значение возрастного фактора.
· Методы микробиологической диагностики эшерихиозов.
· Особенности и этапы бактериологической диагностики коли-энтеритов.
· Ускоренные методы диагностики коли-энтеритов.
· Препараты, используемые для диагностики и лечения коли-энтеритов.
Практическое занятие №4
Тема: Сальмонеллы. Микробиологическая диагностика брюшного тифа и паратифов.
1. Актуальность темы:
Тифо-паратифы занимают определенное место среди острых кишечных заболеваний человека. Независимо от того, является возбудителем S.typhi, S.paratyphi A или В, эти заболевания имеют сходную клиническую картину. Поэтому дифференциальный диагноз может быть поставлен только с помощью лабораторных методов исследования - выделения культуры возбудителя из организма больного, или выявления специфических антител в сыворотке его крови.
Это подтверждает актуальность изучения темы диагностики брюшного тифа и паратифа в курсе специальной микробиологии.
2. Конкретные цели:
· Интерпретировать биологические свойства сальмонелл – возбудителей брюшного тифа, паратифов А и В.
· Объяснить патогенетические закономерности инфекционного процесса, вызванного S.typhi, S.paratyphi A и B.
· Изучить методы микробиологической диагностики, этиотропной терапии и профилактики брюшного тифа, паратифов А и В.
3. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция).Смотри практическое занятие №1.